РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
рабочая программа (4 класс) на тему

Жарикова Елена Васильевна

 Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buduyushchiy_chitatel.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Иркутского районного муниципального образования

 «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано на МО

«____»__________2014г

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

 зам директора по УВР

«___»________2014

_____________________

Утверждаю _________________

Директор МОУ «ХСОШ №2»

«____»__________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ

для 4-х классов

на 2014-2015 учебный год

Жарикова Елена Васильевна

(Ф,И,О учителя-разработчика)

1 квалификационная категория

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. В Образовательной системе  существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности. Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей. Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:

 – подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

 – первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);

– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художествен- ной формы).

     Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мот вы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России. Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения.

 Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

 Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

 Задачи программы:

 – познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

 – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

 – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

 – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

 – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

 Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками  4-го класса. Участникам учебного процесса предложены занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.

  При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная. Методы, используемые в процессе реализации программы:

 – методы, повышающие познавательную активность младших школьников;

 – методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;

– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

– методы коррекции и уточнения.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

 – создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;

– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

. Формы подведения итогов реализации программы:

 тесты, крос- сворды, викторины, выставки рисунков.

 Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой».

Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи

Содержание разделов программы

 Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

 Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

 Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

 Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений. Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при- думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

 Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повсе- дневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз- метки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, про- являть интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бес- корыстным поступкам, к природе, науке и искусству

. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

 Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей «Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).

 Методическим обеспечением программы служат следующие издания:

 • Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012;

• Новые результаты и их проверка (диск);

 • Образовательные технологии: Сборник. – М.: Баласс, 2012.

Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»

п\п

содержание

Теоретич часы

практические

Всего часов

Раздел 1. Настоящий читатель

10

10

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

17

17

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой

7

7

34

34

разделы

Кол-во часов

корректировка

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

1

Введение. Кого можно считать настоящим читателем

1

2

3

Какой я читатель? Моя любимая книга

2

4

5

Экскурсия в библиотеку

2

6

Домашняя библиотека

1

7

Надо много читать

1

8

Быстрое чтение

1

9

Читаем всё, что задано

1

10

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

1

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

11

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста

1

12

13

Шаг первый. Чтение до чтения

2

14

Шаг второй. Чтение во время чтения

1

15

Читаем и воображаем

1

16

Читаем и чувствуем

1

17

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов

1

18

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула»

1

19

20

Читаем и думаем, размышляем

2

21

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»

1

22

Читаем, мысленно рисуем, представляем

1

23

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»

1

24

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет»

1

25

Шаг третий. Чтение после чтения

1

26

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»

1

27

Итоговое занятие

1

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

28

Выбираем тему проекта

1

29

30

Работа с источниками

2

31

32

Подготовка проекта

2

33

Защита проекта

1

34

Праздник «Я – настоящий читатель!»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Буду настоящим читателем" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ» 1-4 класс

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские ум...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...