Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Росток"
рабочая программа

 Кислицина Анна Васильевна

Программа  «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_rostok.docx59.45 КБ
Файл programma_rostok.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка


Согласовано                                                                                                                                                                                                 Утверждено

зам.директора по ВР                                                                                                                                                    приказом № 187от 31.08.2019г.

Попова В.Н.                                                          

Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

«Росток»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет


Составитель:

Кислицина Анна Васильевна

высшая  квалификационная категория


Летка

2019

  1. Пояснительная записка

"Я вижу воспитательный смысл в том,

чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал,

переживал, постигал, как большую тайну,

пробуждение жизни в природе".

В. А. Сухомлинский.

1.1.Общая характеристика

Программа  «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Программа экологического кружка учитывает  все аспекты содержания экологического образования:

  • научно-познавательного;
  • ценностного;
  • нормативного;
  • практически - деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа кружковой работы построена на четырёх основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • познавательно-развлекательном;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, территории школы, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

  1. Актуальность

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственноэкологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Этому способствуют занятия внеурочной деятельности по программе «Росток».

  1. Практическая значимость

Практическая значимость программы определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

  1.  Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка

Программа кружка внеурочной деятельности «Росток» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 120 часов в год, 4 академических часа в неделю.

Основные направления курса – экология, изучение флоры и фауны родного края.

  1. Цель и задачи программы


Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа кружка призвана решить следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  1. Ценностные ориентиры содержания экологического кружка:

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через целесообразное поведение  и деятельность как проявление высшей человеческой способности – любви к окружающей среде.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к красоте природы. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  1.  Особенности возрастной группы детей

  Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.

  1. Режим занятий

Занятия проводятся  2 раза (4 часа)  в неделю - 120 часов в год.

  1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий, а также в процессе проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, для проверки знаний  используются творческие игры, конкурсы и викторины.

Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

  1. Прогнозируемые результаты

Уровень результатов работы по программе

 Первый уровень результатов:

Дети знают

  •  основные различия между растительным и животным миром,закономерности их развития;
  •  о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);

 Второй уровень результатов:

Дети имеют представления о:

  • элементарных правилах поведения в природе;
  • условиях роста и развития растений и животных;
  • основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
  • растительном и животном мире разных частей света и родного края.

 Третий уровень результатов:

Дети могут:

  • отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву полезных растений;                                      
  • осуществлять уход за комнатными растениями;
  • выводить заключения на основе наблюдений;
  • отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и  в группе;
  • вести  наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • изготовлять экологические памятки;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

  1. Содержание внеурочной деятельности

1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (6 часов)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.Изучение календаря экологических дат.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, игры на знакомство, беседа, диалог, просмотр видеоролика.

2 раздел “Природа – наш чудесный мир” (32 часа)

Представление детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Разнообразие животного мира. Звери, обитающие на территории нашей области. Домашние животные.Многообразие растений, значение растений для человека. Взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Развитие творческих способностей учащихся.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, выставки, экскурсии, диалоги, конкурсы, олимпиады, практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

3 раздел «Экология жилища» (10 часов)

Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, исследования, КТД, практическая работа по  изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.

4 раздел «Мы – защитники природы» (72 часа)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. ООПТ Прилузского района.Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка и проведение мероприятий  экологического содержания. Участие  в школьной конференции.Развитие творчества учащихся.Презентация результатов деятельности.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проекты, экскурсии, конкурсы, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акция, изготовление условных знаков, экологических памяток.

  1. Календарно - тематическое планирование работы кружка

Тема

Форма организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Количество часов

Дата проведения

всего

теоретические

практические

По плану

По факту

Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (6 часов)

Вводное занятие. Знакомство с задачами кружка на учебный год.

Игры на знакомство.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Игры на знакомство.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя;строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль;участвуют в обсуждении содержания материала;выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

описывать свое настроение, распознавать настроение других,умение анализировать и сравнивать.

2

1

1

1.10

Что такое экология? Изучение календаря экологических дат.

Диалог: «Что такое экология?»  Просмотр видеоролика.

прогнозировать последствия своей деятельности

2

1

1

3.10

Как мы познаем мир?

