Тема: «Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников»
проект

Колпакова Людмила Владимировна

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая  возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное),  реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности, в каждом из которых возможна работа над проектом:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

-социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность .

ФГОС НОО определяет основные направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень  результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование  гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учитель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижения ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

Проектная деятельность младших школьников после уроков имеет общие черты с организацией работы над проектами на уроках:

- внеурочная проектная деятельность организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия;

- проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети;

- проектная деятельность, организуемая после уроков, имеет такую же структуру, что и в урочной деятельности;

- работа над проектом предполагает применение личного опыта, способностей, навыков, полученных через различные формы внеурочной деятельности младших школьников при активном вовлечении в процесс воспитания родителей обучающихся;

- работа над проектом включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований;

-проектным продуктом могут быть рисунок, плакат, поделка, скульптура, макет;загадка, стихотворение, рассказ; песня, танец, пантомима; костюм, модель; доклад (сообщение); электронная презентация и др.

Работа над проектной деятельностью предполагает достижение первого и второго уровнярезультатов: приобретение новых знаний, первичного опыта решения проектных задач по различным направлениям; получение опыта переживания и позитивного отношения кбазовым ценностям общества. 

Проектная деятельность младших школьников после уроков имеет свои особенности и специфику. Главным отличием является то, что проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в познавательной деятельности по желанию.

Кроме того, проектная деятельность после уроков не имеет границ во времени, в привлечении участников проектной деятельности, в способах и средствах выполнения проектов, а также используемых материалах и т.п. А, следовательно, предоставляет большие возможности обучающимся при подготовке и реализации проектов; способствует формированию положительной мотивации не только в проектной, но и учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6

Тема: «Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников»

Выполнила:

учитель начальных классов,  Колпакова Людмила

Владимировна

        ВВЕДЕНИЕ

   Введение

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая  возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное),  реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности, в каждом из которых возможна работа над проектом:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

-социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность .

ФГОС НОО определяет основные направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень  результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование  гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учитель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижения ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

Проектная деятельность младших школьников после уроков имеет общие черты с организацией работы над проектами на уроках:

- внеурочная проектная деятельность организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия;

- проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети;

- проектная деятельность, организуемая после уроков, имеет такую же структуру, что и в урочной деятельности;

- работа над проектом предполагает применение личного опыта, способностей, навыков, полученных через различные формы внеурочной деятельности младших школьников при активном вовлечении в процесс воспитания родителей обучающихся;

- работа над проектом включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований;

-проектным продуктом могут быть рисунок, плакат, поделка, скульптура, макет;загадка, стихотворение, рассказ; песня, танец, пантомима; костюм, модель; доклад (сообщение); электронная презентация и др.

Работа над проектной деятельностью предполагает достижение первого и второго уровнярезультатов: приобретение новых знаний, первичного опыта решения проектных задач по различным направлениям; получение опыта переживания и позитивного отношения кбазовым ценностям общества. 

Проектная деятельность младших школьников после уроков имеет свои особенности и специфику. Главным отличием является то, что проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в познавательной деятельности по желанию. 

Кроме того, проектная деятельность после уроков не имеет границ во времени, в привлечении участников проектной деятельности, в способах и средствах выполнения проектов, а также используемых материалах и т.п. А, следовательно, предоставляет большие возможности обучающимся при подготовке и реализации проектов; способствует формированию положительной мотивации не только в проектной, но и учебной деятельности.

Основная часть экспериментальной работы по использованию проектной технологии как средства формирования коммуникативных УУД младших школьников

 1.1. Система работы по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности  младших школьников (на примере УМК «Гармония»)

Метод проектов мы используем в своей практике первый год. Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

В ходе этой работы мы пришли к выводу, что  проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.        

В УМК «Гармония» проектная деятельность рассматривается как  форма внеурочной деятельности.

Проектную деятельность предваряем необходимым этапом- работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его  дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.

При этом работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основныеэтапы проектной деятельности,рекомендуемые О.Н.Хижняковой, считаются нами наиболее оптимальными  в работе с младшими школьниками: подготовка,планирование,принятие решения,выполнение, оценка результатов,защита проекта . Такая структура работы используется в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Работа над проектом

I этап  - подготовка

 Определение темы, целей и содержания проекта.Учебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо

замотивировать детей на открытие.

