Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
    рабочая программа (1 класс)

    Руднева Наталья Сергеевна

          Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_klass._vneurochnaya_deyatelnost_malenkiy_chitatel.doc227.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка

    Выборгского района Санкт-Петербурга

    ______________________________________________________________________________________

    ПРИНЯТО

    Педагогическим советом

    ГБОУ школа № 457

    Протокол № 1

    от «  » августа 2017 года

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    ГБОУ школа №457

    ________________

    Приказ №

    от «  » августа 2017 года

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ»

    ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 «Г» КЛАССА

    НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

       Количество часов  по программе: 33

       Составитель:  Руднева Н.С.

    Санкт-Петербург

    2017

    Оглавление

    1.        Аннотация………………………………………………………………………………….3

    2.        Характеристика класса…………………………………………………………………….4

    3.        Пояснительная записка…………………………………………………………………….5

    4.        Содержание   курса внеурочной деятельности…………………………………………...8

    5.        Календарно-тематическое планирование………………………………………………...9

    6.        Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………14

    7.        Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....14

    8.        Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....15

    Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности

          Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.

    Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Названные цели в полной мере отражают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению. Достижение указанных целей осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательной, коммуникативной, читательской компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Маленький читатель».

           Содержание и тематическое планирование программы «Маленький читатель» по внеурочной деятельности отражают систему расположения материала, полноту изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие форм и видов контроля.

    В 1 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (5ч), «В мире сказок» (8ч), «Родная природа» (5ч), «Защитники нашей Родины» (2ч), «Наша любимая мама» (2ч),«Волшебство в рассказах» (1ч), «Стихи о детях и для детей» (2ч), «Рассказы о  детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие . Викторина «Любимые произведения» (1ч).

            Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие-чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

    Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

     Отличительной особенностью программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 6–8 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.

       

                                                          Характеристика класса

    Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.

    В классе 33 ученика: 17 мальчиков, 16 девочек. Трое детей 2009 года рождения, девятнадцать детей  2010 года рождения. У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Недостаточно развиты волевые процессы.

    В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению.

    На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

    Пояснительная записка

    1. Рабочая программа «Маленький читатель»  для 1 класса составлена в соответствии со  следующими нормативно-правовыми  документами:

     1. Нормативно-правовые документы:

    1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

    3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    4. Письмом Комитета по рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»; образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических

    5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;

    6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год от 31.08.2017 № 320;

    7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год от 13.06.2017 №234

    8.  Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2017-2018 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга  от 31.08.2017 №317;

    9. Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017\2018 учебный год».

    10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2017/2018 учебный год» от 24.03.17 №03-28-1493/17-0-0.

    11. Распоряжением Комитета по  образованию Правительства  Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

             Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.

    2. п. Цели и задачи программы «Маленький читатель».      

     Изучение программы «Маленький читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    • углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой
    • обеспечивать литературное развитие младших школьников
    • раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями
    • выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Основными задачами реализации содержания программы являются:

    • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
    • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
    •  формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
    •  формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
    • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
    • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
    •  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
    • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
    • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
    • работать с различными типами текстов;
    •  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    3.п.        Общая характеристика программы «Маленький читатель»

            Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

            Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

            Перед учителем начальных классов стоит сложная задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

            Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы, так как именно детская художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности. Для решения данной проблемы была создана  программа для учащихся 1-х классов «Маленький читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

    4.п.        Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.

    Программа «Маленький читатель» для 1 класса рассчитана на 33 часа (33 учебные недели по 1часу в неделю).

    5.п.        Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

    Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.

    6.п.        Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

    7.п.         Содержание программы «Маленький читатель»  направлено на расширение представления учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми  нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.

     8.п.         Планируемые результаты изучения курса:

    В результате освоения программы внеурочной деятельности «Маленький читатель» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС:

    • осознавать значимость чтения для личного развития;
    • формировать потребность в систематическом чтении;
    • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
    • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
    • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

    Регулятивные умения:

    • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
    • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
    • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
    • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

    Познавательные учебные умения:

    • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
    • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
    • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
    • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

    Коммуникативные учебные умения:

    • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;
    • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
    • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

    Личностные качества:

    • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

    Содержание курса

    В 1 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (5ч), «В мире сказок» (8ч), «Родная природа» (5ч), «Защитники нашей Родины» (2ч), «Наша любимая мама» (2ч),«Волшебство в рассказах» (1ч), «Стихи о детях и для детей» (2ч), «Рассказы о  детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие . Викторина «Любимые произведения» (1ч).

    Календарно-тематическое планирование

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Виды и формы контроля

    Примечание

    Дата

    «Здравствуй книга» (2ч)

    1.

    Книга. Элементы структуры книги .Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

     Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

    1

    УО

    2.

    Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке.

    1

    УО

    «Русский фольклор»(1ч)

    3.

    Малые фольклорные жанры: песенки,  потешки, считалки,  прибаутки,  скороговорки,  загадки.

    1

    ФО

    И

    «Как сделать мир лучше» (5ч)

    4.

     О хороших людях.

     Святослав Сахарнов «Самый лучший пароход»

    Ирис Ревю «Добрые помощники»

    1

    ФО

    5.

