ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1 класс) по теме

Вечеркова Наталья Петровна

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Вечеркова Наталья Петровна, учитель начальных классов.

МОУ СОШ №10, Песчанокопский район, с. Развильное

Природа – мудрый учитель, она заинтересована в том, чтобы каждый нашел свое «место под солнцем», и каждому отмеряет способности в той или иной сфере. Благодаря этому у человечества есть гениальные ученые (интеллектуальная сфера), великие поэты и актеры (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), искуснейшие ювелиры, резчики по дереву, портные, сапожники, повара, токари и др. (прикладные умения). Последних значительно больше, но они и нужны в большом количестве. Непонятным остается стремление сделать всех одинаковыми, в равной мере умными и умелыми. Тем более, что такое стремление приводит к отрицательным результатам, как, впрочем, и все, что делается вопреки природным закономерностям.

        Ведь дети не равны в возможностях овладения школьной программой. У одних  выше интеллектуальный потенциал, и они могут и должны получить больше, чем способна дать им школа, сориентированная на среднего ученика. У вторых раньше обнаруживаются художественные задатки, и им больше времени и сил следует расходовать на художественные школы, секции, кружки.  Третьи природой предназначены для совершенствования своего тела в спорте, танцах и иных сферах. Богатство четвертых обнаруживается в их «золотых руках», если не упустить время и не стремиться опровергнуть логику природы, а следовать определённым ориентирам.

        Пришли новые первоклассники. Каков их потенциал? Одним из ориентиров для учителя является на первом этапе наблюдение.

Уже во время наблюдений стало понятно: сфера общения детей и родителей пока для нас закрыта, существует естественный барьер тревоги недоверия. Что делать?

Мы решили выстроить механизм адаптации родителей и детей.

 1 этап Ориентационный (в течение 3 месяцев)

 Установление тёплых, доверительных отношений.

Проведены мероприятия, выявившие родительские запросы: анкетирование (Чего вы ждёте от школы, от учителя?), беседы (о режиме дня первоклассника, о психологической и физиологической адаптации детей к школе, о традициях в семье, об особенностях УМК «Гармония»), диспут на тему: «Каков он, успешный человек?», индивидуальные семейные консультации. Анализ анкет показал, что запросы (видение идеального ребёнка) индивидуальны – запросы лежат в разных плоскостях они многовариантны, неконкретны.

Результат: снижение родительской тревоги. Родители стали охотнее рассказывать о своих проблемах, доверять семейные секреты, чаще просить совета, конкретнее формулировать запросы.

2 этап Организационный.

Сотрудничество и активное взаимодействие.

Методом наблюдения велось изучение индивидуальных особенностей ребят и родителей, выявлялись проблемы в общении и обучении. После ряда проведённых бесед об индивидуальных типологических особенностях человека, родители с особым вниманием и интересом отнеслись к процессу и результатам исследования особенностей темперамента ребят.

Результат: формирование телефонной «Горячей линии»

3 этап Проектировочный.

Коллективное создание модели коммуникативной детской среды. Это идея, рождённая в недрах класса. Основная идея – это микромир «Смешарики», представляющий собой некоторую модель реального мира, которую с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Хороший класс, дружные одноклассники, внимательный учитель – из этого складываются дни, недели, годы, которые мы проводим в школьных стенах. Ключ к успеху выбранного стиля школьной жизни – в преодолении формализма и штампа. Стараемся внести какую-нибудь изюминку в запланированные мероприятия, ввести  новые необыкновенные традиции класса, креативные задумки.

Результат: Наша воспитательная система оправдывает своё название -  «Смешарики». Дети смеются, с радостью идут в школу. Ребята любят рассказывать, какие они замечательные. С интересом и гордостью они собирают информацию о своей жизни, творчески обрабатывают её. С первого дня родители вместе с учителем и воспитателем начали собирать материал для летописи класса.

4 этап Развития

 Вскоре возникла идея оформить летопись в электронном варианте. И полетели фотографии из семейных альбомов на сканер. Чуть погодя все поняли – это проект... длиной в 11лет. Много было споров вокруг  этой работы, да и сейчас уже есть, что добавить, поменять.  Ведь рождение нового – процесс не простой. Оно утверждается не сразу, порой проходит долгие стадии поиска и сомнений, кажущееся по началу удачным, нередко исключается как не оправдавшее себя. Но что-то остаётся, совершенствуется, утверждается.

 Результат: накапливается коммуникативный опыт:

  1. появились навыки сотрудничества у участников группы, укрепились дружеские связи;
  2. выявились индивидуальные особенности и способности участников проекта на разных этапах работы;
  3. повысилась мотивация участников к учебно-воспитательному процессу;
  4. накопился новый опыт коммуникативной деятельности;
  5. у участников появилась возможность посмотреть на себя со стороны и заявить о себе;
  6. проявили своё творчество родители – утвердились в глазах своего ребёнка и учителя, завоевали авторитет других детей.

