Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников
статья (3 класс)

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализации этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokultura.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

г.о. Саранск

Статья

«Реализация этнокультурных технологий

во внеурочной деятельности младших школьников»

Выполнила: Кирдяшкина Н.Ф.,

учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №27»

Саранск 2018

Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Воспитание сохраняет своё значение вне зависимости от экономических и других трудностей. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших доброту, отзывчивость, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе приводит к понижению благородства, добродетельности, великодушия, в то время как сохранение народной культуры — это основа нравственного здоровья любого общества.[1] 

Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В качестве сквозной задачи этнокультурного образования младших школьников отмечается формирование «основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов».[2]

Для того чтобы правильно выбрать ту или иную технологию в решении задач этнокультурного образования младших школьников, важно иметь общее представление о понятии педагогическая технология. В современных условиях правомерно рассматривать педагогическую технологию как «производственно-технологический процесс с гарантированным успехом». В основу этнокультурных технологий заложено богатство национальной культуры, народных традиций, этнических норм поведения, духовных ценностей народа. Эти технологии обеспечивают условия для участия школьников в равноправном диалоге (полилоге) с представителями других культур, способствуют формированию стереотипов поведения, обусловленных традициями и особенностями этнокультуры. Историческими примерами этнокультурных технологий могут служить традиционные народные праздники, ритуалы, обряды, игры, народный театр. В качестве примера рассмотрим одну из этноориентированных технологий квест-технологию – и покажем возможности её реализации во внеурочной деятельности младших школьников.[3]

Квест-технология (англ. «quest» – поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация

из интернет- источников. В педагогике квест- технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и/или игрой. Данная технология позволяет учащимся погрузиться в проблему с позиции активно- деятельностного подхода. Квест построен на коммуникативном взаимодействии команды участников. Достижение главной цели квеста обеспечивается благодаря выполнению нескольких второстепенных заданий, последовательно предъявляемых для продвижения сюжета.

По структуре образовательные квесты классифицируют на:

– последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

– квесты- проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

– квесты- бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

В контексте этнокультурного образования младших школьников квест-технология позволяет изучать объекты этнокультурного наследия, организовывать экскурсии, работать с краеведческим материалом. Использование квест- технологии в процессе этнокультурного образования младших школьников позволяет решать следующие задачи:

– освоение и присвоение ценностей этнокультуры своего или иного народа;

– формирование этнического самосознания и позитивной этнической идентичности личности;

– формирование этнической толерантности личности, развитие умений конструктивного межкультурного диалога;

– формирование способности к совместной этнокультурной деятельности на основе культуры этноса или суперэтноса;

– повышение мотивации учебно-познавательной и исследовательской деятельности;

Разработка квеста «Народов дружных уголок России».

Его целью является формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих на территории Республики Мордовия.

Содержание квеста предполагает ознакомление учащихся с культурой титульных этносов (мордва, русские, татары). По структуре квест «Народов дружных уголок России» является последовательным квестом. Сюжетная линия квеста основана на выполнении участниками заданий, представленных как система подсказок со стороны героев-помощников (путешественник, повара, мельник, танцоры, певцы, старцы, ткачи),

представляющих три основные этнические группы.

Логическая цепочка маршрута включает прохождение по «станциям»: «Кухня», «Мельница», «Танцевальный двор», «Песенный двор», «Врата мудрости», «Ткацкая мастерская».

Проблемная задача квеста формулируется одним из героев – путешественником, который собирает книгу кулинарных рецептов. Оказавшись в затруднительном положении, он просит учащихся найти рецепты национальной кухни народов, проживающих в Республике Мордовия и угостить его этими блюдами. Для выполнения задачи учащимся раздаются маршрутные листы. С этого момента начинается интерактивный квест. Дети путешествуют по «станциям».

Станция «Кухня». Учащихся встречают три повара в национальных костюмах. Они не могут помочь детям приготовить национальные блюда в связи с отсутствием основного ингредиента – муки, но демонстрируют и рассказывают о своих костюмах, основных цветах вышивки, отвечают на вопросы детей. Мука не поставляется на «Кухню», поскольку мельница не работает. У мельника плохое настроение, никто не может его развеселить.

