«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему

Калистратова Ольга Викторовна

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_etika_i_etiket_pervoklassnikov.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

«Этика и этикет для первоклассников»

Дополнительная образовательная программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

Направление: духовно-нравственное

Возраст учащихся: 7-8 лет

Сроки реализации: 1 год

Составитель: Калистратова Ольга Викторовна,
учитель музыки I категории

г. Чехов

Пояснительная записка

 Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Курс «Этика и этикет первоклассников» рассчитан на 34 часа (1 час в  неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.

Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.

Задачи:

способствовать формированию навыков поведения в обществе,

способствовать воспитанию чувства коллективизма,

способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.

Уметь раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.

Уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.

Формы проведения занятий:

беседа; сюжетно-ролевая игра; игра-спор; подвижная игра; учебная игра; конкурс; праздник.

Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер; проектор; экран; художественные рисунки и иллюстрации; настольные игры;

памятки для каждого ученика; книги со сказками.

Формы подведения итогов:

конкурс; общеклассные мероприятия.

Содержание курса

1. Введение. Знакомство.

Дать понятия «этика», «этикет». Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения. Принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил этикета как условие хорошего впечатления о человеке.

2. Этикет внешнего вида. 

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте. Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

Раздел 1. Школьный этикет.

3. Школьный этикет. Этикет на уроке. Дать понятие о правилах поведения на уроке. Показать необходимость этих правил для организации работы на уроке. Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке».

4. Правила содержания учебных вещей. 

Правила ухода за рабочим местом в классе, сохранения учебных вещей, школьного имущества. Практическая часть урока. Ролевая игра.

5. Доброжелательное отношение к одноклассникам. Дать понятия «класс», «одноклассники», «коллектив класса». Роль вежливого общения и взаимопомощи в классе для дальнейшей жизни. Содержание понятия «доброжелательное отношение».

6. Об уступчивости. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье. В кругу друзей. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями, между девочками и мальчиками, между молодыми и пожилыми, между сильными и слабыми.

7. Общение с одноклассниками в форме игры. 

Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг. Практическая часть урока. Учебные игры.

8. Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку. Познакомить с правилами поведения на перемене, с правилами подготовки к уроку. Практическая часть урока. Подвижные игры.

9. Учись учиться. Умения, необходимые школьнику для учебы. Практическая часть урока. Учебные игры.

10. Выполнение учащимися своего режима. Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена» учащихся.  Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня.  Советы доктора Айболита. Практическая часть урока.

11.Этикет общения на празднике в школе. Дать понятия «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.

Раздел 2. Речевой этикет.

12. Учись общаться. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

13. Прощание перед сном. Речевой этикет в семье. Традиционное пожелание спокойной ночи перед сном. Пожелание добрых снов. Необходимые приготовления ко сну (умывание, чистка зубов). Спокойное поведение перед сном.

14. Утреннее приветствие. Этикет в семье и за её приделами. Традиционное приветствие в момент пробуждения как знак внимания и любви к близким. Тон утреннего приветствия. Приветствие в адрес взрослого соседа; учителя; работников школы; обмен приветствия между детьми.

15. Вежливая просьба. Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Смежные этикетные формы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Сопутствующие сигналы: вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.

16. Обращение к взрослому знакомому.  Разговор со знакомым, но не с близким взрослым человеком. Обращение по имени и отчеству. Выбор темы для беседы по ситуации. Параметры поведения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать, приветливость, сдержанность.

17. Разговор с незнакомым на улице. Начало разговора. Формы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

18. Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова одобрения, утешения. Шутка как средство утешения.

19. Вежливый разговор по телефону. Освоение предметной ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Речевое поведение. Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.

20. Разговор о животных и с животными. Беседа о животных: их повадках. Их отношении к человеку и роли в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животным. Возможность разговора с животными (понимают ли животные человеческую речь?) Выбор кличек для различных животных.Уход за животными.

21. Прощание с близкими перед отъездом. Разговор близких людей перед отъездом. Добрые чувства и добрые слова. Ситуация расставания: прощание, обещание писать или звонить. Сопутствующие жесты, обычаи. Письма с дороги. Их форма и содержание.

22. Поздравления и пожелания. Поздравления по поводу различных дат. Традиционные праздники. Стиль поздравления. Вкус и чувство меры. Использование творческих способностей детей при подготовке поздравлений и подарков. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. Создание праздничной атмосферы.

Раздел 3. Культура общения.

23. Поведение за столом. Образцовое поведение за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринуждённая беседа за столом, правила угощения. Понятие о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка.

 24. День рождения. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».

