Занятия внеклассным чтением в начальной школе
статья

 Внеклассное чтение — это раздел обучения самостоятельному чтению, цель которого — формирование у детей основ читательской самостоятельности, развитие читательских интересов. Именно Н. Н. Светловская определила, что входит в понятие читательская самостоятельность: как личностное свойство «читательская самостоятельность характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающей ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_vneklassnym_chteniem.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия внеклассным чтением в начальной школе.

 «Уроки внеклассного чтения призваны решать весьма ограниченный и строго определённый круг задач. Они должны познакомить каждого ребёнка с тем, что можно выбрать для чтения; показать ему, отчего книги, газеты и журналы для чтения выбирают, а не читают всё подряд; выработать у него навыки ориентировки в мире книг, умение пользоваться элементарной справочной литературой и проверить, научился ли ребёнок тому, как надо читать, чтобы извлечь из чтения всё, что можно для сердца и ума», — пишет Н. Н. Светловская.

 Внеклассное чтение — это раздел обучения самостоятельному чтению, цель которого — формирование у детей основ читательской самостоятельности, развитие читательских интересов. Именно Н. Н. Светловская определила, что входит в понятие читательская самостоятельность: как личностное свойство «читательская самостоятельность характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающей ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

 Внеклассное чтение — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное — они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику. Ведь жизненный опыт детей ещё крайне невелик, а реальное окружение чаще всего мало что может добавить к этому опыту. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.

На уроках внеклассного чтения в начальной школе мы учим детей ориентироваться в книге, т.е. показываем, какие её элементы ещё до чтения могут рассказать о её содержании (обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, послесловие, содержание, аннотация и др.).

Цель уроков классного и внеклассного чтения – формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению. Эта сторона обучения тесно связана с решением задачи саморазвития, превращения ученика из объекта в субъект деятельности. Уроки внеклассного чтения должны помочь выработать умение ориентироваться в мире детских книг.

Каждый учитель начальных классов должен знать основные приемы при работе с детской книгой на подготовительном этапе:

1. Приучитесь сами и приучайте детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать ее с первой страницы обложки:

– на первой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи;

– анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи.

Вопросы, на которые при этом надо привыкнуть отвечать: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят нас эти картинки или картина? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте! Дети, побуждаемые вопросами, учатся находить и читать в надписях на книгах сначала хотя бы отдельные буквы, отдельные слоги, а в заключение с помощью учителя всю надпись – хором.

Вопросы после чтения надписи: Как мы поняли эту надпись? Знаем ли мы этого автора? Какие его книги уже знаем?

– содержание прочитанных надписей и иллюстраций на 1 странице обложки каждый раз сопоставляется; определяется, насколько оправданно и понятно помещение на первой странице именно такой картинки и данной надписи. Как они связаны? Чем? На какие мысли нас наводят?

2. Рассматривание четвертой страницы обложки – иллюстраций и надписей (порядок и смысл рассматривания тот же). Сопоставление того, что написано и нарисовано не первой странице обложки, с тем, что содержится на 4 странице обложки. Размышления о том, насколько связаны иллюстрации и надписи на 1 и 4 страницах обложки, и предварительный вывод о том, одно в книге произведение или несколько.

3. Общий вывод о том, может ли быть в этой книге только что прочитанное учителем произведение.

4. Внимательное перелистывание книги с целью уточнения высказанного предположения о ее содержании. Выделение и рассматривание иллюстраций, а также крупных заголовков, означающих начало нового произведения; если возможно, отыскание знакомого произведения.

5. Предположительные высказывания об общем характере книги; о теме или жанре предлагаемого читателю разговора; о характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно, в стихах или прозе и т.п.); вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время.

Показатели успешности работы с детской книгой и передачи своего читательского опыта детям на подготовительном этапе обучения таковы:

Учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время группами и в одиночку.

Первоклассники могут найти прослушанное произведение в книге-сборнике, если помещенные там произведения различаются героями и эти различия подчеркнуты иллюстрациями. Формируется способность самостоятельно выделять надписи на обложке книги, дети пробуют эти надписи читать.

Далее, к концу 1-ой – началу 2-ой четверти, они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

Безошибочно различают книги, знакомые и не знакомые по содержанию, могут выделять из группы книг книги, написанные одним автором.

