Адаптация 1 классников
методическая разработка

Халикова Эльвина Зульфатовна

Адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_obuchayushchihsya_1.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация обучающихся 1 «Б» класса к школьной жизни»

Халикова Эльвина Зульфатовна 

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Признаки успешной адаптации:

- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.

-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

В 1 «Б» классе 22 человека. Из них 11 мальчиков и 11 девочек. Один обучающийся - 2009 года, один-2011года, остальные – 2010 года рождения. Полных семей – 13, неполных – 9, многодетных – 4.(Абдрахманов Амир, Андубеков Самир, Асфандиярова Эмилия, Уразметов Ильназ).

До поступления в школу все обучающиеся посещали детский сад (кроме Гимранова Руслана,  Кужабаева Тимура, Яушева Анвара) ,все посещали занятия по подготовке к школе, (кроме Гимранова Руслана,  Кужабаева Тимура, Яушева Анвара).

На начало обучения умели читать: Алябьева Диана, Гилязова Илюза, Журавлев Дмитрий, Кадырова Руслана, Кужабаев Тимур, Мусина Азалия,Семенов Данат, Худайбердиева Яна, Чистова Алина, Яляева Саида, Янтураева Агния, Яушев Анвар.

Диагностика обследования показала, что из 22 детей высокий уровень готовности к школе имеют 12 обучающихся, средний уровень готовности – 7 обучающихся, низкий уровень готовности – 3 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся в ходе дальнейшего обучения способны справиться с заданиями самостоятельно, либо с незначительной помощью взрослого.

Есть дети с нарушением фонематического слуха, звукопроизношения: Абдрахманов Амир,Гимранов Руслан, Губайдуллина Регина, Ишкарин Аскар, Уразметов Ильназ, Худайбердиева Яна, Янтураева Агния  с ними занимается логопед школы.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким обучающимся относятся Алябьева Диана, Гилязова Илюза, Журавлев Дмитрий, Кадырова Руслана, Кужабаев Тимур, Мусина Азалия,Семенов Данат, Худайбердиева Яна, Чистова Алина, Яляева Саида, Янтураева Агния, Яушев Анвар у этих детей - высокий уровень адаптации.

В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие обучающиеся: Абдрахманов Амир, Алиев Алмаз, Асадуллина Азалия, Губайдуллина Регина, Ишкарин Аскар, Асфандиярова Эмилия, Уразметов Ильназ у них - средний уровень адаптации.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя. К ним относятся: Андубеков Самир, Низовцев Павел, Гимранов Руслан. У них - низкий уровень адаптации.

За 2 месяца обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школы, классного руководителя. На уроках ведут себя хорошо, внимательно слушают, сдержаны, усидчивы (кроме Низовцева Павла.)

Все обучающиеся класса .)вовлечены во внеурочную деятельность в соответствии с интересами детей и их родителей и посещают группу продленного дня.

Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.

Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный, организованный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления 5-классников на празднике "Посвящение в 1-классники"

Выступление 5-классников  на традиционном празднике "Посвящение в 1-классники" Это стихи - наставление пятиклассников маленьким первоклашкам, которые заменили их в начальной школе. По т...

карта адаптации 1-классников

карта адаптации первоклассников к школьному обучению (заполняется учителем - на основании наблюдений, собеседований)...

Летняя тетрадь будущего 4-классника.

По просьбе родителей в мае составляем и оформляем с детьми летнюю тетрадь с примерными заданиями на лето.     В тетради собраны задания  по математике, русскому языку, чтению для ученик...

Сценарий праздника "Посвящение в 1-классники"

Материал для выступления 1-классников на празднике "Посвящение в 1-классники"....

Сценарий праздника Первого Звонка (День Знаний для 1-классников)

Методическая разработка может быть полезна для проведения Дня Знаний для первоклассников.  На празднике звучат стихи, присутствуют сказочные персонажи, которые играют с первоклассниками, загадыва...

Утренник посвящение в 1 классники

В ходе мероприятий решаются задачи: становление и формирование личности, обладающей высоким уровнем нравственной культуры, навыками организации и проведения коллективных творческих дел....

Буклет для родителей "Адаптация 5-классников"

В буклете даны рекомендации родителям по способам психологической помощи детям при переходе в среднюю школу....