Главные вкладки

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ.
    статья (2 класс)

    Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Мы  обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения — агрессию. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем  для педагогов, психологов, родителей и  общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей  с таким поведением стремительно растет. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

    Изосимова В.В.,

    педагог-психолог ГБОУ лицей №395

    Красносельского района, Санкт-Петербурга

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ.

    Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Мы  обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения — агрессию. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем  для педагогов, психологов, родителей и  общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей  с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

    • Ухудшение соц. условий жизни детей;
    • Кризисом семейного воспитания;
    • Недостаточным вниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
    • Увеличением  количества родовых травм, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
    • Влияние СМИ и компьютерных игр, пропагандирующих культ насилия.

     Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

    Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у детей с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у детей нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру.

    Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль. Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

    Агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и даже с негативными установками. Все эти факторы играют важную роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [1]. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

    Но не все авторы говорят о негативных последствиях агрессивного поведения, например, В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

    Чаще всего  выделяют следующие виды агрессии:

    - физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)  

    - вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

    - косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников,  и т.п.).  Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).

    Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии. Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. [3]

    Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у  взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей. Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.

    Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение взрослых владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не научились управлять собственным гневом. Вследствие этого их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева. В научной литературе разные исследователи дают образцы возможных способов поведения в критических ситуациях, но все они могут быть применимы только с учетом индивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Так, «лекарство» для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию, Они советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью. Далее даны рекомендации родителям, направленные на формирование адекватного поведения в период, когда они чем-то огорчены, разгневаны.

    Как избавиться от гнева

    1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:— отложите обсуждение с ребенком его поведение, отложите или отмените совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно);

    — намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;

    — по возможности выйдите в другую комнату или помещение;

    — используйте технику глубокого дыхания — сделайте три коротких вдоха и один длинный выдох.

    2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»).

    3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением, поможет вашему ребенку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

    — старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения; — посчитайте до 10;

    — напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

    — разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;

    — потопайте ногами, побейте подушку;

    — сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками; позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лежа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чем-то хорошем).

    Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

    Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

    Далее даны рекомендации родителям, направленные на формирование адекватного поведения в период, когда они чем-то огорчены, разгневаны.

    Рекомендации по профилактике гнева

    1. Наладьте взаимоотношения с вашим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно — это поможет вам в дальнейшем не бояться открытого проявления чувств, даже если вы чем-то расстроены:

    — слушайте своего ребенка;— проводите вместе с ним как можно больше времени — делитесь с ним своим опытом;

    — рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;

    — если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

    1. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв по отношению к ребенку:

    — не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите;

    — не позволяйте выводить себя из равновесия;

    — умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого.

    1. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:— изучите силы и возможности вашего ребенка;

    — если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все заранее;

    — если ребенок обычно капризничает в тот момент, когда он голоден, заранее продумайте, как накормить его, например, во время длительной поездки и т.д. [3]

     Литература:

    1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогинетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – с 112.

    2. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.

    3. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

    Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

    Причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации.

    Статья  позволяет  выявить причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации....

    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

    Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

    Рекомендации родителям по устранению агрессивного поведения детей

    Агрессия детей: её причины и предупреждения...

    Методические рекомендации для учителей и родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей

    Способы и направления коррекционной работы с агрессивными детьми; способы построения отношений; упражнения для коррекции агрессивного поведения...

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ...