Бугуруслан- уездный город России
план-конспект урока (3 класс)

Блинова Ольга Сергеевна

Час общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasa_obshcheniya_buguruslan_uezdnyy_gorod.docx65.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка часа общения

«Бугуруслан – уездный город России»

Тема: «Бугуруслан – уездный город России».

Цель: познакомить учащихся с г. Бугурусланом, как городом купцов.

Задачи:-дать представление учащихся о купеческих семьях, занятиях населения, об учебных заведениях 19 в.

            -развивать умения работать с исторической датой, анализировать символику гербов, умение извлекать исторические знания из окружающей действительности, на примере купеческих особняков,

            -воспитывать любовь и уважение к истории своего города.

Материалы к уроку: тема урока, ребусы, домики, план г.Бугуруслана, схема торговых связей, карточки с цифрами, герб г. Бугуруслана, книга «Кинельская чаша».

Личностные УУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 - развитие этических чувств - гордости, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные  УУД:

- пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-  выполнять действия в речевой и умственной форме;

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации;

- строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять анализ предлагаемых объектов;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- контролировать действия партнёра;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Ход урока.

I. Мобилизация к учебной деятельности.

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по истории, а с кем – вы узнаете, если отгадаете загадку.

У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына

Что за странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это?         (Буратино)

-Путешествовать мы будем с Буратино. За правильные ответы он будет давать жетоны. В конце урока самым активным подарит свои золотые ключи.

-В каком городе мы живём?

-Вам нравится Бугуруслан? Почему?

II Целеполагание

-Сегодня мы будем путешествовать. А как вы думаете куда мы отправимся в путешествие? (по городу Бугуруслану).

- Что бы Вы хотели узнать о нашем городе?

- Узнаем об истории города Бугуруслана, о купеческих семьях, об учебных заведениях города Бугуруслана в 19в. Прочитаем тему урока на доске.

III.Работа над темой урока.

-Сколько лет исполнилось г. Бугуруслану?

-Да, совсем недавно у г. Бугуруслана был юбилей – 260 лет. Наше поколение знает Бугуруслан многоэтапным городом. С его садами, современными кинотеатрами, множеством школ и учебных заведений. И сложно представить каким город был тогда, в 1748 году… (Слайд№1)

Плодородные почвы, рыбные реки, богатая зверем лесостепь, прекрасный климат для проживания, умеренное количество осадков, множество родников – всё это располагало к заселению, привлекал сюда беглых или как тогда говорили «гулящих» людей из других губерний.

-Основу населения составляли купцы, а кто такие купцы? Изначально г. Бугуруслан складывался как город купцов. Их роль в Бугуруслане очень велика. Торговые связи купцов очень обширны. Значительную прибыль Бугурусланские купцы получали от ежедневной торговли в городе через свои торговые связи. В основном они торговали в магазинах и лавках, расположенных в центре города. Бугуруслан развивался как город – купечество. (Слайд№2)

В 1781 г. слободу преобразовали в г. Бугуруслан. Ему был присвоен герб. Что такое герб?

-Гербы являются принадлежностью не только государства, но и отдельных городов. Они символизировали богатство города, его независимостью.

-А вы знаете что было изображено на первом гербе г. Бугуруслана?

- На первом гербе г.Бугуруслана была бегущая куница и чёрная овца на зелёном поле. Герб Бугуруслана символизировал изобилие здешних мест. (Слайд№3)

-Поднимите руки, кто из вас учится в музыкальной школе?

-А вы знаете кому раньше принадлежал этот дом, где сейчас находится музыкальная школа? Особняк на Московской 73 – это музыкальная школа. (Слайд№)

 Она была построена местными помещиками, штукатурами, а принадлежала она самому богатому купцу в г.Бугуруслане Сергею Александровичу Фадееву. На первом этаже размещался магазин. Потолок и стены были расписаны узорами. Магазин был оформлен богато. Полы из деревянных плиток и керамического паркета были устланы ковровыми дорожками. С потолка свисали дорогие люстры, вначале со свечами, затем с электрическими лампами. В верхней части большие оконные клетки с канарейками, на подоконниках – цветы.