Познавательная игра «Подружись с природой».

Совместная деятельность в группах. Познавательная игра «Подружись с природой»

использовать разные способы и приемы познания

2

1

1

8.10

Раздел 2. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (32 часа)

Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных».

Коллективная работа.  Рисование животных из ладошек.

Участие в интеллектуальной игре «Удивительный мир животных». Рисование  с помощью ладошек животных.

Подводит обучающихся к выводу; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи; обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество;

акцентирует внимание на конечных результатах деятельности;

организует учебное взаимодействие учеников (группы); организует  беседу, самостоятельную работу с источниками информации,поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); организует экскурсии, игры, конкурсы.

Работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; 
 решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; 
анализируют современные общественные явления и события; 
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; 
 аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; 
 выполняют творческие работы, проекты; выполняют исследования, практические работы; ходят на экскурсии, принимают участие в конкурсах.

использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде рисования

2

2

10.10

Игра «Поле чудес» по теме «Домашние животные».

Выставка творческих работ «Наши друзья»

Участие в игре  «Поле чудес». Лепка из пластилина домашних животных.

использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок

2

2

15.10

Экскурсия КФХ. Знакомство с профессией «фермер».

Экскурсия. Знакомство  и наблюдения за домашними животными. Знакомство с профессией фермер.

Наблюдать, ухаживать за домашними животными

2

2

17.10

Экскурсия в ветеринарную клинику.Знакомство с профессией «ветеринар».

Экскурсия. Знакомство с профессией ветеринар.

Наблюдать,,ухаживать за домашними животными, сочувствовать больным животным

2

2

22.10

Экскурсия в природу «Разнообразие  растений». Оформление фотовыставки «Что за чудо, эта осень!»

Фенологические наблюдения «Осень в природе». Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

2

2

24.10

Фенологический календарь.

Составление фенологического календаря, ведение календаря в течение года.

наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы

2

2

5.11

Путешествие в страну комнатных растений.

Мастер – класс «Рукавичка»

Диалог: «Каково назначение комнатных цветов?». Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями.

ухаживать за комнатными растениями, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок

2

1

1

7.11

Паспортизация комнатных растений.

Конкурс «Самый зеленый класс»

Проведение паспортизации комнатных растений в холле школы, определение системы ухода за ними.

Разработка критериев оценивания конкурсных работ.

2

2

10.11

Устный журнал «Синичкины страницы»

Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!»

Знакомство с  историей праздника, приметами. Изготовление листовок.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, применять  теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения

2

2

12.11

КТД “Птички-невелички”

Коллективная работа. Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы «Птички-невелички»

2

2

14.11

Мастер – класс «Каждой пичужке – по кормушке»

Изготовление кормушек.

2

2

19.11

Викторина «Очисти планету от мусора»

Выпуск стенгазеты «Бытовым отходам вторую жизнь!»

Участие в викторине. Выпуск стенгазеты.        

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

1

1

21.11

Мастер – класс «Вторая жизнь вещей»

Выставка поделок

Изготовление поделок из бросового материала.

2

2

26.11

Можем ли мы жить без природы?

Диалог: «Как человек связан с природой?» Работа с информацией, представленной в тексте. Чтение и оценка информации из текстов. Обсуждение и формулирование вывода по материалам занятия.

Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы

2

2

28.11

Игровая программа «Зимушка - зима».

Конкурс рисунков «Вот и пришла Чудесница - зима»

Участие в игровой программе.

Разработка критериев оценивания конкурсных работ.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

2

2

3.12

Олимпиада по экологии (школьный тур).

Участие в олимпиаде.

2

2

5.12

Раздел 3. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (10 часов)

Экология жилья: от избы к современной квартире.

 Коллективная работа «Дом моей мечты». Эскиз. Подбор материала.

Беседа «От деревянной избы до современной квартиры». Коллективно – творческая деятельность.

 Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы

2

1

1

12.12

Экологически опасные факторы в быту.

Коллективная работа «Дом моей мечты».

Диалог «Экологически опасные факторы в быту».

Коллективно – творческая деятельность.

