Программа летнего лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Порываева Наталья Юрьевна

Программа летнего оздоровительного  лагеря "Калейдоскоп"  с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г Направление художественно- эстетическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска»

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «___» ________2019г.

Протокол_№ __________________

Утверждаю:

Директор АУ ДО РА «РесЦТОиО»

_____________________ /ФИО/

«___» __________ 2019г.

Дополнительная образовательная программа

«Калейдоскоп»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Порываева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов

г. Горно-Алтайск,

2019 г.

  Содержание программы

  1. Пояснительная записка

2.  Условия реализации программы.

2.1. Кадровые ресурсы.

2.2. Материально- технические ресурсы.

2.3. Информационные ресурсы.

3. Учебно- тематический план.

4. Оценка эффективности программы.

4.1. Информационная карта программы

4.2.  Определение эффективности программы в соответствии с механизмом оценивания результатов

5. Список литературы.

6. Методическое обеспечение программы.

  1. Пояснительная записка

При разработке содержания дополнительной образовательной программы «Калейдоскоп» были использованы  следующие нормативно правовые документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
  • СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» / СанПин 2.4.4.2599-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы для лагерей с дневным пребыванием» / СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления» / СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха для подростков»/ СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».

       Данная программа предназначена для реализации в летнем пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Горно-Алтайска» и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

     Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

       Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

       В основу организации лагеря закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

        Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

       Актуальность работы лагеря заключается в том, что перегрузки  учащихся, конфликты приводят  к нервному истощению, усталости, которые постепенно накапливаются в течение всего учебного года. Они  постепенно выводят из строя, выбивают из нормального жизненного ритма, который необходимо восстановить и преобразить.
В настоящее время все труднее становится приобщать детей к активному отдыху. Телевидение,  компьютерные игры, видео, Интернет – все это способствует формированию, столь актуальной на данный момент,  аддикции.
Аддикция – это систематическое повторение действий, лишенных целесообразности и реального приспособительного значения, возникающее у дефицитарных личностей, как свидетельство психологической декомпенсации и ведущее к снижению социальной адаптации или дезадаптации.
Особую тревогу вызывает отрицательное влияние гиподинамии и гипокинезии на детей школьного возраста. По данным Минздрава, за последние годы в 16 раз увеличилось количество детей с ВСД в 5 раз – ожирение, до 30% с нервно-психологическими расстройствами, у 60% - нарушение осанки, многие страдают хроническими заболеваниями.
Среди наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед обществом и системой образования, можно также выделить следующие:
- значительное ухудшение состояния здоровья детей за период обучения в школе; перегрузка детей в ходе образовательного процесса;
- социальная незащищенность больших групп населения(рост числа малообеспеченных семей и, как следствие, недоступность для детей большого количества культурных  и образовательных услуг);
- увеличение количества семей «группы риска», социально неблагополучных семей, распространение такого явления, как социальное сиротство, рост правонарушений среди несовершеннолетних;
Физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявить себя в
производственном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. 
         Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

        Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей  в результате общественно полезной деятельности.  

 Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Новизна этой программы состоит в том, что при составлении программы учитывались  традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный другими лагерями.

Основные разделы программы

        Работа лагеря «Калейдоскоп» будет осуществляться в следующих направлениях:

   Физкультурно-оздоровительная деятельность подразумеваетмероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни, различные соревнования, конкурсные программы по физической культуре, правилам дорожного движения. С помощью спорта и физкультуры в лагере должны решаться задачи укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

        Творческо-познавательная деятельность предполагает развитие творческих способностей детей, знакомство с новой и интересной информацией.

    Гражданско-патриотическая деятельность включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

          Художественно- эстетическая деятельность – это главное ведущее направление программы. Оно способствует формированию художественно- творческой активности, навыков культурного поведения и общения,   пробуждение  в детях чувства прекрасного

Направление и вид деятельности

Художественно – эстетическая деятельность.