В детском коллективе есть свои Буратино (решительные сорванцы) общение, Мальвины (прилежные капризули) индивидуальность, Арлекино (беззаботные шутники) эмоции, Артемоны (благородные и выносливые) движение, Пьеро (меланхоличные творцы) беспомощные. Трудность состоит в том, чтобы создать такую среду, в которой детям не будет тесно, они будут чувствовать себя комфортно и реализуют свой потенциал. Среда – это то, что окружает человека. Воспитательная среда – это единство предметно-пространственного, информационного окружения и социального поведения ребёнка. Она формирует образ жизнедеятельности, стиль жизни сообщества.(9, с.25)

Итак, формула успешного функционирования интерактивной детской среды, построенной в соответствии с принципами интерактивной технологии выглядит так:

(Общение +радость+движение+индивидуальность)·помощь родителей

                                                  16+1

Испуганных и настороженных первоклассников вначале окружает огромный мир с нагромождением границ, замков, стен,  входов. Малышам  очень трудно понять, куда можно, а куда нельзя, ведь мама не всегда рядом. Наша задача – показать  выходы и мосты, ворота и ключи от замков. Но не всё сразу. Мы пришли к заключению, что сначала надо ребят оклассить, затем ошколить и уж потом обобщить, учитывая уровни развития воспитательного пространства.

Уровни развития воспитательного пространства:

  1. освоение пространства собственного класса, затем параллельного класса (оклассить);
  2. освоение  пространства школы (ошколить); 

3. освоение пространства социума (обобщить)

Уже на первом этапе предполагается приобретение первоначальных навыков общения между людьми. Каждый последующий этап расширяет коммуникативное пространство, и ребята применяют навыки общения более широко. Ведь, жить – это значит участвовать в диалоге.

Результатом нашего исследования стала организация интегрированной воспитательной среды.

Важный и эффективный источник развития личности младшего школьника – участие в совместной деятельности с другими людьми. Одна из важнейших функций учителя начальных классов: выстроить духовно глубокое взаимодействие семьи и школы, ребёнка и его родственников разных поколений, взаимодействие с другими детьми. Так учитель решает актуальнейшую задачу современного российского общества – восстановление культурной преемственности и плодотворного общения поколений, одинаково заинтересованных в создании единого ценностно-смыслового ядра.

Ценностно–смысловое ядро воспитательной системы.

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению УНами самопознания, самостроительства и самооценки (одним словом, самостоятельности)..

 Целевой ориентир воспитательной системы.

Формирование и развитие интеллектуальной, нравственной, всесторонне-культурной коммуникативной личности, владеющей УНами самостоятельности.

Задачи воспитательной системы.

1)воспитывать познавательный интерес и активность, развивать  творческие способности и культуру общения.;

2)укреплять классный коллектив, способствовать формированию благоприятной среды в    нём; формировать классный актив и органы самоуправления;

3)формировать нравственные позиции, воспитывать трудолюбие, бережное    отношение к собственному и чужому здоровью;

4)создавать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения с    младшим;

5)создать базу психолого-педагогических характеристик воспитанников, опираясь на результаты проведённых исследований («Мотивация учения», «Личностная тревожность», «Социометрический рейтинг учащихся», «Исследования познавательной сферы», «Определение типа темперамента»), вместе с   родителями вести мониторинг воспитанности, проводить индивидуальные консультации     для родителей;

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе, сформулированные в заповедях и пословицах.

1.Если долго мучиться, что-нибудь получится.

2.Доброе исполняем, а худое искореняем.

3.В хорошей артели всяк при деле.

4.Здоров будешь – всё добудешь.

5.Жизнь дана на добрые дела.

6.Согласного стада и волк не берёт.

7.Хвались – да не поперхнись.

8.Хорошая нива только у коллектива.

Механизм функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором является интерактивная деятельность под названием «Смешарики».

Ещё в 1 классе обнаружилось увлечение детей м / ф «Смешарики». Причём оказалось, что мультипликационныеистории интеллектуально и нравственно выдержаны. Все дела в коллективе распределены между героями: КАР-КАРЫЧ – худ. самодеятельность, КОПАТЫЧ – трудовой сектор, ЁЖИК – организатор игр и коллекционер, ЛОСЯШ – интеллектуальная деятельность, КРОШ – спортивный сектор, БАРАШ –поэт, НЮША – организует поздравления именинников, ПИН - изобретатель, СОВУНЬЯ - санитарный сектор. Ребята выбирают любимое дело в классе и становятся друзьями  соответствующего смешарика – так распределяются поручения. План работы на месяц вывешен в уголке.В качестве отслеживания результатов работы и способа самооценивания выбрана ромашка.   В ходе коллективного подведения итогов дети получают / не получают  лепестки за определенное дело, наклеивают в виде цветка в обычный дневник, таким образом собирая / не собирая полную ромашку.

Белый лепесток – обязательность, самостоятельность (долг и ответственность)

Синий лепесток – умение сотрудничать.

Жёлтый – аккуратность.

Красный – эмпатия.

Зелёный – трудолюбие.

Наличие традиций.