2

1

1

17.12

Учет водоснабжения и потребления электроэнергии  в семье.

Коллективная работа «Дом моей мечты». Презентация.

Исследования потребления воды и электроэнергии в доме.

Коллективно – творческая деятельность.

2

1

1

19.12

Акция «Живи, елочка!»

Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек.

Работа с информацией. Работа в группах: выпуск агитационных листовок.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

1

1

24.12

К нам на праздник елочка пришла….

Мастер – класс «Изготовление елочных игрушек из бросового материала».

2

2

26.12

Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (72 часа)

Всемирный день заповедников.

Устный журнал «Особо охраняемые природные территории моего края».  Выпуск стенгазет.

Работа с информацией. КТД. Выпуск стенгазеты.

Анализировать, делать выводы,  выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности

2

1

1

14.01

Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Мороз и солнце…день чудесный!»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

2

2

16.01

Проект «Экологический фестиваль».  Разработка плана проекта.

Разработка плана проекта.

Выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности

2

2

21.01

Игра «Экологическое лото»

Работа с информацией. Подбор материала  для игры.

2

1

1

23.01

Конкурс стихотворений

Чтение стихотворений о природе.  

2

2

28.01

Конкурс «Экологическая сказка».

Оценивание конкурсных работ.

2

2

30.01

Экологический  квест.

Квест - путешествие для учащихся начальных классов.

2

2

4.02

Калейдоскоп экологических спектаклей

Показ маленьких спектаклей на тему, сформулированную в виде экологической проблемы.

2

2

6.02

Я — частичка природы

Перевоплощение  в любое животное, насекомое, растение, явление природы с помощью техники рисования на лице.

Доказывать уникальность и красоту природы

2

2

11.02

На лесной тропе

Просмотр  и анализ мультипликационных фильмов на экологическую тему.

Оценивать поведение и деятельность людей, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям

2

2

13.02

Полный порядок

Чтение и анализ художественных произведений на экологическую тему.

2

2

18.02

Экологические катастрофы не имеют границ.

Беседа, просмотр документальных фильмов.

2

2

20.02

  Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта.

Работа с информацией. Написание сценария.

Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости

2

2

25.02

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подготовка реквизита.

Подготовка реквизита, разучивание слоганов, стихотворений.

2

2

27.02

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Съемка видеоролика

Съемка видеоролика

2

2

3.03

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Создание агитационного видеоролика.

Создание агитационного видеоролика.

2

2

5.03

Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Весна, весна на улице!»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

2

2

10.03

Встреча с  представителями «Школьного лесничества»

Игра «Звездный час»

Воспринимать информацию, делать выводы

2

2

12.03

Экскурсия  в ГУ «Летское лесничество».

Экскурсия. Знакомство с профессиями «лесничий», «инженер охраны и защиты леса».  

2

2

17.03

Конференция «Первый шаг в науку»

Участие в научной конференции «Шаг в науку».

Применять теоретические знания об  окружающей среде

2

2

19.03

Выпуск стенгазеты «День птиц». Конкурс «Птица в объективе»

Работа с информацией.

Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

2

2

31.03

Олимпиада по экологии.

Участие во всероссийских  олимпиадах по экологии.

Применять теоретические знания об экологии

2

2

2.04

Презентация «Встреча пернатых гостей».

Мастер – класс «Скворечник».

Знакомство с перелетными птицами. Изготовление скворечника.

Улучшать состояние окружающей среды

2

1

1

7.04

Проект «Экологический праздник». Разработка плана проекта.

Разработка плана проекта.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

2

9.04

Проект «Экологический праздник». Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки.

Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки

2

2

14.04

Проект «Экологический праздник». Подготовка реквизита.

Подготовка реквизита.

2

2

16.04

Проект «Экологический праздник». Разучивание сценок, песен, стихотворений.

Разучивание сценок, песен, стихотворений.

2

2

21.04

Экологический праздник.

Проведение экологического праздника для учащихся начальной школы.

2

2

23.04

Проект «Моя клумба». Эскиз клумбы.

Подготовка эскиза

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

2

28.04

Проект «Моя клумба». Посадка семян.