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством. Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Задачи художественно-эстетической деятельности:    пробуждать в детях чувство прекрасного;    формировать навыки культурного поведения и общения;     прививать детям эстетический вкус

 Основные формы организации деятельности детей:    

  • Конкурсы рисунков. 
  • Творческие конкурсы.
  • Концерты.  
  • Творческие игры.   
  • Праздники.   
  • Выставки, ярмарки.

 Цель и задачи программы

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи :

  • Создание  системы  физического  оздоровления  детей, приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления   в  условиях  временного  коллектива.
  • Формирование художественно- творческой активности, навыков культурного поведения и общения,   пробуждение  в детях чувства прекрасного .
  • Развивать творческую фантазию и воображение, воспитывать любовь и интерес к окружающему миру.
  • Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
  • Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
  • Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
  • Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
  • Принципы отбора содержания.

При реализации Программы  детского отдыха и оздоровления  были использованы  следующие  принципы организации и содержания деятельности :

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Выступления на концертных площадках,  разработка социально значимых проектов - все это является одновременно и привлекательным для детей , имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);

выбор формы участия в физкультурно- оздоровительной деятельности ( зарядка, спортивные секции, игры на свежем воздухе  и др.).

3. Принцип социальной активности через включение детей в социально значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром.

Предполагаемые результаты:

В ходе реализации данной программы ожидается:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений, чувства  прекрасного в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов, конкурсов  и т.д.)

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, навыков культурного поведения и общения, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

     2.  Условия реализации программы.

2.1. кадровые ресурсы

        Начальник лагеря – Порываева Наталья Юрьевна.  Обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.

        Воспитатель – Самородова Татьяна Степановна.  Осуществляет контроль за соблюдением детьми  режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, отрядной комнате. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены. Организует всю воспитательную работу с детьми. 

         Медработник Егошкина Светлана Геннадьевна. Отвечает за лечение детей, получившие травму и оказание первой мед.помощи.

         Физрук: организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.

2.2. Материально- технические ресурсы.

Для работы в лагере требуется:

  1. Игровые комнаты в школе, школьная столовая, спортивный зал, школьный музей, стадион, библиотека;
  2. Компьютер, интерактивная доска, принтер;
  3. Спортивные принадлежности (мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи);
  4. Настольно-игровое оборудование (шашки, настольные игры);
  5. Канцелярские принадлежности для оформления и творчества детей;
  6. Призы и награды для стимулирования деятельности детей.

Партнеры реализации программы:

  • плавательный бассейн;
  • дом культуры;
  • национальный драматический театр;
  • кинотеатр в ТЦ «Мария Ра»;
  • детская площадка «Голубой Алтай»

3. Учебно- тематический план.

№  п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Дата

проведения

примечание

1

 8.15 Операция «Уют» (прием детей,   распределение детей по отрядам, знакомство с режимом дня)

10.00 « Праздник детства» (площадь им. Ленина)

Беседа

праздник

01.062019

2

10.00   Кружки, секции

Открытие лагеря

11.00   «Знакомьтесь – это мы!» Визитная карточка отряда

Творческая работа

церемония

конкурс

03.06.2019

3.

10.00  «Тропа доверия» - игра - вертушка

11.00  Конкурс оформления отряда «Наш отрядный дом»)

Игра

конкурс

04.06.2019

4

10.00   «Винни –Пух» (Театр кукол)

11.00   Подготовка к конкурсам

Театрализованное представление

05.06.2019

5.

10.00   Пушкинский день в России. Чтение стихов, сказок.

11.00   Конкурс «По сказкам Пушкина»

конкурс

06.06.2019

6.

10.00    «Василиса Прекрасная» (Школьный кинотеатр)

11.00   Конкурс «Лучшая пародия» (конкурс клипов)

Театрализованное представление

07.06.2019

7

10.00   Посещение школьного музея.

11.00   Спортивная игра «Веселые старты»

экскурсия

08.06.2019

8

10.00    Спортивные игры

11.00   «День рекордов»+ конкурс «Слабо?»

