Конспект мероприятия "Дети и животные в дни блокады"
план-конспект занятия (2 класс)

Холодовская Полина Игоревна

.Конспект внеклассного мероприятия "Дети и животные в дни блокады", можно исспользовать как классный час для обучающихся 2-3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_zhivotnye_v_dni_blokady.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дети и животные в дни блокады»

Проведено: 24 января 2019 год.

Подготовила и провела: Холодовская П. И.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

- сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне, о подвигах народа;

- воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ;

- способствовать развитию любознательности, расширению словарного запаса, через стихотворения, монологи, диалоги о войне.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, мультимедийная установка, колонки.

Используемые технологии: ИКТ, информационные.

Ход занятия:

Орг. Момент, приветствие.

1. В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

- Что за дата 27 января 1944 года?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

2. Что такое блокада?

- Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.

- Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.

- Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом.

- На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб.

- Во время воздушной тревоги,( включаю аудиофайл)

 когда жители города скрывались в бомбоубежищах,

на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети«Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

- Как вы думаете чем занимались люди в блокадном Городе?

(Работали, писали стихи и музыку)

- А все жители города работали? (Да, даже дети)

- Как вы думаете легко ли приходилось детям в то время?

(нет)

3. Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

- В Блокаду резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 – 98. В них было принято более 40 тысяч детей – сирот.

 У каждого  ребенка – вашего сверстника - своя  история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой. Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок. У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной.

- Как вы думаете, работали ли школы?  (Да)

Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны. И поэтому преодолевая слабость , в лютый холод, под обстрелами – они шли в школу.

Урок продолжался не более 25 минут, (это в двое короче, чем сейчас у вас идут уроки) больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

4. А знаете ли вы о новогодней елке, которая проходила в блокадном городе?

- Хотя обстановка в осажденном Ленинграде была очень тяжелой, тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года.

В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед.

- Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

5. Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых.

- В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.

- Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

- С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами.

- Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

- Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжело раненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. С 1943 год в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

6. В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. (аудиофайл: фрагмент «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостакович)

- Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня. Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

- Ребята, были ли вы когда-нибудь в зоопарке?

(ответы детей)

А знаете ли вы что в блокаду сотрудники зоопарка спасали животных? (рассказывая, показываю презентацию)

 - До начала осады  сотрудники пытались спасти уникальных животных. В срочном порядке в Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи, американский тапир и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось. Спасаясь от бомбежек, сотрудники зоосада пытались уберечь как можно больше животных.

птицы, а вот серна, напротив, почему-то взбиралась на горку и стояла там, дожидаясь конца обстрела.

-Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Не было у нее другого убежища. К несчастью, 8 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Ее похоронили на территории зоопарка. В ту страшную ночь также погибли медвежата и лисята. Были разрушены стены обезьянника, из-за чего приматы разбежались по округе. Утром сотрудники собирали их, дрожащих от страха, по всему городу. Неповоротливый бизон провалился в воронку. У людей просто не было сил, чтобы вытащить его оттуда, поэтому они соорудили настил и выманивали его кусочками сена, разложив их от дна до края ямы.

-Сотрудница зоопарка делала животным перевязки, делилась с ними собственным хлебом и поставила их на ноги.

-Удивительно, что Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы.

Многие служители ночевали прямо в зоосаде, не желая покидать своих подопечных ни на миг. Их было немного – всего два десятка, но этого оказалось достаточно, чтобы спасти множество жизней. 16 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», а сам зоопарк было решено не переименовывать, чтобы сохранить память о подвиге сотрудников-блокадников.

 

Рефлексия, подведение итогов:

Сейчас я раздам вам листочки, напишите на них то, что нового вы узнали с сегодняшнего занятия, а я потом пройду и соберу у вас листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зачем животным нужен хвост?"

Данное занятие может проходить в форме командной игры. Рекомендовано для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Может быть использовано в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической н...

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА "Парад животных"

Урок окружающего мира с элементами интеграции...

Конспект урока "Охрана животных"

Использование проектной и исследовательской технологий....

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Конспект урока "Беспозвоночные животные" 3 класс

Конспект урока по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока "Разнообразие животных"

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе...

Конспект урока Домашние животные .

Конспект открытого урока по осетинскому языку в группе для детей ,изучающих осетинский язык как второй....