Принципы выбора темы проекта

•  интересна ребенку;

•  выполнима;

• стараться держаться той сферы, в которой учитель сам лучше всего разбирается;

•  оригинальна и неожиданна;

• должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро;

•  доступна;

• сочетание желаний и возможностей

II этап – планирование

 Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

 Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость.

 Задачи проекта должны лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес и посильность во многом определяет

успех проекта.

 В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен

помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями.

III этап – принятие решения

Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу.

Одним словом происходит «Мозговой штурм». Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.

IV этап – выполнение

 Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой. На данном этапе учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами. Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала.  

V этап – оценка результатов

 Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности:

• активность;

• выдвижение гипотез;

• помощь товарищам;

• анализ, синтез, проделанной работы.

VI этап  – защита проекта.

Цель  – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации. Дети учатся

аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал,

показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений

Формы презентаций

• Доклад

• Слайд-шоу

• Компьютерная презентация

• Игра

• Концерт

• Журнал

• Спектакль

• Заочная экскурсия

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и

наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно – оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное
  • социальное

  Принципами организации внеурочной деятельности являются:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям

А пример проекта «Белый Бим  Черное ухо» по данной структуре с учащимися 4 класса в 2017-2018 учебном году представлен в Приложении 1.

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с распределением социальных ролей. Роли меняются от проекта к проекту, это позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях: организатором, исполнителем и экспертом деятельности.

 1.2.Диагностика сформированности коммуникативных УУД  младших школьников  при использовании проектной технологии

Экспериментальная работа проводилась в 4 класса МКОУ ООШ № 6 Ставропольский край, Труновский район, село Донское.

Данная работа проводилась в несколько этапов:

  • Констатирующий этап
  • Формирующий этап
  • Контрольный этап

На первом констатирующемэтапе обучающимся были предложены 2 вида анкет.(Приложение 2)

В первой анкете обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?»Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Как показано в диаграмме, отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».

Варианты ответов обучающихся и результаты анкетирования представлены в диаграмме на рисунке 2.1

.

Рис.2.1. Результаты анкетирования. Анкета 1.

Во второй анкете учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Варианты ответов обучающихся и результаты анкетирования представлены в диаграмме на рисунке 2.2

Рис.2.2. Результаты анкетирования. Анкета 2.

Как показано в диаграмме, результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). С этой целью была использована методика Г.А. Цукерман и др. (Приложение 3).Результаты проведения методики представлены в диаграмме на рисунке 2.3

Рис.2.3. Результаты проведения методики Г.А. Цукерман

Как показано в диаграмме, на данном этапе у обучающихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

2 этап – формирующий.

После того, как мы провели анкетирование, выяснили условия организации практической работы, нами был разработан план работы над проектом «Белый Бим Черное ухо»  во внеурочной деятельности младших школьников, который состоял из следующих этапов:

Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)

Этап 2. Планирование (выбор проектов).

Этап 3. Практическая реализация проекта.

Этап 4. Презентаци.

Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.

После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На наш взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.

 Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте. По нашим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

На 3 контрольном этапе обучающиеся повторно оценили своё отношение к проекту. Варианты ответов обучающихся и результаты анкетирования представлены в диаграмме на рисунке 2.4.

Рис.2.4. Результаты анкетирования. Анкета 2

Как показано в диаграмме, для 80% участников проект оказался нужным, понятный – 80%; реализацию проекта - 11%, а для 73%  участников проект оказался интересный, 64% - полезный.

Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего.

Варианты ответов обучающихся и результаты анкетирования представлены в диаграмме на рисунке 2.5.

Рис.2.5. Результаты анкетирования. Анкета 3

Как показано в диаграмме,48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5%  участникам «понравилось всё».

В своих отзывах о проделанной работе обучающиеся отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

Также повторно была использована методика Г.А. Цукерман и др. (Приложение 3).Результаты методики представлены в диаграмме на рисунке 2.6.