Оздоровительная

конкурс

10.06.2019

9

10.00   Кружки и секции

11.00   Конкурс «Мы снимаем кино»

Творческая

работа

конкурс

11.06.2019

10

Тематический день «Наш любимый город»

10.00   Просмотр художественного фильма

Презентация

Просмотр

12.06.2019

11

10.00  Кружки и секции

12.00 Конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере….»

13.30   Игра на свежем воздухе «Захват территории»

Творческая работа

Конкурс

игра

13.06.2019

12

10.00  Спортивная игра «Веселые старты»

11.00   Творческие выступления «Виды спорта в новом виде»

оздоровительная

14.06.2019

13

10.00  «Веселый Роджер» (Конкурс песни)

11.00   Конкурс «Самый, самый…»

конкурс

15.06.2019

14.

10.00   Кружки и секции

11.00    Конкурс «Творческая волна – 2019»

Творческая работа

17.06.2019

15.

 10.00  «Теремок» (Детская инсценировка)

 11.00    Спортивная игра «Веселые старты»

Театрализованное представление

оздоровительная

18.06.2019

16.

10.00  Кружки и секции

11.00   Конкурс «Устное народное творчество»

Творческая работа

конкурс

19.06.2019

17.

10.00.Занятие (педагога-психолога)

Выставка декоративно- прикладного творчества

игра

20.06.2019

18.

10.00.Конкурс рисунков.

конкурсы

21.06.2019

19..

10.00. День памяти и скорби

- Литературная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто»

утренник

22.06.2019

20.

 10.00  «День пожарной безопасности» Беседа о правилах пожарной безопасности.  Конкурс плакатов «Встань на защиту леса».

беседа

24.06.2019

21.

12.00 Закрытие лагеря

церемония

25.06.2019

4. Оценка эффективности программы.

4.1. Информационная карта программы

1

Полное название программы

Дополнительная образовательная программа

«Калейдоскоп»

2

Цель программы

создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

3

Направление деятельности

Художественно – эстетическая деятельность

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5

Автор программы

Порываева Наталья Юрьевна

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №13 г. г.Горно-Алтайска»

7

Адрес, телефон

гГорно-Алтайск, Ленина, 79

Тел. 2-28-80

8

Место реализации

Пришкольный  лагерь с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

25  учащихся с 7 до 10 лет

10

Сроки проведения, количество смен

С 01.06.19 – 24.06.19г.

4.2. Определение эффективности программы в соответствии с механизмом оценивания результатов

  • Высокая активность детей в реализации программы.
  • Положительные отзывы участников программы.
  •   Положительные отзывы об организации деятельности ДОЛ со стороны  родителей.
  • Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены.
  • Отсутствие заболеваний, травм.
  • Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
  • Сохранение состава пребывающих детей до конца смены.

                                         

Методы определения результативности программы:

  • наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);
  • метод игры и игрового тренинга;
  • метод товарищеского и педагогического воздействия;
  • беседа;
  • анализ результатов творческой деятельности;
  • анкетирование (ответы на вопросы);
  • ежедневное тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре настроений значком определенного цвета);
  • рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать  свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку)

         В начале смены проводится вводное анкетирование, направленное на выявление предпочтений и интересов детей.

         В конце смены дети и родители принимают участие в добровольном анонимном анкетировании, цель которого выявить эффективность данной программы (что понравилось/не понравилось, пожелания).

Диагностические мероприятия включают:

  • отбор-тестирование детей и подростков отдыхающих в школьном летнем оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
  • вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
  • вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
  • текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
  • заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах;  планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Летопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение )

Итоговая

диагностика

Анкетирование. Творческий отзыв ( рисунок «Наш лагерь»). Беседы в отрядах .Летопись.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

май

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Воспитатели

4.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Воспитатели

5.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Начальник лагеря

5.Список литературы.

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
  5. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  6. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  7. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  8. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  9. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  10. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  11. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.        
  12. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М. : Новая школа, 1994. - 222, [2] с. : ил.
  13. Алиева, Л. В. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 44-45.
  14. Баляскин, Ю. М. Летний калейдоскоп дел / Ю. М. Баляскин, авт. Т. В. Новикова. - (Техническое творчество) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 15-17.
  15. Виноградова, Л. И. Мозаика лета / Л. И. Виноградова. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 46-48.

  1. Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова. - (Организатору летнего отдыха) // Воспитание школьников. - 2011. - N 4. - С. 52-62.
  2. Крайнова, Л. В. Планирование работы ДОУ в летний период / Л. В. Крайнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 3. - С. 88-100.
  3. Лаврентьев В. В. Играй вместе с нами! / В. В. Лаврентьев // Педсовет : журнал. - 2011. - N 5. - С. 6-13
  4. Шошина, Н. А. План летней оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / Н. А. Шошина. - (Управление ДОУ) // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 4. - С. 50-57.

     6.Методическое обеспечение программы.

  1. Подбор педагогических методик и технологий в соответствии с программой
  2. Разработка анкетных, опросных, диагностических методик для участников смены.

8.45-9-00         Сбор детей

Мы вам рады!

9.00-9.15                 Зарядка

Чтобы быть весь день в порядке,

надо делать нам зарядку!

9.15-9.30                 Линейка (Построение)

Пора на линейку детвора!

9.30-10.00         Завтрак

Нас столовая зовёт,

бутерброд отличный и компот!

10.00-12.30        Отрядные, лагерные дела

Вместе с отрядом сил не жалей,                                            

 пой, танцуй, рисуй и клей!

12.30-13.00        Обед

Время обеда настало

и вот друг за дружкой к столовой идем!

13.00-14.00   Спортивно-игровые мероприятия

Лишь заслышав зов игры,

 быстро на улицу выбежим мы,

 Ждёт нас здесь много забав интересных,

Соревнований, прогулок чудесных!

  14.00          Уход домой.

До свидания! До новых встреч!

МОДЕЛЬ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С началом летнего сезона в школе появляется Городовичок, который предлагает детям увлекательное путешествие с радужным калейдоскопом по родному краю, предлагает увидеть Республику Алтай во всех красках.

        В начале смены дети делятся на 2 отряда. У каждого отряда своя эмблема, название, девиз, песня, соответствующие основной идее программы летнего лагеря.

        За участие в мероприятиях дети получают жетон – кусочек радужного калейдоскопа. К концу смены из них должна сложиться радужная панорама Республики Алтай.

        В течение смены каждый отряд оформляет свой альбом-летопись, где освещаются каждый прожитый день, наиболее яркие мероприятия, запомнившиеся детям.

        В начале смены в лагере «высаживается» «Дерево настроения». Каждый день ребёнок крепит на веточку кусочек определенного цвета, отражающий его настроение:

- жёлтый   - день прошёл полезно (желтый цвет олицетворяет детство, семью);

- зелёный  - довольно неплохо;

- синий     - день не очень понравился;

- красный - день прошёл зря.

        В конце смены «Дерево настроения» приобретет неповторимую окраску. Это позволит сделать вывод о том, насколько полно удалось удовлетворить интересы детей. В последний день смены у «Дерева настроения» можно сфотографироваться на память.

Итог смены - организация и проведение выставки творческих работ и достижений детей, награждение и концерт.

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

           В течение смены отряд работает над созданием летописи «Калейдоскоп», в которой описывается каждый день. Задача каждого ребенка – попасть в эту летопись.

           Для стимулирования деятельности дети получают грамоты и сладкие призы.

           С первого дня все создают личное «портфолио», в котором каждый ребенок сможет отразить деятельность в лагере (грамоты, фото, выученные стихи и песни, написанные рассказы).

