Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
рабочая программа по чтению (2, 3 класс) на тему

Кутепова Елена Сергеевна

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yunyh_chitateley_2-3_klass.docx80.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 169 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
191024, Санкт-Петербург, ул. Харьковская д.13 тел./факс (812) 417 32 50 e-mail: sch169@center-edu.spb.ru
ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001

ПРИНЯТА                                                        «УТВЕРЖДАЮ».

Педагогическим советом ОУ                                Директор ГБОУ СОШ № 169

от 28.08.2015  № 1         _______М.А. Калашникова
Приказ №151-о  от 31.08.2015

 

Рабочая программа

Учебный предмет: клуб юных читателей

Класс:  2 «А», «Б», 3 «А», «Б»

Учитель – составитель: Кутепова Е.С.

Учебный год: 2016 - 2017

СОГЛАСОВАНА

наметодическом объединении

Протокол № 1 от 27.08.2015

Председатель МО   ______М.Р.Гринштейн

Заместитель директора по УВР _______С.А.Ильина

Пояснительная записка

Программа «Клуб юных читателей» реализует духовно-нравственное направление. Основной вид деятельности -  чтение, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по духовно-нравственному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Клуб юных читателей» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи  программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Клуб юных читателей» рассчитана на 2 года обучения, для обучающихся 8-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Клуб юных читателей» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Клуб юных читателей» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год - 2-3 класс.

 Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы-кроссворды
  • библиотечные уроки
  • путешествия по страницам книг
  • проекты
  • уроки-спектакли.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.


Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 34 часа

2-ые  классы

Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Дата

2а, 2б

по плану

Дата

2а, 2б

фактическая

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Здравствуй, книга (3 ч)

1

Путешествие в старину. Первая печатная книга на Руси.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализиро-вать произведения

2

Игра-проект «Собери книгу».

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

3

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

1

Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Использовать алгоритм самостоятельной работы

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

4

Книгоград. Как устроен город книг. Путешествие в библиотеку.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

5

Любимые рассказы о детях. Викторина.

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

Книги о твоих ровесниках(4 ч)

6

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

Корректировать деятельность

Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

7

«Синие листья и другие» знакомство с творчеством  В. Осеевой.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

8

Любимые герои Н. Носова.

Игра «Узнай, кто?»

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Анализировать эмоциональные состояния

Составлять небольшие устные монологические высказывания

9

«Играем вместе с Дениской» по страницам рассказов  В. Драгунского.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Строить схему (модель) отношений героев

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

10

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

11

 «Пословицы о книге и учении». Проект «Книга пословиц».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

12

Загадки. Конкурс «Отгадай загадку».

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

13

Скороговорки и чистоговорки. Конкурс на лучшего скороговорщика.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Писатели-сказочники(4 ч)

14

Кто придумал сказку?

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

15

Кто такой сказочник?

Писатели-сказочники.

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

16

Герои сказок. Викторина.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

17

Кроссворды  по сказкам Х.К. Андерсена.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

Книги о детях (4 ч)

18

«Дядя Стёпа учит добру». С.Михалков.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

19

«Мафин и его друзья». Игра «С кем дружит Мафин?»

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Строить схему (модель) отношений героев

20

Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Н.Носов

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

21

Игра-викторина «Жители Цветочной улицы».

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Старые добрые сказки (4 ч)

22

Иллюстрации к сказкам. Конкурс на лучшую иллюстрацию.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

23

Сборники сказок. Игра «Собери сказки по персонажам».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

24

Кто нам сказку рассказал? Сказки народов мира.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

25

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

26

Книги о семье, о маме.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

27

Игра «Спой колыбельную».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

28

Мини-проекты (работа в группах): «Пословицы о семье».

1

Выявлять читательский опыт

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Защитникам Отечества посвящается(3 ч)

29

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

30

Былины и сказы о защитниках Отечества.

1

Применять таблицы, схемы, модели для получения информаци

Анализировать эмоциональные состояния

Составлять небольшие устные монологические высказывания

31

Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Строить схему (модель) отношений героев

По страницам любимых книг (3 ч)

32

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

33-34

Летнее чтение. Оформление «Дневника читателя».

2

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Формулировать главную мысль рассказа:

Различать виды текста, выбирать текст.