Описанные приемы нацелены на освоение детьми любой детской книги как инструмента для чтения, но одновременно требуют от учителя и учащихся совершенствования и закрепления всех имеющихся знаний и умений как единого комплекса читательской культуры: и умения думать над книгой, и умения раскодировать текст в меру сил, и умения проникать в сущность и специфику литературного произведения уже до его чтения.

Принципиально новым в самостоятельной работе учащихся на начальном этапе обучения при ориентировке в мире книг является обязательное освоение ими умения решать 3 типа специальных задач на ограниченном пока учебном материале.

1 тип задач: определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить.

Например, надо рассмотреть группу книг: С.Я. Маршак, «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский, «Тараканище»; русская народная сказка «Колобок»; Л.Н. Толстой, «Три медведя».

Самостоятельно разобравшись в книгах, учащиеся должны определить, о чем будет урок, «что будем читать» («Будем читать сказки», «Будем читать сказки о животных»).

Свой ответ они мотивируют: анализируя книги поочередно, называют автора каждой книги, ее заглавие, а затем обращаются к иллюстрациям. Кроме того, сопоставляя все 3 показателя содержания книги между собой, т.е. устанавливая их взаимосвязь в каждой конкретной книге, дети могут выделять из этой цепочки (автор-заглавие-иллюстрация) тот показатель содержания, который для них выступает как наиболее очевидный: указание на жанр произведения в заглавии («Сказка о глупом мышонке») и слово «Сказка» в авторской принадлежности произведения «Колобок»;

Сказочные иллюстрации на обложках всех книг; фамилию известного им сказочника – Чуковский. В процессе подобных упражнений дети осознают, что любая тема чтения может быть представлена очень разными книгами.

Кроме того, у них создается представление не только о разнообразии книг, но и об упорядоченности этого многообразия (о близости книг по тематике при разных внешних ее проявлениях, об идентичности по авторской принадлежности, по жанрам).

2 тип задач: ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам.

Приступать к таким упражнениям можно лишь после того, как каждый ребенок освоил в деятельности (а не на словах) умение самостоятельно рассматривать одну любую книгу, определяя ее содержание по внешним приметам, а затем и группу книг (с той же целью) методом чтения-рассматривания.

Например, из группы книг: С. Маршак «Детки в клетке», К. Киршина «Как я отличился», К. Чуковский «Телефон» – учащимся необходимо выделить книгу рассказов о детях, автор которой незнаком. (Это книга К. Киршиной, т.к. автора дети не знают. В книге нарисованы дети).

Задачу нельзя считать решенной, пока не рассмотрены все предложенные книги, даже если правильный выбор сделан сразу. (Дети должны сказать, что книга С. Маршака «Детки в клетке» о животных, т.к. на рисунках животные. Маршака мы знаем. Чуковский. «Телефон». Звери по телефону говорят это сказка, а не рассказ.)

Выделяя одну книгу, и отвергая другую, дети накапливают опыт осмысленного выбора книг для последующего чтения по определенной теме и приобретают уверенность в возможности, посильности занимательности такого выбора без посторонней помощи. Другими словами, они оказываются подготовленными к основному этапу обучения, когда по предложенной учителем теме и заданным признакам им надо будет отбирать и читать нужные к уроку книги вне класса и вне поля зрения учителя.

3 (последний) тип задач: ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопросов о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

Например, у доски выставлены книги: Л. Кассиль «Главное войско»; С. Баруздин «Сложное поручение»; А. Маркуша «Я, солдат, и ты солдат»; С. Алексеев «Рассказы о маршале Жукове».

Задача – озаглавить выставку и решить, можно ли ее дополнить книгой С. Георгиевской «Галина мама». (Ответ: выставку можно озаглавить «Наша армия», «Наши защитники» и т.п. Дополнить ее книгой С. Георгиевской «Галина мама» можно, т.к. и эта книга рассказывает о защитниках Родины).

Дети в каждой книге обязательно находят и называют все показатели, подтверждающие его правильность.

Организуя работу с детскими книгами на уроках внеклассного чтения, необходимо помнить, что упражнения по ориентировке в книгах должны представлять собой планомерное повторное выполнение действий (умственных и практических) с целью овладения ими и повышения у учащихся качества читательской деятельности.

Учителя должны помнить: чтобы работать с группой книг, ориентироваться в них, дети должны обладать умением легко и быстро ориентироваться в одной книге. Способность предопределять содержание предстоящего чтения без руководства взрослых, с помощью самой книги по трем ее внешним показателям - это основной тип упражнений, который проводится на каждом уроке, особенно теперь, когда учащиеся под наблюдением учителя осваивают приемы самостоятельного чтения новых книг.

