Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"
    рабочая программа по чтению (3, 4 класс) на тему

    Батина Надежда Александровна
    Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл smyslovoe_chtenie.docx42.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Екимовичская средняя школа»

    Рославльского района Смоленской области.  

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    _____________

    Батина Н.А.

    Протокол № 1

    от«28»августа2017г.

    «Согласовано»

    Заместитель

    директора по УВР

    ________________ Мишина В.Е.

    «__» ______2017г.

    «Согласовано»

    Заместитель

    директора по ВР

    _____________

    Мартьянова С.В.

    «__» ______2017г.

    «Утверждаю»

    Директор школы

    _____________

    Тарасенко С.В.

    Приказ № ____

    от «___»______2017г

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    общекультурного направления

    «МЫ – ЧИТАТЕЛИ»

    3 - 4 класс

    2017-2019 учебный год

    (программа рассчитана на 2 года)

    Составила

    учитель начальных классов

    Батина Надежда Александровна

    высшая квалификационная категория        

    с. Екимовичи


    1. Пояснительная записка

            Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы – читатели» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № З73;
    • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
    • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
    • План внеурочной деятельности школы.
    • Авторская программа М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению».

    Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

    Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, воспитание грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

    Основные задачи: 

    • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
    • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
    • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
    • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

    Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

    2. Планируемые результаты.

    Личностные.

    • Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; ученический оптимизм.
    • Социальная компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
    • Умение давать нравственно-этическую оценку через моральное содержание и нравственное значение действий персонажей.
    • Осознание целостной  научной картины природного и социокультурного мира, правил взаимоотношения с природой, обществом, отдельными людьми.
    • Владение основами экологического сознания, грамотности и культуры, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
    • Целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.
    • Доброжелательная  и эмоционально-нравственная отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.

    Метапредметные.

    Регулятивные.

    • Умение учиться; способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка).
    • Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
    • Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    • Умение осмысливать цель чтения и соответственно выбирать вид чтения.
    • Умение прогнозировать результат деятельности.
    • Умение строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении.

    Познавательные.

    • Умение искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать практические и познавательные задачи с использованием справочников, энциклопедий, словарей и интернета, овладение начальными формами исследовательской деятельности.
    • Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, умение упорядочивать и ранжировать информацию.
    • Умение находить информацию в явном и неявном виде, добывать недостающую информацию.
    • Способность понимать текст после  его самостоятельного прочтения и при его прослушивании.
    • Умение строить план текста.
    • Умение выбирать наиболее эффективные способы решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий.
    • Умение воспринимать текст как носитель  способов «открытия» новых знаний, включения их в свою картину мира.
    • Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.
    • Умение осуществлять выборочное чтение с целью нахождения нужной информации.
    • Умение свободно ориентироваться в текстах разных стилей.
    • Умение строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность и ложность утверждений.
    • Умение различать способ осуществления деятельности и ее результат.
    • Умение переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

    Коммуникативные.

    • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
    • Общее речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса, практическое овладение диалогической речью, монологической в соответствии с учебной задачей, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
    • Умение формулировать простые выводы на основе информации из текста.
    • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение управлять интонацией при построении устной речи.
    • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.
    • Владение современными средствами коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
    • Умение ориентироваться на партнера, его высказывание, поведение, эмоциональное состояние и переживания, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе читательской деятельности и анализа текста.

    Предметные результаты изучения курса.

    • Умение оценивать уместность использования различных слов в тексте, правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения; при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.
    • Знание и использование норм речевого этикета и правил устного общения.
    • Умение обнаруживать недостоверные сведения.
    • Умение классифицировать предложения по цели высказывания, различать простые и сложные предложения, делить сложные предложения на простые.
    • Умение перефразировать текст для предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
    • Умение использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое
    • Умение пересказывать текст подробно и выборочно, пересказывать от другого лица.
    • Умение находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты, иносказание, сравнение).
    • Умение различать произведения разных жанров (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица).
    • Знать особенности текстов различных видов, уметь определять художественный, научный, справочный текст.
    • Умение анализировать текст, используя литературоведческие понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор, средства художественной выразительности), использовать при анализе прием «тонких» и «толстых» вопросов, давать анализ с позиции нравственности и научности.
    • Умение передавать содержание по плану, составлять небольшие повествовательные тексты с элементами описания и рассуждения.
    • Умение озаглавливать текст, передавая в заголовке тему или основную мысль текста, озаглавливать части текста в соответствии с главной мыслью, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
    • Умение составлять характеристику героев.
    • Умение определять позицию героев и позицию автора.