    В.Осеева «Сторож»,   «Волшебное слово», «До первого дождя»,   «Печенье»,   «Плохо»,   «Кто хозяин»,   «Лекарство»,   «Хорошее»,   «Синие листья»,   «Разделите так, как делили работу»

    1

    УО

    6.

    О бережном отношении к животным

    В.Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо»

    Л.Толстой «Старая лошадь»

    1

    УО

    В

    7.

    О совести.

     А.Гайдар «Совесть»,   А.Пантелеев   «Честное слово»  

    1

    ФО

    В

    8.

    Об уважении к старшим 

     В.К.Железников «Рыцарь»,    Ирис Ревю «Главное-уважение», В.Осеева «Сыновья», «Бабка».  

    1

    «В мире сказок» (8ч)

    9.

     Русские народные сказки

    1

    ТП

    10.

    Сказки  народов мира.

    1

    11.

    Сказки А.С.Пушкина

    «Сказка о рыбаке и рыбке»

    1

    УО

    конкурс рисунков

    12.

    Сказки К.Чуковского

    1

    ТП

    13.

    Сказки В.Сутеева

    1

    УО

    14.

    Сказка А.Толстого

    1

    ВП

    УО

    15.

    Ш.Перро «Мальчик с пальчик»

    Братья Гримм  «Соломинка, уголь и боб»

    1

    16.

    Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

    1

    Т

    «Родная природа» (5ч)

    17.

    В.Бианки

    «Синичкин календарь»

    «Лесные домишки»

    1

    УО

    ТР

    18.

    Н.Сладков

    «Лесные сказки»

    «Разноцветная земля»

    «Как медвежонок сам себя напугал»

    1

    ФО

    ТР

    19.

    Г.Снегирёв

    «Хитрый бурундук»

    «Кто сажает лес»

    «Кедр»

    «Бобровый сторож»

    «Бобренок»

    1

    В

    20.

    М.Пришвин

    «Лисичкин хлеб»

    «Еж»

    «Муравьи»

    1

    УО

    21.

    В.Бианки

    «Чей нос лучше»

    «Кто чем поёт»

    «Как муравьишка домой спешил»

    1

    В

    «Защитники нашей Родины» (2ч)

    22

    А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»

    1

    УО

    23.

    С.Алексеев «Выходное платье»

    1

    УО

    «Наша любимая мама» (2ч)

    24.

    Е.Благинина «Посидим в тишине»

    В.Орлов «Мамин праздник»

    О.Высотская  «Подарок маме» (2ч)

    Я.Аким «Мама»

    И.И.Косяков «Все она»

    Л.Квитко «Бабушкины руки»

    И.Пивоваров «Бабушка»

    Н.Николаенко «Все стало грустным»

    1

    УО

    ТР

    25.

    Л.Воронкова «Что сказала бы мама»

    В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

    Б.Емельянов «Рассказы о маме»

    1

    Т

    «Волшебство в рассказах» (1ч)

    26.

    В.Катаев «Цветик-семицветик»

    «Дудочка и кувшинчик»

    1

    УО

    ТП

    «Стихи о детях и для детей» (2ч)

    27.

    С.Я.Маршак«Кот и лодыри»

    «Вот какой рассеянный»

    «Где обедал воробей»

    «Багаж»

    1

    В

    28.

    А.Барто

    С.Михалков

    1

    УО

    «Рассказы о детях и для детей  » (2ч)

    29.

    Н.Носов «Замазка» , «Заплатка» , «Огурцы» ,

    «Бобик в гостях у Барбоса»

    1

    УО

    30.

    В.Драгунский «Денискины рассказы»

    1

    Т

    «Произведения зарубежных писателей» (2ч)

    31.

    Прёйсен А. «Про козленка который умел считать до десяти»

    1

    УО

    32.

    В.Гауф «Маленький Мук»

    1

    Т

    Итоговое занятие  (1ч)

    33.

    Викторина «Любимые произведения»

    1

    В

    К – комбинированное занятие

     В – викторина

    И – игра

    ТР – творческая работа

    ТП – театрализованное представление

    ВП – взаимопроверка

    УО – устный опрос

    ПР – проектная работа

    Т - тест

    Учебно-методическое обеспечение

    Литература

    1.    З.Александрова, В.Берестов. Хрестоматия для 1 класса. Серия: «Школьная

    библиотека» Издательство «Самовар» 2014.

    1.  Григорьева Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение 2010
    2. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах ) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г
    3. Сидоркина Н.Ю. Викторины по сказкам и рассказам. 1-4 класс. ФГОС: Учитель. 2017

    Материально-техническое обеспечение

    1. Портреты детских поэтов и писателей.
    2. Детские книги для  чтения.
    3. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
    4. Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.
    5.  Справочники
    6. Словари

    1. Приложение 1
    2. Лист  коррекции рабочей программы по ________________________
    3. учителя ГБОУ школа № 457  _______________________________________
    4. ФИО

    Название раздела, темы (номер занятия)

    Дата проведения по плану

    Причина корректировки

    Корректирующие мероприятия

    Дата проведения по факту

    Дата коррекции

    Подпись

            

    1. Дата _____________________                    Подпись ____________/____________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

    РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

    Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

    рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

    календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

    Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...