Станция «Мельница». Мельник горюет о том, что народ разучился веселиться: не танцует, не поёт. Чтобы порадовать героя, требуется разучить национальные танцы.

Станция «Танцевальный двор». Танцоры не могут танцевать из-за отсутствия музыкального сопровождения. Они обращаются к детям с просьбой разучить национальные песни и помочь им.

Станция «Песенный двор». Певцы огорчены отсутствием вдохновения. Они не могут сочинить новые песни, поскольку для этого нужна идея. Новые идеи содержатся в народных сказах и былинах. Певцы просят детей раздобыть у старцев древние свитки с записями легенд и сказаний.

Станция «Врата мудрости». У ворот школьников встречают старцы. Они рады гостям и добрым вестям о том, что детям интересно познавать свои национальные традиции. Но старцы, оберегая свитки, просят детей для их хранения принести холсты.

Станция «Ткацкая мастерская».

Ткачи готовы помочь детям. Но прежде чем подарить холсты, они предлагают школьникам проверить знания по истории и культуре народов, проживающих на территории малой родины. Дети выполняют задания (здесь понадобятся знания, полученные на первой станции)

– назовите народы, проживающие на территории Республики Мордовия;

– определите (по иллюстрациям), какому народу принадлежит каждый из национальных костюмов. Объясните свой выбор;

– назовите основные цвета национальной вышивки русского, мордовского, татарского народов. Укажите (по образцам), характерные орнаменты национальной вышивки;

– разделите на группы названия предметов по их принадлежности к традиционной культуре русского, мордовского, татарского этноса: кувшин, пулай, матрёшка, тубэтэй, сундук,  сарафан, панар, ичиги. В качестве подарков ткачи передают старцам полотенца с национальной вышивкой.

Станция «Врата мудрости» (2-й раз). Дети дарят старцам полотенца. Старцы, желая проверить познания школьников в области национальной культуры, просят ребят выполнить задание (назвать героев народных сказок, былин, преданий)(данную информацию дети готовят дополнительно). Затем передают древние свитки с народными сказаниями и легендами.

Станция «Песенный двор» (2-й раз). Певцы получают свитки и в награду предлагают детям разучить народные песни (дети разбиваются на три группы, каждая группа разучивает песню одного из народов региона).

Станция «Танцевальный двор» (2-й раз). Танцоры благодарят детей за выполненную просьбу и разучивают с ними движения национальных танцев русского, мордовского, татарского этносов (дети работают в группах).

Станция «Мельница» (2-й раз). Дети исполняют разученные танцы и песни, пытаются развеселить мельника. В награду он дает им муку.

Станция «Кухня» (2-й раз). Повара, получив муку, «готовят» национальные блюда (русский повар – баранки, мордовский повар – пачи, татарский повар – перемячи), знакомят детей с их рецептами. Получив рецепты и угощение, дети отправляются к путешественнику.

Рядом с ним собираются все герои-помощники. Путешественник благодарит детей за помощь, пополняет кулинарную книгу новыми рецептами, угощает участников национальными блюдами.

Проводится рефлексия. Подводится итог: русский, мордовскийй, татарский народы, несмотря на многовековое единство, сумели сохранить самобытность своей культуры. Сохранилась красота и индивидуальность языка, неповторимые украшения, орнаменты, национальная одежда, национальная кухня и т.д.

Мы должны ценить это неповторимое богатство и бережно относиться к культуре предков.

Список использованных источников:

1.Мальцева Д.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16).-

https://nauchforum.ru/studconf/gum/xvi/4376

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,2010. – 31 с.

3. Якунчев, М.А. Реализация технологического подхода к этнокультурному образованию школьников / М.А. Якунчев, С.Н. Горшенина // В мире научных открытий. – 2011. – Т. 21. – № 9.5. – С. 1445–1455.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассказано о том, как выстроить механизм адаптации родителей и детей в 1 классе....

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....

Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности

Обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности...

Тема: «Использование проектной технологии во внеурочной деятельности младших школьников»

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...