    3. Содержание программы.

          Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 - 4 класс. – Москва « ВАКО» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. 

    Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся  и методическими рекомендациями для учителя.  Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста.

    Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного

    обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов

    составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и

    задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.

    Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на

    номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и

    увязать его с ранее прочитанным.

     Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. 

    В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию.

    Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и

    знания в устной и письменной форме. 

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

    Тематическое планирование 3 класс

    № Тема /Страницы  учебника

    1. Резные лошади* С 4-5  

    2. Надувные дома С 6-7  

    3. О том , как змея стала ядовитой* С 8-9  

    4. Искусственный риф С 10-13  

    5. Розовые кролики* С 14-15  

    6. Самоцветы С 16-19  

    7. Сказка о глупой акуле* С 20-22  

    8. Как пугало было вороньим царём* С 23-25  

    9. Символ Франции С 26-27  

    10. Обезьяна и слон * С 28--29  

    11. Очень красивые лодки* С 30-31  

    12. Откуда пошли пельмени С 32-35  

    13. Замечательные часы С 36-37  

    14. Всякое ли молчание- золото? С 38-39  

    15. « Читать» людей. С 40-41  

    16. Тысяча глиняных горшков* С 42-43  

    17. « Тошу обижать не дам!» С 44-45  

    18. Как я кормила синичек и белочек* С 46-47  

    19. Необычная ёлка С 48-49  

    20. Сказка о пирожке* С 50-52  

    21.  Одинокий мухомор* С 53-55  

    22. «Мы триста лет этим занимаемся» С 56-57  

    23. Колизей С 58-59  

    24. Памятник дереву С60--61  

    25. Магниты в древности С62-63  

    26. Бабушка огородника * С 64-65  

    27. Санта- Клаусы в разных странах С 66-67  

    28. Пришельцы. Лёгкий и прочный* С 68-71  

    29. У каждого мастера есть свои секреты*.

    Неуклюжий паучок. С72-75  

    30. Гусеница , которая хотела летать* С 76-77  

    31. Первый микроскоп. Подходящий камень* С 78-81  

    32. Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом – моя крепость» С 82-85  

    33. Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* С 86-89  

    34. Ночной урок*. Итоги года  

    Тематическое планирование 4 класс

    № Тема /Страницы учебника

    1. Резиновый мяч* С 4-6  

    2. Свитера С 7-9  

    3. В большом деле не без убытка* С 10-11  

    4. « Замените меня Васей – он умнее!» С 12-13  

    5. Самоочищающиеся окна С 14-17  

    6. Гонки на верблюдах С 18-19  

    7. Ушная раковина китайского императора С 20-21  

    8. Антиквариат С 22-23  

    9. Поплавать в воздухе С 24-25  

    10. Запах газа С 26--27  

    11. Пуантилизм и пиксель С 28-29  

    12. Большой автомобиль С 30-31  

    13. Ключ и замок С 32-33  

    14. Железная ложка С 34-35  

    15. Яд и лекарство С 36-37  

    16. Трескучие морозы С 38-39  

    17. Чей дом красивее?» С 40-42  

    18. Неожиданный результат* С 43-46  

    19. Обработка камня огнём С 47-49  

    20. Рыцари С 50-51  

    21. Красивый пустоцвет* С 52-53  

    22. Тамплиеры С 54-55  

    23. В космос по канату С 56-57  

    24. Терминатор С58--59  

    25. По воде или по воздуху? С60-63  

    26. Скидки и акции С 64-65  

    27. Удачное плавание* С 66-68  

    28. Паучок, который не знал, что такое осень* С 69-71  

    29. Зима- хлопотунья* С72-74  

    30. Сказка о кролике и сахарных клёнах* С 75-77  

    31. Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* С 78-81  

    32. В большом деле нужны разные люди. Такси – малютка* С 82-86  

    33. Богатый заяц* С 87-89  

    34. Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года  С 90- 93  

    4. Описание учебно-методического и материально-технического

    обеспечения

    1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 -й класс.- Москва: «ВАКО», 2016 г 

    2) Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.

    И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 

    3) Детские книги 

    4) Экранно – звуковые пособия 

    5) Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений 

    8) Компьютер 

    9) Цифровые и электронные образовательные ресурс.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

    Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, с учетом тебований ФГОС. Реализуется в 1 классе. Расчитана на 33 часа (1 час в неделю)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

    Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

    Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"

    Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)

        Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)

        Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)

        Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...