Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"
рабочая программа (1 класс) на тему

Буторина Олеся Ивановна

Программа составлена в соответствии с ФНОС НОО для учащихся 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_chitatel.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат №27 основного общего образования»

Рассмотрена                                                                                     Утверждена

на заседании МО                                                             приказом директора №________

Протокол № ____от                                                                   от «_____»____________2014 г.                                                                                                                              

      «_____»____________2014 г.                                                                  ______________Ченцов  Е. Н.

Программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

«Юный читатель»

 

                                            1 класс

Программа рассчитана на один год обучения

Автор: Буторина Олеся Ивановна

                (учитель начальных классов)

Каменск – Уральский

2014г.

Пояснительная записка.

   Программа «Юный читатель» составлена на основе обобщения опыта работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Актуальность: невозможно переоценить важность  детского чтения. Чтение является  не только  источником развития личности, но и одним из гарантов её успешной социализации в обществе. От того, что читает ребенок, как он это делает, во многом зависит каким будет он сам в будущем и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.

Книга, как средство формирования личности, в век глобализации, не уходит на второй план. Интересная книга, прочитанная не торопясь, вдумчиво, наполняет душу и надолго остаётся в сердце ребенка. Поэтому важно,  чтобы каждый школьник заинтересовался книгами, обрел свою любимую книгу. Взрослым необходимо поддерживать интерес к книге у ребенка, который делает первые шаги в образовании. Задача учителя  показать, что чтение – это увлекательное занятие, что книга может стать настоящим другом и помощником.

   Кроме того, чтение является важнейшим средством получения знаний, оно заложено в основу обучения. Проблема овладения навыком чтения на сегодняшний день достаточно ярко выражена у многих современных детей. Это происходит из-за недостаточной сформированности необходимых базовых составляющих процесса чтения. К таким составляющим относятся: восприятие (акустическое, зрительное, пространственное), произвольное владение устной речью, способность к аналитико – синтетической речевой деятельности, сформированность функций памяти, достаточный уровень целенаправленной деятельности, произвольность владения функциями внимания, саморегуляции и контроля.

   Нарушение чтения может отрицательно влиять как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребенка в целом, что может отрицательно влиять на успешную социализацию ребенка в школе и в обществе.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.

Цель: формирование полноценного навыка чтения.

  Задачи

      1. формировать у детей интерес к книге;

2. учить воспринимать и понимать прочитанный текст;

     3. учить отвечать на вопросы по содержанию;

     4. учить пересказу;

5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им    

     характеристику и оценку их поступков;

     6. развивать речь учащихся;

   Содержание программы «Юный читатель» служит плавным продолжением изучения таких предметов как обучение грамоте, литературное чтение, русский язык.

   В круг чтения входят произведения разных жанров и областей литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Учитывая возрастные особенности школьников, особое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

   Сроки реализации: программа  рассчитана на 66 часов. Частота проведения занятий – два  раза в неделю,  продолжительностью 30 - 40 минут.

  Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации деятельности:

  • беседы;
  • чтение вслух, про себя, жужжащее чтение, по ролям;
  • обсуждения;
  • видеопросмотры;
  • литературные игры;
  • викторины;
  • театрализация.

Программа представляет собой путешествие по Стране Грамотеев  и состоит из трёх блоков:

Блок 1. По дорогам сказок.

В добукварный период, а также на начальных этапах букварного периода, когда дети не знают букв и не читают, целесообразно проводить цикл занятий с использованием русских народных сказок.

Восприятие сказки в младшем школьном возрасте осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие и составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребёнка, определяя развитие как интеллектуальных, так и познавательных процессов (речи, мышления, воображения).

Виды деятельности детей:

  • чтение - рассматривание книг;
  • слушание и запоминание сказок;
  • пересказывание сказки одним ребенком или поочередно;
  • рисование сказок;
  • лепка героев сказок;
  • разыгрывание сказок;
  • фронтальная беседа.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности,  знакомят детей с миром природы, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих задач не менее важно сделать устную и письменную речь ребенка эмоциональной, образной, красивой.

Блок  2. Путешествие по океану  Знаний.