-Ребята, вспомните лестницу, которая ведёт нас на второй этаж. Вот по этой самой  ажурной чугунной лестнице когда-то ходили все члены семьи Фадеевых, состоящей из 13 человек, у каждого была своя комната. Коридоры с расписными стенами, хозяин занимал одну из самых больших комнат особняка, рядом находилась комната супруги. Достопримечательностью здания была просторная гостиная. Потолок гостиной украшал барельеф. Оттуда свисали массивные ажурные люстры, придающие всему помещению богатый вид. В зале проходили балы и общественные приёмы. Гости Фадеева развлекались здесь музыкой и танцами. Изысканные блюда доставлялись прямо в гостиную из кухни первого этажа при помощи подъёмного устройства. После революции у Фадеева отобрали магазин и особняк. В дальнейшем сам С.А.Ф. умер, похоронили его на старом кладбище. А его внуки до сих пор живут в Бугуруслане. Это Люба и Серафима, проживающие на улице Краснознамённая.

- А кто знает, сколько лет нашей гимназии?

-Она молодая, ей всего два года. В классах гимназии есть мальчики и девочки. А вот раньше девочки и мальчики учились раздельно. В городе Бугуруслане была одна мужская гимназия и две женских гимназии. Одной из самой лучшей, умной гимназисток была Мария Ковалёва.  Эта гимназистка-отличница, которая впоследствии стала талантливым профессором МГУ, учёным с мировым именем. (Слайд№5)

       

-М.Кобылина – это купеческая дочь. Её отец родился в 1850 году. Начинал он с кузнечного дела и был одним из лучших кузнецов во всей округи. Дом Кобылиных находился на Московской 72. Сколотив небольшой капитал, стал торговцем. Кобылин открыл магазин по продаже скобяных изделий. Кобылинские товары нередко появлялись на ярмарках. Бугурусланские купцы занимались благотворительностью: они помогали церкви, с их помощью построили театр имен Гоголя, земскую больницу. (Слайд№6)

           iCA6E3573      picture

-Основным занятием Бугурусланцев была торговля. На главной торговой площади г.Бугуруслана находился каменный корпус, с 8-ми лавками, составляющие собственность купцов, один деревянный с тремя лавками, два корпуса с 15 лавками, 24 подвижных деревянных лавочки. Эти лавки принадлежали не городу, а разным торговцам. Накануне базарных дней везли скот, хлеб, продукты. Продукцию Бугурусланских купцов хорошо знали в России, благодаря тому, что город лежал на перекрёстке торговых путей Москва-Казань-Бугуруслан-Бузулук-Оренбург. Многие купцы ездили на Яик за икрой и рыбой. Бугуруслан торгует преимущественно хлебом. (Слайд№7)

-Чем торгуют на Бугурусланском базаре в наши дни?

-У кого из вас есть старший брат или сестра, которые окончили школу и учатся в каком-либо учебном заведении?

-Какие ещё учебные заведения есть в Бугуруслане?

- Ребята, кто из вас ходил в местный краеведческий музей в Бугуруслане?

-Раньше тишину залов нынешнего краеведческого музея заполнял гомон мальчишеских голосов, что в этом красивом здании с колоннами размещалось первое в городе мужское уездное училище. В училище изучалось: закон Божий, чтение, письмо, арифметика. А вот во втором классе вводились русский язык, церковнославянское чтение, практическая геометрия, черчение, рисование, отечественная история. география, естествознание.

- У вас есть такие предметы?

-Какие предметы изучаются во втором классе?

Физминутка

VI.Закрепление.

-Любой город ранее был маленьким поселением. У нас на доске изображено именно такое поселение. Вы должны открыть окошко в домике. Ответить на вопрос, которое оно предложит. Ответив на задание, повернуть домик другой стороной. И когда все домики будут повёрнуты, мы сможем прочитать название города.

Б: Фамилия самого богатого купца в Бугуруслане? (Фадеев)

У: Что такое герб? (Символ города, государства)

Г: Что было изображено на старом гербе Бугуруслана? (Куница и чёрная овца)

У: Имя гимназистки, которая стала известным профессором? (Мария)

Р: Кто составляет основу населения? (Купцы)

У: В каком году появился герб? (1781г.)

С: Кто такие купцы? (Торговцы)

Л: Что раньше располагалось в местном краеведческом музее? (Мужское училище)

А: Основное занятие Бугурусланцев? (Торговля)

Н: В каком году был основан город Бугуруслан? (1748)

- Я читаю предложение, а вы если не согласны – хлопаете в ладоши.

1.Бугуруслану недавно исполнилось 160 лет.

2.Первый герб Бугуруслана – бегущая куница на зелёном поле.

3.Купцы – люди, занимавшиеся земледелием. (Хлоп).

4.Основное занятие Бугурусланцев – скотоводство (Хлоп).

5.Река, протекающая по г. Бугуруслану – Кинель.