Посадка семян. Ухаживание за ростками.

2

2

30.04

Правила друзей природы.

Изготовление “Запрещающих знаков природы”.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям

2

1

1

5.05

Охрана природы.

Сообщения  юных экологов.

Оценивать поведения и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости

2

2

7.05

Выпуск стенгазеты «Мы – юные экологи»

Выпуск стенгазеты.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

1

1

12.05

Солнце, воздух и вода!Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу!».

Подвижные игры на свежем воздухе. Подведение итогов конкурса.

Выражать свое отношение к природе и людям в виде рисования

2

2

14.05

Акция “ Школьный двор”.

Уборка  и озеленение школьного двора

Улучшать состояние окружающей среды

2

2

19.05

Впереди лето.

Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие.

Выполнять  правила экологически сообразного поведения в природе

2

2

21.05

  1. Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка

Список литературы:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
  2. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
  4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
  6. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
  7. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
  8. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
  9. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
  10. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
  11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
  12. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
  13. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
  14. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
  15. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990. 
  16. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  17. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000. 
  18. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  19. Экология России. Хрестоматия. –М.,1995.

        Литература для детей:

  1. Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 2008.
  2. Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.
  3. Плешаков А.А.. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение,

2009.

Средства обучения:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Фотоаппарат;
  4. Принтер;
  5. Сканер;
  6. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.


Предварительный просмотр:


Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка


Согласовано                                                                                                                                                                                                 Утверждено

зам.директора по ВР                                                                                                                                                    приказом №        от

Попова В.Н.                                                          

Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

«Росток»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 9-11  лет


Составитель:

Кислицина Анна Васильевна

высшая  квалификационная категория


Летка

2020

  1. Пояснительная записка

"Я вижу воспитательный смысл в том,

чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал,

переживал, постигал, как большую тайну,

пробуждение жизни в природе".

В. А. Сухомлинский.

1.1.Общая характеристика

Программа  «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Программа экологического кружка учитывает  все аспекты содержания экологического образования:

  • научно-познавательного;
  • ценностного;
  • нормативного;
  • практически - деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа кружковой работы построена на четырёх основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • познавательно-развлекательном;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это интерактивные игры, квест, , экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, озеленением территории школы, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Проектное направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: планирование, поиск информации, изготовление продукта, анализ полученных результатов.

  1. Актуальность

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственноэкологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Этому способствуют занятия внеурочной деятельности по программе «Росток».

  1. Практическая значимость

Практическая значимость программы определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

  1.  Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка

Программа кружка внеурочной деятельности «Росток» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 58 часов в год, 2 часа в неделю.

  1. Цель и задачи программы

Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа кружка призвана решить следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  1. Ценностные ориентиры содержания экологического кружка:

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через целесообразное поведение  и деятельность как проявление высшей человеческой способности – любви к окружающей среде.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к красоте природы. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  1.  Особенности возрастной группы детей

  Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов.

  1. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз (2 часа)  в неделю - 58 часов в год.

  1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий, а также в процессе проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, для проверки знаний  используются творческие игры, конкурсы и викторины.

Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

  • самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;
  • игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
  • тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
  • участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
  • работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
  • составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

  1. Прогнозируемые результаты

Уровень результатов работы по программе

 Первый уровень результатов:

Дети знают

  •  основные различия между растительным и животным миром,закономерности их развития;
  •  о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);

 Второй уровень результатов:

Дети имеют представления о:

  • элементарных правилах поведения в природе;
  • условиях роста и развития растений и животных;
  • основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
  • растительном и животном мире разных частей света и родного края.

 Третий уровень результатов:

Дети могут:

  • отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву деревьев;                                      
  • выводить заключения на основе наблюдений;
  • отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и  в группе;
  • вести  наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
  • изготовлять экологические памятки «Правила друзей природы»;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

  1. Содержание внеурочной деятельности

1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (8 часов)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Правила друзей природы.  

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, творческая мастерская, беседа, диалог, просмотр видеороликов.