  1. «День именинников» с коллективным приготовлением  угощения.
  2. «Большие гонки» совместно с родителями.
  3. «Что? Где? Когда?» командная игра
  4. Участие в мероприятиях Гарри Поттера с фокусами.
  5. Христианские и Рождественские чтения.
  6. Мартовское чаепитие для бабушек.
  7. Праздник пап.
  8. Уроки философской мысли «Встречи с мудрым, добрым, вечным», создание венков мудрых мыслей
  9. Пение под караоке

10.Коллективный просмотр м/ф «Смешарики» с обсуждением.

11. Весенний бал.

12.Празднование Масленицы.

    Девиз

И у края пропасти,

И у тигра в пасти

Не теряйте бодрости

И верьте в счастье!

Таким образом, особое значение в современном обществе приобретает формирование коммуникативного пространства - процесс, предполагающий, что мы не только заботимся о собственном удобстве, но также помним о тех, кто рядом. Нормальный, ровный тон коммуникации - показатель вовсе не того, что между общающимися  нет проблем, но того, что, уважая друг друга, они готовы разрешать их путем обсуждения.

Коммуникативные навыки позволяют:

  • разговаривать с каждым человеком на его собственном языке;
  • замечать (калибровать) то, что для других остается незамеченным (например: врут вам или нет, нравится собеседнику то, что вы ему предлагаете, или совсем наоборот).
  • становиться “своим” для любого человека;
  • лучше договариваться с самим собой;
  • развивать возможности собственного восприятия;
  • говорить так, чтобы не повредить этой речью ни себе, ни другим, а также защищаться от "неэкологичных" фраз;
  • узнавать очень много нового и интересного;
  • применять все эти знания и навыки в повседневной жизни.

Итак, люди общаются всю жизнь. И естественно, люди, которые могут общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего. Это не означает, что они знают какие-то тайные науки, или их специально тренировали в недрах ФСБ - просто они умеют общаться лучше, чем другие. Одни намного, другие - чуть-чуть, но даже это небольшое преимущество дает им приличный выигрыш, что может проявляться как в карьере, так и общении с противоположным полом и умении заводить друзей.

Безусловно, главное лицо в нашей школе – ученик. Нам кажется, что большинство современных детей хотят нам, взрослым, задать вопрос: «А когда же я буду жить?» Ведь им предписывается каждый день посещать школу, читать, писать, решать. Наша задача – предложить детям благоприятную атмосферу не только для учения, но и для жизни.

Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы и отдыха разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.

Для создания комфортной школьной среды обитания (жизненного пространства) очень важно, чтобы учитель знал силы и желания каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в этой работе.

Итак, интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

В настоящий период коренных социальных изменений, глубокого кризиса, отмечаемого во многих сферах жизни общества (демография, экология, экономика, политика, право, национальные отношения, культура), успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, волей для самостоятельного принятия решений. Особая роль в становлении человека принадлежит образовательному старту. Именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. На развитие таких качеств и нацелена наша интерактивная учебно-воспитательная система. Учебно-воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, которые формируют благоприятную среду для жизнедеятельности и развития детей. В нашей школе  в области содержания и методики учебно-воспитательной работы ведётся поиск методов и актуализация резервов развития у учащихся творческих, коммуникативных, организационных, нравственных качеств.

С использованием интерактивных и информационных технологий эффективность методов современной педагогики возрастает.

Именно эти инновационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Зададимся каверзным вопросом: каковы реальные цели каждого участника учебно-воспитательного процесса (учитель – ученик - родитель)? И попытаемся ответить словами папы дяди Фёдора (м/ф «Трое из Простоквашино»): «Надо, чтобы и жмурки и пряталки и приятелей целый мешок – тогда дети не станут пропадать». Учитель может сделать так, чтобы дети не «пропадали» - мудро и креативно организовать эти самые «жмурки и пряталки». Ученик может получить всё перечисленное выше и будет просто счастлив, ведь его цель – быть счастливым здесь и сейчас. Родители  могут включиться в совместную деятельность. Ведь по словам простоквашинского кота Матроскина «...совместный труд для моей пользы он объединяет...».

 Внешний результат (продукт) можно осмыслить, увидеть, применить в жизни.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Таким образом, интерактивные технологии являются прогрессивным шагом в обучении и воспитании нового поколения – поколения NEXT

Напомним, что наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

Список использованной литературы.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», - 1999.

3. Бондаревская Е.В. Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 1997.

4. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1989

5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001-№ 9.

6. Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия./М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Дипломная работа "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников"

Дипломная работа на тему "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников".Теоретическая часть и практическая(исследование)...

Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...

«Использование игровых технологий внеурочной деятельности младших школьников»

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных ...

Тема: «Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников»

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения в организации...

Методические рекомендации по теме: "Использование игровых технологий в образовательной деятельности младших школьников"

Материал содержит описание сущности игровой педагогической технологии и результатов ее использования в урочной деятельности младших школьников. Приводятся примеры применения игровой деятельности на ур...