V.Рефлексия

- Посмотрите, какой чудесный купеческий дом изображен на плакате, но в нем чего-то не хватает, как Вы думаете, чего именно?

- У Вас на столах лежат окошки разного цвета. Если Вам было на уроке все понятно и интересно – возьмите желтое окошко, не совсем все поняли – синее, ничего не поняли – Красное.

- Посмотрите, какой чудесным дом у нас получился.

V IИтог.

-Посчитайте свои жетончики. У кого больше всех – Буратино подарит свои золотые ключики.

Урок мы закончим, прослушав стихотворение Дмитрия Ризова «Бугуруслан»:

«Бугуруслан»  произнесу

И сердце задрожит, забьётся,

Как лист осиновый в лесу

Что уремой у нас зовётся

Глаза прикроет – и опять

С утра и до завтра ночи

Над степью будет трепетать

Живой пернатый колокольчик.

«Знать, время собираться в путь

За главной на земле дорогой

Круг жизни не спешит замкнуть

Там, где он был недавно начат.

Дополнительный материал

005365                         009116

История Спасо - Вознесенского собора неразрывно связана со священномученником Константином Суховым. (1867 - 1918).

Родился 7 мая 1867 года в семье священника Ивана Петровича Сухова, был пятым ребенком в многодетной семье. Мать Константина умерла после рождения шестого ребенка. Отец растил детей один.

Осенью 1903 года после смерти одного из священников освободилось место в клире большого Спасо-Вознесенского собора города Бугуруслана, тогда входившего в состав Самарской губернии. Константину Ивановичу предложили переехать в Бугуруслан. 12 октября 1903 года вышел соответствующий Указ Правящего Архиерея. Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Начинались смутные времена, на пороге был 1905 год. Сразу же после своего нового назначения отец Константин стал представителем от духовенства в земском собрании Бугуруслана, а в 1910 году был уже депутатом Бугурусланской Думы. И, конечно, батюшка неутомимо трудился на ниве народного просвещения. Он состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы Спасо-Вознесенского собора, а также деревень Васильевки и Ключевки. Его авторитет как священника, просветителя, ходатая за простой народ в местной Думе возрастал. Собор в Бугуруслане был полон.

22 октября 1918 года в воскресенье, передовые дивизии красного командира Гая, уже ворвались в Бугуруслан. Начались массовые расстрелы "врагов революции". О.Константина взяли в соборе во время Божественной Литургии.  Весь народ шел за карателями, выводившими о.Константина на улицу, умоляя не трогать батюшку. Невзирая на их мольбы, они отвели священника в полном облачении на берег реки Кинель и расстреляли на том самом месте, где обычно совершался крещенский молебен.

Тело мученика было брошено на месте расправы, и его забрали верующие. Боясь осквернения могилы, его похоронили тайно, местонахождение могилы так и осталось неизвестным. Предполагается, что останки его покоятся недалеко от Успенского храма на Старом кладбище Бугуруслана.

17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

На месте мученичества о.Константина у реки Кинель в  2010 году  на  берегу Большого Кинеля водружён  крест после освящения.

В храме Успения Пресвятой Богородицы преосвященный Алексий, епископ Бузулукский и Сорочинский, отслужил Божественную литургию и молебен священномученику Константину Сухову. Затем верующие отправились крестным ходом через центр города к берегу Большого Кинеля, где после освящения крест был водружен на место с помощью подъемного крана.

Осенью 1903 года после смерти одного из священников освободилось место в клире большого Спасо-Вознесенского собора города Бугуруслана, тогда входившего в состав Самарской губернии. Константину Ивановичу предложили переехать в Бугуруслан. 12 октября 1903 года вышел соответствующий Указ Правящего Архиерея, и отец Константин повез семью к месту своего последнего и самого высокого служения «даже до крове». Начинались смутные времена, на пороге был 1905 год. Сразу же после своего нового назначения отец Константин стал представителем от духовенства в земском собрании Бугуруслана, а в 1910 году был уже депутатом Бугурусланской Думы. И, конечно, батюшка неутомимо трудился на ниве народного просвещения. Он состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы Спасо-Вознесенского собора, а также деревень Васильевки и Ключевки. Его авторитет как священника, просветителя, ходатая за простой народ в местной Думе возрастал. Собор в Бугуруслане был полон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Города России. Город Тула.

Презентация к уроку окружающего мира....

Проект "Города России". Царское село.Город Пушкин..

Это материал поможет в изучении темы "Города России" по окружающему миру....

Презентация "Города России. Город Пушкин"

Презентация "Города России. Город Пушкин" (3 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край."

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край." Презентация ученика....

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...