25. Утешение. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, плохо, он одинок) Слова ободрения, поддержка. Шутка как способ утешения. Как помочь словом и делом. Сопутствующие сигналы: добрый сочувствующий тон, внимательный взгляд, ласковые жесты.

26. У постели больного. Освоить этикетные правила речевого общения с больным. Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Этикетные запреты и этикетные рекомендации ( не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелание здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.

27. У тебя в гостях подруга (друг). Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия (игры и т.д.). Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка. Внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.

28. Игра в гости.

Повторить и закрепить знания, полученные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение в гостях».

Раздел 4. Поведение в общественных местах.

29. Поведение в общественном транспорте. Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умении е не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.

30. Поведение в театре (кино, цирке). Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение зрителей до спектакля, во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетёром, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на своё место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе и др. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.

31. Поведение в поликлинике. Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.

32. В детской библиотеке. Ввести в активный речевой запас ребёнка этикетные выражения, необходимые для общения с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.

33, 34. Сказки в нашей жизни.

Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.

Календарно - тематическое планирование

1а класс

№ занятия

Наименование темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Знакомство.

1

2

Этикет внешнего вида.

1

Раздел 1. Школьный этикет

9

3

Этикет на уроке.

1

4

Правила содержания учебных вещей.

5

Доброжелательное отношение к одноклассникам.

1

6

Об уступчивости.

1

7

Общение с одноклассниками в форме игры.

1

8

Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку.        

1

9

Учись учиться.

1

10

Выполнение учащимися своего режима.        

1

11

Этикет общения на празднике в школе.

Раздел 2 Речевой этикет.

11

12

Учись общаться. Общение учащихся в форме спора

1

13

Прощание перед сном.

1

14

Утреннее приветствие.

1

15

Вежливая просьба.

1

16

Обращение к взрослому знакомому.

1

17

Разговор с незнакомым на улице.

18

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

1

19

Вежливый разговор по телефону.

1

20

Разговор о животных и с животными.

1

21

Прощание с близкими перед отъездом.

1

22

Поздравление и пожелания.

1

Раздел 3. Культура общения

6

23

Поведение за столом.

1

24

День рождения.

1

25

Утешение

1

26

У постели больного.

1

27

У тебя в гостях подруга (друг).

28

Игра в гости.

1

Раздел 4. Поведение в общественных местах.

6

29

Поведение в общественном транспорте.

1

30

Поведение в театре (кино, цирке).

1

31

Поведение в поликлинике.

1

32

В детской библиотеке.

1

33, 34

Сказки в нашей жизни.

2

Итого:        

34

Календарно - тематическое планирование

1б класс

№ занятия

Наименование темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Знакомство.

1

2

Этикет внешнего вида.

1

Раздел 1. Школьный этикет

9

3

Этикет на уроке.

1

4

Правила содержания учебных вещей.

5

Доброжелательное отношение к одноклассникам.

1

6

Об уступчивости.

1

7

Общение с одноклассниками в форме игры.

1

8

Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку.        

1

9

Учись учиться.

1

10

Выполнение учащимися своего режима.        

1

11

Этикет общения на празднике в школе.

Раздел 2 Речевой этикет.

11

12

Учись общаться. Общение учащихся в форме спора

1

13

Прощание перед сном.

1

14

Утреннее приветствие.

1

15

Вежливая просьба.

1

16

Обращение к взрослому знакомому.

1

17

Разговор с незнакомым на улице.

18

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

1

19

Вежливый разговор по телефону.

1

20

Разговор о животных и с животными.

1

21

Прощание с близкими перед отъездом.

1

22

Поздравление и пожелания.

1

Раздел 3. Культура общения

6

23

Поведение за столом.

1

24

День рождения.

1

25

Утешение

1

26

У постели больного.

1

27

У тебя в гостях подруга (друг).

28

Игра в гости.

1

Раздел 4. Поведение в общественных местах.

6

29

Поведение в общественном транспорте.

1

30

Поведение в театре (кино, цирке).

1

31

Поведение в поликлинике.

1

32

В детской библиотеке.

1

33, 34

Сказки в нашей жизни.

2

Итого:        

34

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  2. Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина Весёлый этикет. Екатеринбург, «Арго», 1997г.
  3. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  4. Т.Н.Максимова Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  5. Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа по внеучебной деятельности "Если хочешь быть здоров"

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе...

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)

Цель и задачи курса «Геометрика» Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этически...

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Этика - азбука добра»

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образов...

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Правила этикета с Совушкой - умной головушкой»

Социальная значимость данной темы состоит в том, что она  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития....