Проект "День тепла и доброты"
проект

Нестабильность экономики, политические сложности ведут к нетерпимости и ожесточенности людей. И все это отражается в наших детях. Проявляется в детской агрессии и враждебности. Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, уважение, сострадание, доброту - этому надо учить.

Культурно-нравственное воспитание детей предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру, друг к другу. Следует учесть возрастные особенности детей, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. С помощью этих особенностей и формируется гуманное отношение к природе: через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_tepla_i_dobroty.docx350.92 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области

Согласовано:                                                                   Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                      Директор  ГБУ КО «Юргинский                                          ГБУ КО «Юргинский                                                       детский дом-интернат                                        

 детский дом-интернат                                                     для умственно отсталых детей»

для умственно отсталых детей»                                      _____________С.Н. Кузмичева

_____________ О.Н. Некрасова                      

ПРОЕКТ

по культурно-нравственному воспитанию

«День тепла и доброты»

https://2krota.ru/wp-content/uploads/2018/06/vesna-deti_zabotjatsja_o_prirode.jpg

Составила: С. Г. Гартун

  воспитатель

2019 г.

Наименование проекта: «День тепла и доброты».

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Тип проекта: нравственно - этический, творческо - информационный.

Срок реализации: с сентября 2019 года по сентябрь 2021 год.

Участники проекта:
•Воспитатель группы;
•Дети группы  детского дома (возраст детей 8-15 лет);

Актуальность и педагогическая целесообразность

   Нестабильность экономики, политические сложности ведут к нетерпимости и ожесточенности людей. И все это отражается в наших детях. Проявляется в детской агрессии и враждебности. Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, уважение, сострадание, доброту - этому надо учить.

Культурно-нравственное воспитание детей предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру, друг к другу. Следует учесть возрастные особенности детей, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. С помощью этих особенностей и формируется гуманное отношение к природе: через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к животным объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных детям знаний, включающей в себя представления о животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; понимания взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей.

Следовательно, отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять и нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.

Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

     Таким образом, важность и необходимость формирования у детей гуманного и ответственного отношения друг к другу,  к животным,  к  природе,  привели к выбору темы проекта «День тепла и доброты».

Цели и задачи

Цель: формирование представлений детей об окружающем мире; представление о том, что доброта есть проявление красоты души.

Приобщение детей к миру природы через проектную деятельность.

Развитие в детях гуманного отношения к животным, к природе.

Задачи

  • Расширить представления детей об окружающем мире;
  • Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;
  • Развивать и совершенствовать речь детей;
  • Создание атмосферы доброжелательности в группе;
  • Воспитывать бережное отношение к животным, прививать желание заботиться о них;
  • Формировать  вежливое обращение   друг к  другу и  к  взрослым;
  • Воспитывать любовь, уважение, доброту к  своим друзьям;
  • Воспитывать нравственное поведение.

Практическая значимость проекта

 • Создание мультимедийной презентации, которую можно использовать в непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в дошкольном учреждении.

Предварительная работа

• Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрационный материал, художественную литературу.

  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.

Ожидаемые результаты на уровне детей:

  • Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;
  • Привитие детям любви и бережного отношения к животным;
  • Создание гармоничных отношений между детьми;
  • Четкое представление о доброте, добрых поступках;
  • Знание  стихов, пословиц  о доброте, считалки, мирилки;

Ожидаемые результаты на уровне педагога:

•  Повышение педагогической грамотности в вопросах воспитания у детей бережного отношения к животным;

  • Создание у детей положительного эмоционального настроя;
  • Пополнение педагогической копилки;

Формы работы, структура и режим занятий

    Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется в первой  половине дня два  раза  в месяц (понедельник). Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы. Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам.

Использование разнообразных форм работы:

        - игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные игры);

        - творческие  задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой);

        - экскурсия;

        - практическая деятельность в природе;

        - прогулка в разные сезоны;

        - развлечение;

        - проектирование решения проблемы;

        - познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);

        - чтение;

        - трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд);

      Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.