Рис.2.6. Результаты проведения методики Г.А. Цукерман

Как показано в диаграмме, на данном этапе у обучающихся были сформированы ключевые компетенции. Преобладал средний уровень решения проблемы и работы с информацией, частично высокий уровень коммуникации.

Также в ходе проведенной работы у  обучающихся   были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.

Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Заключение

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Проектная технология  может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г.  Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам, М., 2010.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. -  М.: Просвещение, 2010.
  5. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  6. Стандарты второго поколения «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, Москва, Просвещение,2011г.
  7.  Стандарты второго поколения «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под ред. В.В.Козлова,  А.М.Кондакова, Москва, Просвещение, 2011г
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (проект) // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  9.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://минобрнауки.рф/документы/922.html

  10.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://минобрнауки.рф/документы/543.html
  11. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Приложение 1.

Паспорт проекта.

Тема: «Белый Бим Черное ухо».

Цели: 

  •  познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
  • вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс;
  • учить представлять свой труд в виде презентации;
  • воспитывать интерес к художественной литературе.

Задачи проекта:

  • развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся;
  • формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе;
  • разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.

Тип проекта:

  • групповой;
  • внеурочный;
  • среднесрочный;
  • творческий, практико-ориентированный.

Предполагаемый продукт проекта:   - выставка рисунков;

                                                                 - настольная игра.

Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)

С 12.01 по 11.03 2017г. в школе проводился читательский марафон. Задолго до этого (в мае) в классе началась предпроектная подготовка:

  • знакомство с творчеством Г. Троепольского;
  • чтение книги Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»;

Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме.

В это же время с учащимися была проведена беседа  «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта и его самоанализ. Поскольку ранее учащиеся  участвовали в проектной деятельности, то они сами предлагали разработанную ими  структуру проекта. В основном все ребята заинтересовались данной темой проекта и активно включились в работу.

 А  второй продукт проекта (создание настольной игры) предложили уже ребята в процессе работы.

На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и мы совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности. Родители получили соответствующие памятки.

Этап 2. Планирование (выбор проектов).

  • из рисунков ребят оформить выставку;
  • приготовить индивидуальную защиту проекта;
  • для работы по созданию игры было решено:

-  составить правила игры;

- выполнить эскиз игрового поля;

- подобрать и изготовить иллюстративный материал;

- оформить игру;

- апробировать игру.

Этап 3. Практическая реализация проекта.

  • Оформление выставки рисунков;
  • Создание настольной игры. Апробация игры.

Этап 4. Презентаци.

Презентация нашего проекта проходила для учащихся начальных классов. Нами  была выбрана театрализация с элементами диалога. Жюри, состоящее из учителей, учеников и гостей праздника, оценивали каждый проект и его презентацию по особым критериям.  Наш проект был высоко оценен жюри и получил звание как самый творческий проект

Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.

Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания.

Приложение 2

Анкета №1.

Ответьте на вопрос:

«Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?»

  • Занимаюсь с удовольствием
  • Нравится
  • Не очень нравится
  • Мне все равно

Анкета №2.

Оцените своё отношение к творческому проекту. Выберите вариант ответа.  Творческий проект «Белый Бим Черное ухо»…

  1. Проект интересный
  2. Нужный
  3. Понятный
  4. Непонятный
  5. Трудный
  6. Полезный

Анкета №3

Какой  этап работы над проектом вам понравился больше всего? Выберите вариант ответа.

  1. Презентация
  2. Поиск информации
  3. Реализацию проекта
  4. Понравилось
  5. Свой вариант ответа_______________.

Приложение 3

Задание "Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди три текста заданий и задают вопросы.

Т е к с т 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!"

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.

- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.

- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.

- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Дипломная работа "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников"

Дипломная работа на тему "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников".Теоретическая часть и практическая(исследование)...

Использование проектной технологии во внеурочной деятельности.

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глу...

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад...

Методические рекомендации по теме: "Использование игровых технологий в образовательной деятельности младших школьников"

Материал содержит описание сущности игровой педагогической технологии и результатов ее использования в урочной деятельности младших школьников. Приводятся примеры применения игровой деятельности на ур...

Использование проектной технологии в процессе обучения младших школьников иностранному языку.

Использование на занятиях только традиционных технологий обучения иностранным языкам является недостаточным для достижения высокого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности. Ц...