Данный блок делает упор на овладение навыком чтения и позволяет с помощью специальных упражнений решить следующие задачи:

  • развитие восприятия и зрительного внимания; (корректурные пробы)
  • формирование адекватной стратегии направления обзора (справа налево)(Упражнения с лабиринтами)
  • развитие целостности восприятия (упражнения с усложненными изображениями)
  • формирование дифференцированного восприятия буквенных знаков
  • развитие фонематического восприятия
  • формирование связи зрительного образа и слова

Все занятия данного блока связаны единым контекстом, представленным в виде увлекательных приключений Димы и его друзей Пети и Маши.

Блок 3. В лабиринте Читай – города.

Блок посвящен работе с текстом. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать ее. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

Вместе с ребятами будут путешествовать  их  верные друзья - Маша и Петя.

В ходе работы учащиеся:

  • определяют главную мысль текста;
  • озаглавливают текст;
  • определять последовательность событий;
  • различают абзацы;
  • считают количество предложений в тексте;
  • подбирают синонимы и антонимы к словам;
  • определяют сравнение;
  • вставляют пропущенные буквы;

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Универсальные учебные действия.
Личностными результатами кружка "Юный читатель» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним.

Метапредметными результатами кружка  " Юный читатель»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Коммуникативные УД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  •  постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Предметными результатами кружка  " Юный читатель»  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать текст в темпе 25 – 30 слов в минуту;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  •  пересказывать текст;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Учебно-тематический план курса

  «Юный читатель»

1 класс — 66 часов

№ блока

Название блока

Количество часов

1

По дорогам сказок.

16

2

Путешествие по океану  Знаний.

25

3

В лабиринте Читай – города.

25


Календарно-тематический план

1 класс – 66 часов

№ п.п.

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности

Дата

Блок 1. По дорогам сказок.

1

Введение. Устное творчество русского народа.

-чтение - рассматривание книг;

-слушание и запоминание сказок;

-пересказывание сказки одним ребенком или поочередно;

-рисование сказок;

-лепка героев сказок;

-разыгрывание сказок;

-фронтальная беседа

сентябрь

2

Русские народные игры. Считалки.

3

Загадки.

4

РНС «Колобок»

5

РНС «Репка»

6

РНС «Курочка Ряба»

7

РНС «Лиса и журавль»

8

РНС «Маша и медведь»

октябрь

9

РНС «Гуси – лебеди»

10

РНС «Волк и семеро козлят»

11

РНС «Лиса и Волк»

12, 13

РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

14

РНС «Лиса и заяц»

15

РНС «Теремок»

ноябрь

16

РНС «По щучьему веленью…»

Блок  2. Путешествие по океану  Знаний.

17

Такие разные буквы. Занятие1

-развитие восприятия и зрительного внимания;

-формирование адекватной стратегии направления обзора (справа налево

-развитие целостности восприятия (упражнения с усложненными изображениями)

-формирование дифференцированного восприятия буквенных знаков;

-развитие фонематического восприятия;

-формирование связи зрительного образа и слова

18

Тайное послание. Занятие2

19

Знакомство с профессором Всезнайкиным. Занятие3

20

Судно «Гроза трех морей» Занятие4

21

Мечты пирата Джима. Занятие5

декабрь

22

Создаем флаг корабля. Занятие6

23

Отгадываем ребусы. Занятие7

24

Знакомство с профессиями. Занятие8

25

В незнакомом городе. Занятие 9

26

Ищем пропавших животных. Занятие 10

27

Встреча с добрым лесником. Занятие 11

28

Знакомство с энциклопедией. Занятие 12

29

Наблюдаем животных. Занятие 13

январь

30

Домашние животные. Занятие 14

31

Ищем маму для котенка. Занятие 15

32

 Ученый энтомолог. Занятие 16

33

В поисках волшебной птицы. Занятие 17

34

В поисках волшебной птицы. Занятие 18

35

Какие бывают деревья. Занятие 19

февраль

36

Фруктовый сад. Занятие 20

37

День рождения Маши. Занятие 21

38

Круглый год. Занятие 22

39

Морская почта. Занятие23

40

Изучаем корабль. Занятие 24

41

Среди морских обитателей. Занятие 25

Блок 3. В лабиринте Читай – города.

