«Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные»
классный час (3 класс)

Лосева Ирина Владимировна

Классный час посвящён толерантному отношению к инвалидам, формирует у младших школьников позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dobroty.docx263.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа, реализующая адаптированные  образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 1 Тракторозаводского района Волгограда»

400125, Волгоград, ул. им. Н. Отрады, д.38, тел. (8442)70-85-05, e-mail: shkola.sad8@yandex.ru

ОГРН 102340245856, ИНН/КПП 3441014732/344101001 л/с 2076000980

«Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные»

Цель: формирование у младших школьников позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; ценностных основ поведения, содействующих пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.

Задачи:

  1. Привлечение внимания младших школьников к проблемам людей-инвалидов;
  2. Формирование у них позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  3. Создание толерантной среды в классе;
  4. Развитие коммуникативных навыков младших школьников, обучение их сотрудничеству и партнерству в совместных делах;
  5. Воспитание уважения к окружающим людям, к их мнению, образу жизни и поведению.

Оборудование:

  • Лепестки Цветика – семицветика;
  • Лучики для солнышка толерантности со словами: сострадание, сердечность, доброта, уважение, понимание, равенство, грубость, милосердие, великодушие, согласие, скупость, ложь, зависть, чуткость, доброжелательность, сопереживание, злость, агрессия, ненависть;
  • Аппаратура для прослушивания песен и запись песен: «Мы просто другие» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова) и  «Любовь и Доброта» (автор Елена Пинджоян);
  • Фотографии Зиновия Гердта, Людвига Ван Бетховена,  Григория Журавлёва,  Виктории Потаповой.

Организация участников мероприятия:

• в данном мероприятии приняли участие учащиеся 2 класса «Б» МОУ НШ № 1;

•предварительно необходимо  познакомить детей с произведением В. Катаева «Цветик – семицветик»

Контингент детей: дети с ОВЗ (с нарушением зрения).

Возраст детей: 8 лет.

Звучит песня «Мы просто другие»

(Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

У меня есть любимый брат.

Он не такой, как все.

Он очень странный, говорят,

Беспомощный совсем.

Мне интересно с ним играть,

Но мне нельзя его

Ни на минуту оставлять

На свете одного.

Я научилась понимать,

Как трудно бывает ему.

И самое трудное - это

Сказать обо всем самому.

Представьте, что здесь происходит

Чудесное волшебство -

В меня душа его входит.

И я говорю за него:

Припев

Мы просто другие,

Мы живем на другой глубине.

Мы просто такие.

Неизвестно, по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять.

Мы по-другому говорим,

И мир для нас другой.

И потому в себе храним

Испуганную боль.

И я не смогу научиться

Обманывать и грубить.

А сердце стучит-стремится

Мир безответно любить.

Есть мама и моя сестра.

Без них ни единого дня

Не выжить мне даже в квартире

Ведь это чужая земля.

Припев

Вы видите всего лишь дождь,

И он для вас идёт.

Течёт вода, вода течёт

И замерзает в лёд.

Мы видим узоры снежинок,

Кристаллики в глыбе льда.

Все капельки, что застынут,

Для вас это – лишь вода.

А в нашем мире всё не так.

Здесь могут часы замирать,

И миллионы дождинок

Мы можем пересчитать.

Учитель:

- Ребята, о чём или о ком песня?

- Над чем она нас заставила задуматься?

- Почему в мире этих людей «всё не так»?

- Какое настроение вызвала у вас?

- Почему?

Учитель:

Да, ребята, вокруг нас много людей, чей, мир немного другой. Эти люди отличаются от нас, но имеют такое же право на жизнь, общение, учёбу, как мы. Им немного сложнее, чем нам, и поэтому наша помощь им просто необходима. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни.

Послушайте притчу.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень.

Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Зачем ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине.

Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

- Почему человек не захотел отремонтировать вмятину на двери дорогой машины?

- Действительно, как только он её отремонтирует, сразу же забудет, что рядом есть люди, которые нуждаются в нашей помощи.

- Как вы понимаете слова «если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень».