Кроме решения задач по ориентировке в книге и книгах по предвосхищению содержания книги до чтения, на каждом уроке дети читают молча, но под наблюдением учителя, указанное им произведение, рассуждают о прочитанном, обучаясь слушать своих собеседников и приводить аргументы, высказывая собственную точку зрения.

На начальном этапе учитель обязан отработать с детьми так называемое изучающее чтение, т.е. чтение, темы которого соответствуют индивидуальным возможностям ребенка и потому позволяет ему запоминать, осознавать и переживать прочитанное. А это и есть основная задача начального этапа обучения чтению.

На основном этапе способы и приемы работы с детской книгой, как и прежде, диктуются спецификой литературного произведения – его жанром, объемом, формой словесной передачи опыта; учитель обязан предусмотреть отдельные упражнения и системы упражнений, продвигающие учащихся к цели и, наконец, задачей расширения и упорядочения у учащихся читательского кругозора. Учащиеся обращают внимание на название книги, иллюстрации, титульный лист, предисловие и послесловие к книге, оглавление или содержание. Выбор книг должен быть мотивированным и целенаправленным.

Средства обучения призваны внушать детям мысль о необходимости серьезной работы дома с книгой, отобранной для самостоятельной работы, чтобы учащиеся привыкали ими руководствоваться – придерживаться при составлении отзывов на прочитанные книги, при подготовке к общей беседе для учащихся.

  1. Прежде чем читать, определять, о каком времени расскажет книга, а закончив чтение, установить, как долго длились описанные в книге события.
  2. Обращать внимание, где и с кем происходит все, о чем рассказано.
  3. Используя книги - справочники и иллюстрации, постараться представить себе и обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно.
  4. Сразу же выделить все непонятное, формулировать вопросы и стараться, прежде всего, найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.
  5. Если книга объемная, читать ее по частям (по главам).
  6. Закрывая книгу, всякий раз обдумывать, что запомнилось, что взволновало при чтении.
  7. Сравнивать свое впечатление от прочитанного сегодня с тем, что испытал при чтении вчера.
  8. Возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные, важные места, отмечать их закладкой или выписывать.
  9. Дочитав книгу, еще раз подумать над ее содержанием в целом, воспроизвести образы героев книги и постараться определить, хороша ли книга и чем именно хороша. Наконец, в качестве средства обучения для учащихся на основном этапе выступает и детская библиотека.

На основном этапе учитель учит умению учащихся ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими, читать их на максимально доступном уровне.

Читательские умения на заключительном этапе:

  • Умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем;
  • Умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев;
  • Умение видеть авторскую позицию во всех компонентах текста художественного произведения;
  • Умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в единстве содержания и формы.

Этот комплекс умений базируется на сформированном у детей за годы начального обучения чтении, которому дано название читательская самостоятельность. Именно она является залогом интереса всех учащихся к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору.

Таким образом на каждом этапе системы внеклассного чтения есть свои специфические задачи. Так, на подготовительном и начальном этапах необходимо увлечь детей чтением книг. Именно на этот этап падает особая ответственность, когда ребёнок ещё только рассматривает книгу или слушает, когда ему читают взрослые. Здесь закладываются основы потребности читать, эмоционально-радостное отношение к общению с книгой.

Методы и приёмы работы с книгой на уроке внеклассного чтения.

 

Подготовительный этап

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Перечитывание художественных произведений. 2. Чтение с договариванием. 3. Словесное рисование. 4 Инсценировка.

1. 1-ю книгу читает учитель 2. 2-ю книгу – читают дети на уроке. 3. Составление иллюстраций картотеки (из обложек).

Весь урок – проверка домашнего чтения в разных формах: викторины, кроссворды, путешествия и т.д. Устный журнал.

Урок 1 раз в 2 недели. Главное – дать задание классу. Они определят ход урока. Больше индивидуальных и групповых творческих заданий.

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской самостоятельности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...

.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.

 К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, ...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»

Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка...

Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе

Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности....

Внеклассное чтение в начальной школе

Материал для родителей и учителей начальных классов...

Внеклассное чтение в начальной школе

О значимости уроков внеклассного чтения в рамках учебного процесса на этапе начального обучения....