Методынаправленные на повышение эмоциональной активности детей:

  • Использование игровых мотиваций;
  • Использование сюрпризных моментов;
  • Использование  проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
  • Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
  • Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д);
  • «минутки общения»;
  • Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
  • Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.);
  • Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;

Методынаправленные на повышение познавательной активности детей:

  • Развивающие игры;
  • Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
  • Динамические игры познавательного содержания;
  • Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  • Познавательные беседы;
  • Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
  • Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
  • Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
  • Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
  • Создание ситуации проектирования (метод проектов);
  • Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

        Предметно – развивающая среда

  • Уголок природы;
  • Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника);
  • Центр изобразительной деятельности;

        Проект состоит из основных этапов:

    1. Наблюдения.

    2. Изодеятельность, изготовление поделок.

    3. Исследование.

    4. Труд.

    5. Игры и театральная деятельность, развлечения.

    6. Художественная литература.

    7. Моделирование.

 Основные этапы реализации:

I этап, подготовительный: сентябрь 2019 г.

 Задача: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «День тепла и доброты». Создание условий для реализации проекта.

  • Определение темы проекта;
  • Поиск и анализ проблемы;
  • На основе изучения проблемы постановка цели и задач;

Поиск информации: подбор литературы, иллюстрации, открыток, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, подготовка материала для изобразительной деятельности.

II этап, основной: октябрь 2019г. – август 2021г.

Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя.

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Создание гармоничных отношений между детьми.

- беседа о домашних животных;

- тематические занятия;

- чтение рассказов, стихов;

- чтение загадкок, потешек, скороговорок, заучивание стихов;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

Художественно – эстетическое развитие:

- рисование;

- лепка;

- аппликация;

- конструирование;

Познавательное развитие:

- оформление выставки книг;

- рассматривание картинок;

- составление рассказов о своем питомце;

- слушание и разучивание песен о кошках и собаках;

- выставка рисунков;

III этап, заключительный: сентябрь 2021г.

На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта:

  • создание фотоальбома «День тепла и доброты»;
  • презентация проекта;
  • выставка рисунков;
  • диагностика;
  • подведение итогов.

Календарно – тематический план 2019 – 2020 год

Мероприятия

Срок

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

сентябрь

  • Беседа «Уроки доброты»
  • Игра «Круг друзей»
  • Театрализация: показ русской народной сказки «Колобок»

октябрь

  • Беседа «Что такое природа?»
  • Дидактическая игра «Природа – не природа»
  • Конструирование «Кормушки для птиц»
  • Рисование «Берегите природу»

ноябрь

  • Беседа «Учимся помогать нашим друзьям — животным»
  • Дидактическая  игра: "Кто где живет?"
  • Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница»
  • Рисование на тему: «Мой котенок»

декабрь

  • Беседа «Твори добро»
  • Чтение художественного произведения: В. Маяковский «Что такое хорошо и  что такое плохо?»
  • Аппликация на тему: «Дерево доброты»

январь

  • Беседа «Деревья нашего края»
  • Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
  • Игровые упражнения «Лес шумит»
  • Театрализованная деятельность «На лесной опушке»
  • Рисование «Деревья нашего участка»

февраль

  • Беседа «Мой верный друг — собака,  и правила безопасного поведения с животными»
  • Рисование на тему: «Будка для собаки»
  • Игровое упражнение «Собака-поводырь» (Н. Л. Кряжева)
  • Дидактическая игра «Разложи по порядку»
  • Лепка: «Разноцветные собачки»

март

  • Беседа «На скамеечке с друзьями»
  • Чтение художественного произведения: Сказка: «Три сына»
  • Игра «Назови ласково»
  • Инсценировка русской народной сказки «Репка»
  • Рисование «Мой друг»

апрель

  • Беседа « Правила  поведения на природе»
  • Разучивание стихотворений о птицах, о животных,

о деревьях.

  • Дидактическая игра «Кто где?»
  • Пальчиковая  игра: «Есть у каждого свой дом»
  • Игра  на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
  • Труд в природе: «Уборка мусора»
  • Оформление экологического панно: «Природа нашего края»

май

  • Оформление выставки творческих работ детей 
  • Викторина «Я знаю…»
  • Диагностика

июнь

Календарно – тематический план 2020 – 2021 год

Мероприятия

Срок

  • Прогулка «Наблюдение  за сезонными изменениями в природе»
  • Трудовая деятельность «Сгребание опавших листьев в небольшие кучки»
  • Подвижная игра: «Листопад» 
  • Рисование «Осенний листопад»

сентябрь

  • Беседа «Зимующие птицы»
  • Рисование «Пестрый мир птиц»
  • Труд «Покорми птиц зимой»
  • Дидактическая игра «Кто лишний?»