Учитель:

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Сильная рука»:

Вызываются помериться силой 2 ученика. Каждому игроку даётся газета. Дети берутся одной рукой за газету: кто быстрее соберёт газету в кулак, при этом нельзя помогать другой рукой и прижимать к себе.

- Задание другое «Внимательное ухо»:

 Приглашается ученик, который по моим губам сможет прочитать предложение и произнести его вслух.

Учитель:

- Ребята. Скажите, сложно ли было выполнять задания? Почему?

 А ведь многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.

Людвиг Ван Бетховен - у него развилась глухота, несмотря на болезнь, этот замечательный музыкант и композитор продолжал сочинять шедевры

Нельзя не вспомнить великого советского и российского артиста театра и кино Зиновия Гердта, чьим голосом говорит капитан Врунгель в любимом детском мультфильме. Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После операций ногу врачи должны были укоротить на 8 см. Артист стал сильно прихрамывать. Но сила духа и воли помогли ему стать настоящим великим артистом.

Художник Григорий Журавлёв – у него не было рук, рисовал кистью, зажав её зубами.

Но и в нашей жизни есть место стойкости и мужеству, среди людей, которые ограничены в своих физических возможностях

Некоторые из них занимаются спортом, открывают предприятия, создают художественные произведения и многое другое.

Виктория Потапова, заслуженный мастер спорта, чемпионка Европы и России, серебряный призер мира по дзюдо, инвалид по зрению.

А мне хочется вам прочитают стихотворение, которое написала Мартынова Елена – тоже инвалид по зрению из г. Новочебоксарска.

За окном черемуха

 Шелестит травой,

 Ягоды засохли

 От жары такой.

 – Где же, где же дождик? –

 Шепчет зелень вся,

 Погибает матушка

 Русская земля.

 К небу тянет листья

 Клевер луговой,

 Просит тучу грозную

 Поспешить с дождем.

 Потемнело небо

 Просьбу услыхав,

 И пригнало тучу

 Из-за морских скал.

 Засверкала молния

 И ударил гром,

 Разразилось небо

 Проливным дождем.

 Ожило все разом,

 Стало так свежо,

 Радуется зелень

 Так ей хорошо.

Учитель:

Давайте вспомним сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик".

- Сколько лепестков было у волшебного цветка?  

- Кто помнит, какие желания загадывала девочка по имени Женя?

- Доставляли ли эти желания настоящую радость?

- А, что загадала Женя, когда держала в руках последний лепесток? Как вы думаете, принёс он ей радость? Почему?

- А теперь, ребята, вы возьмите в руки лепесток, который лежит перед вами на столе. Представьте, что это тот самый – последний лепесток. Подумайте, какое бы вы загадали желание, чтобы оно доставило радость.

- Кто помнит волшебные слова?

Давайте произнесём их вместе: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели»

- Что вы загадали? (высказывания детей).

Учитель:

- Ребята, а ведь и мы с вами тоже немного другие – мы все с вами ходим в очках, среди нас есть девочка, которая ходит немного не так как мы. И согласитесь, каждому из нас нужно хотя бы немного любви и тепла.

- Но что, значит, быть милосердным и добрым?

- Доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия.

Чтение стихотворения Ярославы Гафуровой

Как мало надобно для счастья -

Чтобы ребёнок был здоров!

Как много нужно соучастья,

Чтоб счастлив стал, кто занемог...

А мы проходим мимо боли,

И, опуская в пол глаза,

Тихонько скажем: "Бог поможет..."

А разве Бог - это не Я?

Побудьте Богом хоть минутку!

Услышьте тех, кто молит Вас!

Без благодарности и шума

Побудьте Ангелом сейчас.

Продлите детство, но с улыбкой,

И подарите шанс на жизнь -

Она бывает очень зыбкой,

Когда нет веры в то, что жив...

Как мало надобно для счастья...

Учитель:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть ещё в игру, которая так и называется «Солнце радости зажги»

На столе лежат солнечные лучики, вы только те лучики выбрать должны,

которые, на ваш взгляд, людские сердца отогреть бы смогли.