42

В поисках нужных слов.

Л. Н Толстой «Кошка на крыше»

Чтение текста;

Подбор синонимов;

Нахождение нужного слова и предложения в тексте, подтверждающего ответ;

 составление предложений из слов и по схеме;

 определение ударного слога в слове;

определение последовательности событий в тексте;

 подбор заголовка к тексту;

ответы на вопросы; определение главной мысли текста;

словарная работа;

звуко – буквенный разбор;

словообразовательная работа;

подбор заголовка;

нахождение ответа в тексте;

деление слов на слоги и для переноса;

определение главного героя произведения;

март

43

Учимся отвечать на вопросы.

Л. Н. Толстой «Кукла Насти»

44

Учимся отвечать на вопросы.

Е. Чарушин «Медведь»

45

Учимся подбирать заголовок.

Л. Н. Толстой «Галка»

46

Учимся определять главную мысль текста. Л. Н. Толстой «Старик и яблони»

47

В поисках нужных слов.

Е. Чарушин «Лиса»

48

Учимся отвечать на вопросы.

А. Тихонов «Скворец»

49

Учимся определять главную мысль текста. А. Тихонов «Весна в степи»

50

Учимся определять главную мысль текста. Л. Н. Толстой «Катя и Маша»

апрель

51

Учимся выражать свои мысли.

Е. Чарушин «Слон»

52

Учимся образовывать новые слова.

Я. Тайц «Надя и гуси»

53

Учимся подбирать заголовок.

А. Тихонов «Горы»

54

Учимся определять главного героя произведения. С. Сахарнов «Спасение кита»

55

Что такое диалог?

Я. Тайц «Все здесь»

56

Учимся определять главную мысль текста.

В. Осеева «Просто старушка»

57

В поисках нужных слов.

Я. Тайц «По пояс»

58

Учимся определять главную мысль текста.

С. Редозубов «Зимой»

май

59

Энциклопедия «Хочешь знать почему?»

60

Учимся отвечать на вопросы.

Я. Тайц «Бабушкина помощница»

61

Учимся образовывать новые слова.

А. Тихонов «Вороны»

62

Учимся определять главную мысль текста. Я. Тайц «По грибы»

63

Учимся определять главную мысль текста.

В Осеева «Три товарища»

64

Знакомство с синонимами.

И Шустова «Собака – друг человека»

65

Учимся определять главную мысль текста.

Н. Юрцевич «Жизнь в муравейнике»

66

Итоговое занятие.

Список литературы

Для учителя

1. Гераськина В. Г. Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране Знаний: 1 – 4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

2. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс.  – М.:Издательство «Экзамен», 2015.

3. Оморокова М. И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990.

Для учащихся

1. РНС «Колобок», «Репка»,  «Курочка Ряба»,  «Лиса и журавль»,  «Курочка – Ряба»,  «Маша и медведь»,  «Гуси – лебеди»,  «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Лиса и заяц»,  «Теремок», «По щучьему веленью…»

2. Л. Н Толстой «Кошка на крыше», «Кукла Насти», «Галка», «Старик и яблони», «Катя и Маша»;

3. Е. Чарушин «Медведь», «Лиса», «Слон»;

4. А. Тихонов «Скворец», «Весна в степи», «Горы», «Вороны»;

6. 5. Я. Тайц «Надя и гуси», «Все здесь», «По пояс», «Бабушкина помощница», «По грибы»;

7. С. Сахарнов «Спасение кита»;

8. В. Осеева «Просто старушка», «Три товарища»;

9. С. Редозубов «Зимой»;

10. И Шустова «Собака – друг человека»;

 11. Н. Юрцевич «Жизнь в муравейнике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, с учетом тебований ФГОС. Реализуется в 1 классе. Расчитана на 33 часа (1 час в неделю)...

Программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс. Программа составлена из расчета: 2 ч в неделю, 68 ч в год....

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...

Программа внеурочной деятельности «Юный читатель»

   Данная программа   «Юный читатель» является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение» и      представляет собой вариант программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....