2 раздел «Экология жилища» (10 часов)

Экология города, села. Экология жилья человека. Забота о собственном здоровье и об окружающей среде при помощи современных гаджетов.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, практикум, игра, практическая работа по  изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.

3 раздел “Природа – наш чудесный мир” (16 часов)

Многообразие растений и животных. Редкие  виды животных и растений. Красная книга России, Республики Коми. Водосбережение. Сохранение лесов.  Развитие творческих способностей учащихся.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, мастер – класс, диалоги, квест, экологические уроки, практическая работа по изготовлению подвесных кормушек  для птиц.

4 раздел «Мы – защитники природы» (24 часа)

Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка Участие  в школьной конференции. Развитие творчества учащихся. Презентация результатов деятельности.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проект, экскурсии, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акции.

  1. Календарно - тематическое планирование работы кружка

Тема занятия

Формируемые умения

Количество часов

Дата проведения

Теория

Практика

Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (8 часов)

Вводное занятие. Что такое экология?

Прогнозировать последствия своей деятельности. Выражать свое отношение к природе.

2

7.10

Есть такая профессия – природу защищать! Знакомство с профессией эколога.

Рассказывать о профессии эколог, бережно относиться  к природе, видеть прекрасное в ней.

2

14.10

Познавательная игра «Экологическая карусель».

2

21.10

Творческая мастерская «Станем друзьями природы».

2

28.10

Раздел 2. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (10 часов)

Экологический урок «Чистый город начинается с тебя».

Беречь ресурсы и заботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете.

1

1

11.11

Практикум «Наш дом. Ничего лишнего».

1

1

18.11

Интерактивная игра «Как жить экологично».

2

25.11

 Настольная игра  «Мобильные технологии – для экологии».

Заботиться о собственном здоровье и об окружающей среде.

1

1

2.12

Акция «Живи, елочка!»

Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности.

2

9.12

Раздел 3. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (16 часов)

Мастер – класс «Подвесные кормушки для птиц».

Выражать свое отношение к природе, применять  теоретические знания в практической деятельности по сохранению природного окружения.

1

1

16.12

Беседа «Сохранение редких видов животных и растений». Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!»

1

1

23.12

 Экологический урок «Хранители воды».

Бережно относиться к  водным богатствам нашей страны

1

1

13.01

Квест «Лаборатория чистой воды»

2

20.01

Экологический урок « Моря  России – угроза и сохранение».

1

1

27.01

 Игра – путешествие «Сила леса».

Бережно относиться к  лесу и его богатствам, снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; совершать посильные действия для восстановления и сохранения лесов.

2

3.02

Познавательная игра «Лесомания».

1

1

10.02

 Экологический урок «Лес и климат».

1

1

17.02

Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (24 часа)

  Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта.

Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.

2

24.02

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подготовка реквизита.

2

3.03

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Съемка видеоролика

2

10.03

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Создание агитационного видеоролика.

2

17.03

Конференция «Первый шаг в науку»

Применять теоретические знания об  окружающей среде

2

24.03

Ролевая игра «Сортируем мусор – бережем природу».

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

2

7.04

Творческая мастерская «Упаковке – вторую жизнь!»

2

14.04

Встреча с  представителями «Школьного лесничества». Игра «Звездный час».

Воспринимать информацию, делать выводы.

1

1

21.04

Экскурсия  в ГУ «Летское лесничество». Знакомство с профессиями «лесничий», «инженер охраны и защиты леса».  

2

28.04

Акция « Школьный двор».

Улучшать состояние окружающей среды

2

5.05

Акция «Посади дерево»

2

12.05

«Впереди лето». Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие.

Выполнять  правила экологически сообразного поведения в природе

2

19.05

  1. Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка

Список литературы:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
  2. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
  4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
  6. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
  7. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
  8. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
  9. Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
  10. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
  11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
  12. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
  13. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
  14. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
  15. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990. 
  16. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  17. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000. 
  18. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  19. Экология России. Хрестоматия. –М.,1995.

        Литература для детей:

  1. Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 2008.
  2. Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.
  3. Плешаков А.А.. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение,

2009.

Средства обучения:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Фотоаппарат;
  4. Принтер;
  5. Сканер;
  6. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики"

Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....