Содержание программы

2 класс (34 ч)

Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации

в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Тема  2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова

«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-

кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских

газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Тема  4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-

виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Тема 6. Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Тема  7. Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других

стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Тема  8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,

сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Тема  10. По страницам любимых книг (3 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Универсальные учебные действия:

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
  • надлежности в открытом библиотечном фонде);
  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • заполнять каталожную карточку;
  • систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • составлять список прочитанных книг;
  • выделять особенности учебной книги;
  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 34 часа

3-и классы

        

Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Дата

3а, 3б

по плану

Дата

3а, 3б

фактичес

кая

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

История книги. Библиотеки (4 ч)

1

Путешествие с Ильёй Муромцем. Книги-сборники былин.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

2

Герои былин. Просмотр мультфильма «Тугарин Змей»

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Различать особенности диалогической и монологической речи;

3

Летописи. Рукописные книги. Первая печатная книга. Игра «Печать».

1

Определять жанр и тему

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

4

Мини-проект «Первая буква».

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Различать особенности диалогической и монологической речи;

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные(3 ч)

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

6

«Ну-ка, сказки, стройтесь в ряд!» Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка». Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

Анализировать произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

9

Заочное путешествие в Летний сад. «Узнай героев басен И.А.Крылова».

1

Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота»

Анализировать эмоциональные состояния

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

10

Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Книги о родной природе (3 ч)

11

Родные поэты.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

12

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Конкурс рисунков «Родная природа».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

13

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

  1. 14

14-15

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

2

Определять жанр и тему

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

16

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

Животные — герои детской литературы (4 ч)

17

«Кто-кто в этой книжке живёт?» Игра «Узнай, о каком животном книга»

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

18

«Путешествие со слонами». Рассказы о животных А. Куприна.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

19

Друзья-животные в рассказах В.Бианки.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

20

Художники-иллюстраторы книг о животных. Создаём свои странички.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Дети — герои книг (3 ч)

21

«Тимур и его команда» А.Гайдара - знакомство с произведением.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

22

 «Тимур и его команда». Просмотр фильма.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

Книги зарубежных писателей (2 ч)

24

«С кем дружит Чиполлино?»

1

Извлекать необходимую информацию из книги

Выявлять структурные части произведения

Строить схему (модель) отношений героев

25

Игра-викторина «Герои сказки Дж. Родари «Чиполлино и его друзья».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

Книги о детях войны (3 ч)

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

28

Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

Журналы для детей (3 ч)

29

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

30

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

31

Создание классной газеты «Книгочей».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

32

Библиотечное занятие. «Я – помогаю».

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Корректировать деятельность

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

33-34

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?». Словарь книгочея.

2

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

Содержание программы

3 класс (34 ч)

Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема  2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема  4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема  5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Тема  6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема  7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема  8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Тема  9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема  10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Тема  11. «Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

  • работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-

ложенных книг или открытого библиотечного фонда;

  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или

журнала»;

  • готовить материал для классной и школьной газеты;
  • пользоваться электронными газетами и журналами.

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?
  10. О чем вы любите читать?
  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Список  литературы

  1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
  4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  10. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Список литературы для 2 класса

Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были; 
Пушкин А. Стихи и сказки; 
Ершов П. Конек-горбунок; 
Крылов И. Басни.

Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»; 
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»; 
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»; 
Житков Б. «Рассказы о животных»;  
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»; 
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;  
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы; 
Давыдычев Л. «Страдания  второгодника Ивана Семенова»; 
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»


Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»; 
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»; 
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»; 
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»; 
Киплинг Р. «Сказки»;  
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Список литературы для 3 класса

Русская литература 19 - начала 20 века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».

Русская литература 20 века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»; 
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»; 
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова», 
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;             
Некрасов В.  « Приключения капитана Врунгеля»; 
Олеша Ю. «Три толстяка»; 
Успенский Э. «Меховой интернат»; 
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»; 
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», 
Крапивин В. «Дети синего фламинго»; 
Гайдар А. «Тимур и его команда»; 


Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»; 
Линдгрен А. Повести; 
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»; 
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»;  
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
 
Познавательная литература 
Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»; 
Горьков В. «Космическая азбука»; 
Сахарнов С. «История корабля»; 
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»;

Алексеев С. «От Москвы до Берлина», «Рассказы из русской истории»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, с учетом тебований ФГОС. Реализуется в 1 классе. Расчитана на 33 часа (1 час в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

Программа составлена в соответствии с ФНОС НОО для учащихся 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Юный читатель»

   Данная программа   «Юный читатель» является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение» и      представляет собой вариант программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...