 (Дети выбирают лучики и прикрепляют их к солнышку)

- Теперь наше солнышко ярко заблистало.

Звучит песня в исполнении группы «Непоседы»

Любовь и Доброта (автор Елена Пинджоян)

Людей так много в мире огромном,

Но у нас на всех одна мечта.

Пусть смеются дети и на рассвете

Встречают нас любовь и доброта.

Любовь

Любовь и доброта

Сколько нас миллионы глаз.

Мы живём здесь и сейчас.

Плачем, смеёмся, любим и верим

В новый день для нас открыты все двери.

Нам не так уж много и нужно,

Пусть всем миром правит дружба.

Просто всегда солнце светит всем

На большой планете.

Мы делиться будем с друзьями

Лишь хорошими новостями.

Все плохое останется в прошлом,

Если думаешь ты о хорошем.

Видишь здесь добрые лица,

Знай, этим можно гордиться.

Слышишь, как этот мир тебя любит,

Хочешь, значит всегда так и будет

Дружба не измеряется годами,

Дружба она всегда будет с нами.

С другом любое спорится дело,

Другу можно довериться смело.

Верный друг он всегда тебя поймёт,

Лучший друг не предаст не уйдёт.

Дружба она находится в каждом,

Чувствуй, остальное не важно.

Рефлексия

Учитель:

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашему сегодняшнему разговору.

Закончите, пожалуйста, предложения:

- Сегодня я понял, что…

- Теперь я обязательно…

В заключении учитель читает стихотворение Маргариты Шлаговой

(можно заранее подготовить ученика)

Я верю в Доброту и Человечность

Я верю в Справедливость и Мечту.

И сердца стук заполнив эхом Вечность

Нам не позволит опуститься в темноту.

Я знаю: будет Счастье безграничным,

На перекрестках этой зыбкой суеты.

Я знаю: мы не будем безразличны

К извечной теме Святости и тьмы.

НЕ позволяя падать на колени,

НЕ спотыкаясь в поисках пути

Нам нужно лишь слегка касаясь

Не докричаться, а шептать от теплоты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фото к классному часу

Людвиг Ван Бетховенhttp://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/7179_6189cdefc159164d4a88ccacb401e8bb.jpg

Зиновий Гертhttp://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/7179_02bfe53fb29a1cf33052b722c7cb3856.jpg

Григорий Журавлёвhttps://1.404content.com/1/63/DC/428953340798306223/fullsize.jpg

Виктория Потапова http://bf.sistema.ru/wp-content/uploads/2017/06/23.png

В мероприятии была использована информация с Интернет- ресурсов:

  1. http://bookz.ru/authors/andrei-merko/kollekci_440/page-2-kollekci_440.html.
  2. https://muzofond.org/search/александр%20ермолов%20мы%20просто%20другие
  3. http://pesenok.ru/13/Neposedy/tekst-pesni-Lyubov-i-dobrota
  4. http://www.stihi.ru/2010/11/07/8383
  5. http://www.babyplan.ru/blog/113286/entry-185922-stihi-o-detkah-ochen-grustnye/

Мероприятие подготовили и провели:

Лосева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ НШ № 1,

Карпова Вера Ивановна,

учитель-дефектолог  МОУ НШ № 1.

ВОЛГОГРАД, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Классный час "Все мы разные"

Классный час посвящен проблеме толерантности. Мероприятие проводится в игровой форме....

Классный час «Ты и я - мы оба разные. Но ты и я - мы оба КЛАССНЫЕ!»

Классный час направлен на воспитание дружбы школьников и толерантному отношению друг к другу. По ходу классного часа дети лучше узнают друг друга, а с помощью выполнения заданий в группах, происходит ...

Классный час " Ты и я -мы оба разные, но очень классные"

Классный час " Ты и я- мы оба разные, но очень классные" посвящён воспитанию дружбы, толерантного отношения друг к другу...

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Классный час в 4 классе «Мы все разные, но мы вместе!» (Классный руководитель Шериева З.А.)

Цель: воспитание высоконравственной, ответственной, творческой,толерантной личностиЗадачи:Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.Сформ...