октябрь

  • Беседа «Старшие – младшим»
  • Чтение художественного произведения: С. Маршак «Ежели вы вежливы»
  • Дидактическая игра «Семья»
  • Театрализация: показ русской народной сказки «Лиса и журавль»

ноябрь

  • Беседа «Лес и наше здоровье»
  • Чтение художественного произведения: В. Бианки «Лесной хор»
  • Дидактическая  игра: «Природа – не природа»
  • Пальчиковая игра « Зима»
  • Игра на развития дыхания «Чья снежинка улетит дальше?»
  • Игровые упражнения «Лес шумит»

декабрь

  • Беседа «Как готовятся звери к зиме»
  • Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
  • Лепка «Лесные животные»
  • Подвижная игра «Угадай животное»

январь

  • Беседа «Не надо ссориться»
  • Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
  • Слушание детской песни «Улыбка»
  • Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя»

февраль

  • Беседа «Весна пришла»
  • Чтение художественного произведения: Успенский «История одной яблоньки»
  • Загадывание загадок о природе.
  • Пальчиковая игра «Сорока»
  • Театральная деятельность «Чудесное превращение»
  • Рисование «Весна»

март

  • Беседа «Кошка»
  • Чтение рассказов, стихов: С. Маршак «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке»
  • Рисование на тему «Кошкин дом»
  • Подвижная игра «Кот и мыши»
  • Дидактическая игра «Клубочки»

апрель

  • Беседа «Души своей открою тайны»
  • Игра «Назови эмоции»
  • Упражнение «Котелок настроения»
  • Чтение художественного произведения: Е. Благинина «Подарок»

май

  • Оформление выставки  творческих работ детей 
  • Подведение итогов
  • Диагностика

июнь

Ожидаемые результаты

  • Освоение доступных знаний о животных, какую роль играют в жизни человека, как за ними ухаживать;
  • Проявление внимания и уважения к взрослым, друг к другу, оказание помощи;
  • Знание о мире животных;
  • Знание о растительном мире, произрастающем в нашей местности;
  • Отношение к миру природы;
  • Человек и природа.

Для мониторинга были выбраны следующие показатели для диагностики знаний воспитанников:

№ п/п

ФИ ребенка

ЗНАЕТ

Привитие чувства любви и бережного отношения к природе

Привитие чувства любви и бережного отношения к животным

Уважение к взрослым, друг к другу

Отвечает на вопросы воспитателя

Знание о мире животных

Знание о растительном мире

 

2019-2020 год

2020-2021 год

№ п/п

ФИ ребенка

ЗНАЕТ

Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными


Знание  стихов, пословиц  о доброте, считалки, мирилки

Отвечает на вопросы воспитателя

Знание о мире животных

Знание о растительном мире

Четкое представление о доброте, добрых поступках

        Оценка проводится по следующим степеням выраженности:

высокий уровень – знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы;

средний уровень – знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого;

низкий уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.

Список используемой литературы:

1. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.

3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

4. Давыдов В.В., Петровский В.А., Концепция дошкольного воспитания, «Дошкольное воспитание», 1989г., №5;

5. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);

6. С.А. Козлова «Я-человек». М.»Школьная пресса».2003.

7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

 8. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.;

9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез – 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства ,2 класс (ФГОС) по теме: "Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного."

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Теплые и холод­ные цвета. Борьба теплого и холод­ного.Цель урока: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образ...

Технологическая карта урока по теме: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного"

Тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цели урока: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.Задачи урока:·         Дать понят...

Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России...

"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного."

Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс...

Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....

Конспект урока по "Изобразительному искусству", 2 класс, тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Класс: 2 ВУМК: «Школа России»Тип: открытие нового знанияТема года: «Искусство и ты»Тема четверти: «Как говорит искусство»Тема урока: «Теплые и холодные цвета....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (УМК "школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с палитрой теплых и холод...