Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Буду настоящим читателем"
рабочая программа (2 класс)

Гребенюкова Наталья Владимировна
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»
Раздел 1. Настоящий читатель 
Раздел 2. Технология продуктивного чтения 
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Буду настоящим читателем»

для 2 класса

на 2017-2018 учебный год

Воспитатель ГПД: Гребенюкова Н.В.

Нижневартовск

Рабочая программа для 2 б класса

по внеурочной деятельности

«Буду настоящим читателем»

воспитателя ГПД Гребенюковой Н.В.

на 2017-2018 учебный год

Содержание программы

  1.  Пояснительная записка.
  2. Содержание курса внеурочной деятельности.
  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  4. Тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Буду настоящим читателем» разработана на основе программы «Буду настоящим читателем». Авторский коллектив: Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова Москва. Изд. «Баласс» 2012г

Цель     программы: обще-интеллектуальное          развитие    личности учащихся   средствами   технологии   продуктивного   чтения   на   основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи программы:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

–   развивать   у   детей   способность   самостоятельного   мышления   в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

–   поселить   в   детях   сознание   солидарности   каждого   отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Теоретико-методологические           основы    программы     строятся    на системно-деятельностном подходе.

Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 8 – 10 лет. Участникам учебного процесса предложены занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.

Формы реализации:

1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

2. Кружковая работа в учреждениях доп. образования.

При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального   развития   используются   следующие виды   деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

Кого    можно    считать    настоящим      читателем?     Представление      о настоящем      читателе.    Любимая     книга.    Обложка     любимой     книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение     книг».   Домашняя      библиотека.    Личная     библиотека.    Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий       читатель    много   читает.   Лента    времени    для учёта длительности   чтения.   Писатели   и   их   книги.   Портреты   писателей.

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества   чтения.   Читаем   всё, что   задано.   Особенности   чтения   текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая   работа «Твоё   представление   о   настоящем   читателе».

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное        чтение   – что   это?  Высказывание       предположений.    Опрос    взрослых     друзей, одноклассников.      Запись    ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека   в   чтение.   Читаем   и   переживаем.   Читаем   и   реагируем   на   прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся    –  испытываем     эмоции.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.

Аннотация   книги (краткое   содержание).   Прогнозирование   и   предвосхищение   чтения.   Высказывание   своих   первоначальных   предположений.

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем.   Медленное   вдумчивое   чтение.   Практическая   работа   с   текстом Е.   Пермяка «Самое   страшное».   Вопросы   автору, возникающие   походу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно     рисовать,представлять      события    и  их   героев.   Практическая   работа   с   текстом   Д.   Биссета «Мистер   Крококот».   Слова   в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать     продолжение, помечтать, сделать   выводы.    Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение       общей    темы.   Уточнение, выбор    подтем    проекта: «Электронная       книга   будущего», «Самая    фантастическая      книга», «Книги   о   детях» и   т.д.   Участие   и   помощь   родителей.   Составление плана    работы    над проектом.    Подготовка     проекта.   Сбор   информации.    Работа   с картотекой, с источниками.     Выполнение      проекта. Фиксация   хода   работы   над   проектом.   Плакат   для   защиты   проекта.   Подготовка     презентации     к защите   проекта.    Защита    проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

Предполагаемые результаты реализации программы

1.  Результаты       первого   уровня (ознакомление      школьников      с конкретным   направлением, с   социальной   реальностью   в   повседневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2.  Результаты       второго   уровня (формирование      позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация   навыков   по   применению   читательских   умений   и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение     таких   понятий    технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

приобретение   опыта   использования   в   практике   основных   читательских     умений, приёмов   работы    с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

Способы      определения     результативности       программы: беседа, наблюдение, анализ   работ учащихся.

Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»

№                  Содержание                                    Практическая часть            Всего

п/п                                                                                  часы      часов

1    Раздел 1. Настоящий читатель                                 10       10

2    Раздел 2. Технология продуктивного чтения         17        17

3    Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»                      7         7

                                             Итого                                     34        34

3. Личностные и метапредметные результаты освоения «Буду настоящим читателем»  во 2 классе

В ходе обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Буду настоящим читателем» является формирование следующих умений:

 - умений читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

-совершенствование культуры чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развитие у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– воспитание любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

–уважение всяческого честного труда, таланта;

–осознавать солидарность каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

Метапредметными результатами изучения курса «Буду настоящим читателем» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

В результате освоения программы у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. знать права читателя.

Тематический план занятий (34 ч)

№   п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

1

Введение.    Кого  можно   считать  настоящим     читателем?

1

7/09

2-3

Какой я читатель? Моя любимая книга                          

2

14/09

21/09

4-5

Экскурсия в библиотеку                                        

2

28/09

5/10

6

Домашняя библиотека                                          

1

12/10

7

Надо много читать                                            

1

19/10

8

Быстрое чтение                                                

1

26/10

9

Читаем всё, что задано                                        

1

9/11

10

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

1

16/11

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

11

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста

1

23/11

12-13

Шаг первый. Чтение до чтения                                  

2

30/11

7/12

14

Шаг второй. Чтение во время чтения                            

1

14/12

15

Читаем и воображаем                                          

1

21/12

16

Читаем и чувствуем                                            

1

28/12

17

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов                

1

18/01

18

Практическая работа   с текстом    Л.Н.   Толстого «Акула»

1

25/01

19-20

Читаем и думаем, размышляем                                  

2

1/02

8/02

21

Практическая   работа   с   текстом   Е.   Пермяка   «Самое страшное»

1

15/02

22

Читаем, мысленно рисуем, представляем                        

1

22/02

23

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»

1

1/03

24

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет»              

1

15/03

25

Шаг третий. Чтение после чтения                                

1

22/03

26

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»

1

5/04

27

Итоговое занятие                                              

1

12/04

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

28

Выбираем тему проекта                                        

1

19/04

29-30

Работа с источниками                                          

2

26/04

3/05

31-32

Подготовка проекта                                            

2

10/05

17/05

33

Защита проекта                                                

1

24/05

34

Праздник «Я – настоящий читатель!»                            

1

31/05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Я читатель", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на расширение представлений учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей, накопленны...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу : "Буду настоящим читателем"для 3-его класса.

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом и родителями деятельности в процессе чтения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Буду настоящим читателем»

Данная методическая разработка представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности, предназначена для работы с учащимися 2 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - читатель"

      Программа курса «Я - читатель» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой&q...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ» 1-4 класс

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские ум...