Содержательные и организационные особенности деятельности лагеря

        Программу реализуют: педагог – организатор, воспитатели отрядов, вожатые. Для того чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт с воспитателями и вожатыми.

Работа с воспитателями:

Индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий.

Методическая помощь воспитателям.

Совместный анализ проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

Учет пожеланий воспитателей по проведению мероприятий для детей.

Работа с вожатыми:

Работа над сценариями, репетиции и проведение мероприятий.

Совместное обсуждение проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

Оказание методической помощи вожатым по работе с детьми

Краткое содержание программы:

          Программа направлена на формирование художественно- творческой активности детей, навыков культурного поведения и общения,   пробуждение  в детях чувства прекрасного ,развитие  творческой фантазии и воображения, воспитание любви  и интереса  к окружающему миру.

Автор проекта: Порываева Н.Ю.

Руководитель проекта:  И.Д.Шнайдер

 Субъект РФ, представивший проект: Республика Алтай

Название проверяющей организации: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Горно- Алтайска»

Адрес организации: 609007, Республика Алтай, г.Горно- Алтайск, ул.Ленина,79

Телефон: 2-28-80, 2-21-68

География участников: обучающиеся школы №13

Количество участников программы: 25 человек

Срок проведения: с 01.06.2019 по 24.06.2019 года

Количество смен: 1

Кадровое обеспечение: Руководитель лагеря: Порываева Н.Ю.

Воспитатели: Самородова Т.С.

История осуществления проекта: лето 2019 года

Особая информация и примечание: участники должны иметь при себе заявление от родителей.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

1 июня – День защиты детей.

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

6 июня – Пушкинский день России.

8 июня – Всемирный день океанов

9 июня – Международный день друзей

12 июня – День независимости России.

19 июня – День Святой Троицы.

22 июня – День памяти и скорби.

23 июня – Международный олимпийский день.

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.

27 июня – День молодежи.

Законы лагеря:

1. Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребенок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи, не надо мешать друг другу!

2. Закон водоема (принимается без обсуждения). Нельзя появляться на   водоеме без вожатого!

3. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

4.Закон правой руки.  Если вожатый поднимает правую руку — все замолкают.

5. Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, выполняй закон 00!

6. Закон мотора. Долой скуку!

7. Закон выносливости. Будь вынослив!

8. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

9. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

 

1

 8.15 Операция «Уют» (прием детей,   распределение детей по отрядам, знакомство с режимом дня)

10.00 « Праздник детства» (площадь им. Ленина)

2

10.00   Кружки, секции

Открытие лагеря

11.00   «Знакомьтесь – это мы!» Визитная карточка отряда

3.

10.00  «Тропа доверия» - игра - вертушка

11.00  Конкурс оформления отряда «Наш отрядный дом»)

4

10.00   «Винни –Пух» (Театр кукол)

11.00   Подготовка к конкурсам

5.

10.00   Пушкинский день в России. Чтение стихов, сказок.

11.00   Конкурс «По сказкам Пушкина»

6.

10.00    «Василиса Прекрасная» (Школьный кинотеатр)

11.00   Конкурс «Лучшая пародия» (конкурс клипов)

7

10.00   Посещение школьного музея.

11.00   Спортивная игра «Веселые старты»

8

10.00    Спортивные игры

11.00   «День рекордов»+ конкурс «Слабо?»

9

10.00   Кружки и секции

11.00   Конкурс «Мы снимаем кино»

10

Тематический день «Наш любимый город»

10.00   Просмотр художественного фильма

11

10.00  Кружки и секции

12.00 Конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере….»

13.30   Игра на свежем воздухе «Захват территории»

12

10.00  Спортивная игра «Веселые старты»

11.00   Творческие выступления «Виды спорта в новом виде»

13

10.00  «Веселый Роджер» (Конкурс песни)

11.00   Конкурс «Самый, самый…»

14.

10.00   Кружки и секции

11.00    Конкурс «Творческая волна – 2019»

15.

 10.00  «Теремок» (Детская инсценировка)

 11.00    Спортивная игра «Веселые старты»

16.

10.00  Кружки и секции

11.00   Конкурс «Устное народное творчество»

17.

10.00.Занятие (педагога-психолога)

Выставка декоративно- прикладного творчества

18.

10.00.Конкурс рисунков.

19..

10.00. День памяти и скорби

- Литературная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто»

20.

 10.00  «День пожарной безопасности» Беседа о правилах пожарной безопасности.  Конкурс плакатов «Встань на защиту леса».

21.

12.00 Закрытие лагеря

 

Анкеты( 1 день)

 Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более

интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________

2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.

3. В какой класс перешѐл _________________________________________

4. Ты пришѐл в лагерь для того, чтобы _______________________________

5. Любишь ли ты общаться с людьми?_______________________________

6. Твое самое любимое занятие ____________________________________

7. Твои первые впечатления о лагере _______________________________

8. Каким должен быть житель вашего дома _______________________

9. Как ты относишься к спорту? ___________________________________

10.Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________

11.Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________

12. В каких мероприятиях ты хотел бы принять участие? ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________

О себе хочу дополнительно сообщить ______________________________

Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией

лагерной смены

 Анкета (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать

тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

 Что ты ожидал (а) от лагеря?_________________________________________

 Что тебе понравилось в лагере?_______________________________________

 Что тебе не понравилось?____________________________________________

 Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?_________

 Если изменился (ась), то, что с тобой произошло?_______________________

 С кем из ребят ты подружился?_______________________________________

 Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя?

___________________________________________________________________

 Было ли скучно в лагере?___________________________________________

 Было ли тебе страшно?_____________________________________________

 Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О

чем?______________________________________________________________

 Что бы ты хотел (а) пожелать себе?_____________________________________

 Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?___________________________

 Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?________________________________

 Самое важное событие в лагере? Было или оно?__________________________

 – Закончи предложения: Я рад, что_____________________________________

 Мне жаль, что ______________________________________________________

 Я надеюсь, что _____________________________________________________

 Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________

Анкета «Чему я научился в лагере» (на выходе):

1. Чему я научился в лагере?

 Играть в новые игры

 Хорошо себя вести.

 Делать зарядку.

 Рисовать, петь, танцевать.

 Дружно жить.

 По-другому относиться к людям, природе.

 Съедать всѐ за столом.

 Находить подход к людям, понимать и уважать людей.

 Защищать природу.

 Понимать окружающий мир.

 Вести здоровый образ жизни.

 Помогать друг другу.

 Слушаться взрослых.

 Жить в коллективе

 Доброте.

 Быть самостоятельным.

2. Моими друзьями по отряду стали:

 Девочки, мальчики, которые окружали меня.

 Вожатые, воспитатели.

 Все жители «Радужного города»

Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей

организацией лагеря

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с

целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и

оздоровления ваших детей

Удовлетворены ли Вы? ДА Частично НЕТ Затрудняюсь

организацией отдыха вашего ребенка

организацией оздоровления вашего ребѐнка

организацией питания в лагере

учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка

возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка

организацией досуговой занятости

перечнем мероприятий

участием ребенка в мероприятиях

организацией работы кружков и секций

взаимодействием всех организаций на территории города по организации

отдыха и оздоровления детей

оснащенностью настольными играми

Ваши пожелания:

Приложение №1

Заповеди.

Заповеди воспитателя

 Не ругай детей утром - солнце покажется им серым.

 Не ругай детей днѐм - небо покажется им хмурым.

 Не ругай детей на ночь - луна покажется им чѐрной. Вообще не ругай!

 Критикуй детей не с удовольствием, а с болью. Страдания калечат

психику ребѐнка.

 Ставь себя на место счастливого и, особенно, несчастного ребѐнка.

 Учти: запрет - прежде всего, признак твоей слабости, а не силы.

 Старайся как можно чаще говорить «можно».

 Добрый воспитатель - это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не

способен делать зло.

 Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, так легче будет их

понять.

 Ребѐнок в борьбе с несправедливостью чаще получает раны сердца,

чем взрослый, он слабее.

 Люби ребѐнка таким, каков он есть.

 Каждый ребѐнок изначально талантлив.

 Выводи себя и детей на оптимистические рубежи, старайся мыслить

позитивно.

 Усталость - первый враг педагогического таланта.

 Достигай успехов в том, что ты любишь, и научи этому своих

воспитанников.

 Общение с ребѐнком строй на позиции трѐх «П»: «понимание» -

смотрю на окружающий мир глазами ребѐнка; « принятие» - я люблю

тебя такого, какой ты есть; «признание» - ты мой партнѐр, включаю

тебя в свою взрослую жизнь.

Заповеди вожатого

 Умей выслушивать и услышать каждого ребѐнка.

 Жалок вожатый, лишенный чувства юмора.

 Помни: от улыбки хмурый день становится светлей, от улыбки –

солнышко смеѐтся.

 Говорят, как пройдѐт первый день, так пройдѐт и вся смена. Поэтому

тщательно планируй первую встречу с детьми.

 В воспитании мелочей не бывает.49

 Приложение №2

Декларация

Уважаемые ребята, нашего лагеря!

Сотрудники детского лагеря подготовили всѐ для вашего отдыха. Чтобы он

был приятным, вам необходимо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.

Клятва жителей Города «Калейдоскоп»

Я, гражданин Города радуги, отныне и на всю жизнь клянусь:

- Жить по законам города всегда и везде!

-Уважать всех людей, живущих в городе!

-Приумножать славу своего города!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

«Городской» кодекс нравственности

Традиции:

 Доброго отношения к людям.

К пожилым и детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям

«престижных и «не престижных» профессий.

 Доброго отношения к природе.

Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой

зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок,

каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!

Законы:

 Здорового образа жизни.

Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма,

избегайте вредных привычек.

 Чистоты.

Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-

хозяйски.

 Территории.

На территории лагеря воспрещается:

 предпринимать действия, ведущие к нанесению материального,

физического вреда себе и окружающим;

 самостоятельный выход за территорию лагеря;

 нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими

нашего лагеря;

 сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и

здоровья местах;

 наносить ущерб имуществу лагеря.

 Поднятой руки.

Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.

 Точного времени.

Помните: время в « Калейдоскопе» дорого, каждой секунде - особый

счѐт!

 Правила:50

 Поведения - в общественных местах, столовой, в актовом зале, во время

занятий в доме, «Долине Спорта», «Долине чудес»

 Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.

 Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной,

рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.

 Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни

и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!

 Сохранение личного и государственного имущества - берегите имущество

лагеря.

 Другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за

отсутствием их необходимости.

С декларацией ознакомлен:

1.

2.

3.

(Каждый ребѐнок ставит подпись)

Декларация находится у отрядного вожатого.

Имидж отряда

Имидж отряда - неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от

других отрядов.

К таким внешним приметам отряда относятся:

 Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер,

содержание деятельности;

 Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети

следуют в своей деятельности;

 Отрядная песня и любимые песни.

 Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета

в них (жилетки, банданы, майки, галстуки, пояса и др.);

 Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными.

Передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе

жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем

сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон «О-

О» - для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие.);

 Оформление отрядного места(комнаты, место на спортивной площадке и

т.д.);

 Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события

жизнедеятельности отряда;

 Особый почерк отряда в общелагерных делах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»

Обеспечить качественный отдых,  занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе гимназии

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ Домодедовской гимназии №5 содержит в себе главные аспекты организации отдыха школьников в период летних каникул на базе гимназии....

Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Воспитательная программа  летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный ДОМ» при МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»

Данная программа позволит интересно организовать каникулярный отдых детей, укрепить здоровье, повысить интерес ребят к здоровому образу жизни....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радужное лето»

Цель программы: Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе....