Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности (ФГОС)
рабочая программа (2 класс) по теме

Казакова Любовь Сергеевна

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyat._programma_2_klass.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

п.г.т. Уренгой

Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

МБОУ СОШ №2

п.г.т. Уренгой

на 2013 – 2014 учебный год

Казаковой Любови Сергеевны

                                                                                       учителя начальных классов

п.г.т. Уренгой

 2013 г.

Введение

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 170 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 ч в неделю).

Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов. 1 раздел объединяет 2 раздела. Всего разделов – 5. Каждый из разделов предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности второклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Основные разделы программы

    №

         Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Познавательная деятельность: работа клуба «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»

34

1.1

Поговорим о продуктах

8

8

1.2

Давайте узнаем о продуктах. Витамины.

12

12

1.3

Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания

7

7

1.4

Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках

7

5

2

2

Художественная и досугово - развлекательная деятельность: Работа клубов: «Волшебный карандаш» и «В гостях у сказки»

34

34

2.1

Волшебный карандаш

34

2.2

В гостях у сказки (объединены с 2.1)

34

3

Познавательная деятельность: занятия в  клубе «Моя родословная»

34

3.1

Моя родословная

6

5

1

3.2

Я и моё имя

11

11

3.3

История моей семьи

8

8

3.4

Семейные обязанности и традиции

9

9

4

Проблемно – ценностное общение: работа клуба «Этикет поведения и общения»

34

34

5

Исследовательская деятельность: занятия в клубе «Я – исследователь»

34

34

5.1

Тренинг

12

12

5.2

Исследовательская практика

16

16

5.3

Мониторинг

6

6

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

  1. Познавательная деятельность

«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»

Цель:  формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый

              образ жизни  посредством рационального питания;  

              закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах,              

              содержащихся в них.

Задачи:

  • закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
  • закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
  • воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
  • формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Пояснительная записка.

Программа ориентирована на детей  8 – 9 лет (младших школьников). Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.

      Программа включает в себя  4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:

  • Поговорим о продуктах.
  • Давайте узнаем о продуктах.  Витамины.
  • Поговорим о правилах этикета.  Культура и гигиена питания.
  • Из истории русской кухни.  Поговорим о кулинарах – волшебниках.

В программе  ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают  о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Дата

Проведения

По плану

Фак-

ти-

чески

 

Поговорим о продуктах

Общие сведения о питании и приготовлении пищи

09.09

1

Введение. Если хочешь быть здоров.

  Беседа.  Рассказ о продуктах питания.  Рисование.

16.09

2

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

   Исследование.

   Опыт

23.09

3

Полезные и вредные привычки.

  Беседа по теме.  Игра.

30.09

4

Самые полезные продукты.

   Игра. Выбор полезных продуктов

07.10

5

Как правильно составить свой рацион питания.

Путешествие в пустыню Обжор.  Практическая работа «Составление меню».  Игра.

14.10

6-7

   Как готовят пищу.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»

21.10

28.10

Давайте узнаем о продуктах

Витамины

8

Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты.

   Беседа о рациональном питании как составной части здорового образа жизни

11.11

9

Хлеб – всему голова.

   Исследование «Ценность зёрнышка».  Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.

18.11

10

Молоко и молочные продукты.

  Беседа о производстве молока. Игра.

25.11

11

Почему полезно есть рыбу.  Рыба и рыбные блюда.

   Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.

02.12

12

Мясо и мясные блюда.

   Рассказ, беседа, игра-конкурс.

09.12

13

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

   Рассказ, видеофильм, игра, анкета.

16.12

14

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

   Рассказ, исследование, игра.

23.12

15

Все мы любим салаты.

  Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».

13.01

16

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

   Рассказ, загадки, рисунки.

20.01

17

  Всякому овощу – своё время. Дары леса.

   Беседа, загадки, кроссворд.

27.01

18

Где найти витамины зимой и весной.

Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.

03.02

Поговорим о правилах этикета

Культура и гигиена питания

19

Как правильно есть. Режим питания.

   Рассказ. Игра. Анкетирование.

10.02

20

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Рассказ.  Ролевая игра «Правила этикета».  Практическая работа «Сервировка стола».

03.03

21

Как правильно вести себя за столом.

  Игра, конкурс рисунков по теме.

17.03

22

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

  Рассказ.  Исследование. Практическая работа «Сервировка стола»

24.03

23

Вредные и полезные привычки в питании.

  Исследование. Игра.

31.03

24

  Как правильно есть рыбу.

Рассказ. Практическая работа.

07.04

Из истории русской кухни

Поговорим о кулинарных волшебниках

25

Щи да каша – пища наша.

  Рассказ.  Игра.

14.04

26

Что готовили наши прабабушки.

  Исследование.

21.04

27

Народные праздники, их меню и здоровье.

   Рассказ. Исследование. Составление меню.

28.04

28

Кулинары, повара – волшебники.

  Встреча с поварами. Исследование.

05.05

29

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение.

   Праздник – отчёт по теме.

12.05

30-34

Упражнения на закрепление изученного

19.05-26.05

2.Художественно – эстетическое направление и образовательное  (предметное) направление

   Клуб «Волшебный карандаш»

Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи: 

- развитие  воображения, фантазии, художественного вкуса;

- расширение методов познания окружающей действительности;

- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.

Пояснительная записка.

   Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

     Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

     На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Клуб « В гостях у сказки»

  Цель:   формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  расширение читательского кругозора второклассников.

   Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя волшебные сказки, сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;
  • обучение чтению – рассматриванию;
  • формирование навыка чтения.

Пояснительная записка

В качестве учебного материала для формирования второклассников – читателей – кружковцев выбраны разные сказки (авторские, русские народные и др.). Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя школьника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

по плану

фак-

ти-

чески

1

Алладин и волшебная лампа (по мотивам арабских сказок)

Прослушивание сказки.  Иллюстрирование.

03.09

2

Синдбад Мореход (по мотивам арабских сказок)

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

10.09

3

Волшебник Изумрудного города (по мотивам сказки А.М.Волкова

Прослушивание сказки. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. Иллюстрирование.

17.09

4

Путешествие Гулливера (по мотивам романа Джонатана Свифта)

Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.

24.09

5

Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Чтение сказки. Анализ содержания. Действующие лица. Иллюстрирование.

01.10

6

Сказка о рыбаке и рыбке

Викторина. Иллюстрирование.

08.10

7

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. Иллюстрирование.

15.10

8

Сказка о золотом петушке

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

22.10

9

Сказка о попе и работнике его Балде

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Иллюстрирование.

29.10

10

В.Гаршин. Лягушка - путешественница

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

12.11

11

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. Работа над пересказом. Иллюстрирование.

19.11

12-13

П.Бажов. Малахитовая шкатулка

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. Иллюстрирование.

26.11-03.12

14

Г.Х.Андерсен.  Гадкий утёнок

Чтение сказки. Иллюстрирование.

10.12

15

Н.Дудников. Осётр – хвастун

Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту. Иллюстрирование.

17.12

16

Н.Дудников. Сказка купеческой дочери

Беседа.  Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

24.12

17

Н.Дудников. Рыбья война

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. Иллюстрирование.

14.01

18

Н.Дудников. Завистливый осётр

Чтение сказки.  Чтение по ролям. Пересказ. Иллюстрирование.

21.01

19-20

Иван-царевич и серый волк (в обработке А.Н.Толстого)

Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. Иллюстрирование.

28.01-04.02

21-22

Иван – крестьянский сын и    Чудо-юдо (в обработке М.Булатова)

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Иллюстрирование.

11.02

23

Сказка о молодильных яблоках и живой воде (в обработке А.Н.Толстого)

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Иллюстрирование.

25.02

24-25

Сивка-бурка (в обработке М.Булатова)

Литературный праздник

04.03-11.03

26

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что (в обработке А.Н.Толстого)

Чтение сказки. Работа над текстом. Иллюстрирование.

18.03

27

Летучий корабль (в обработке М.Булатова)

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками Иллюстрирование.

25.03

28

Итоговое занятие . Выставка творческих работ

Литературная викторина

01.04

29-34

Чтение любимых сказок.  Иллюстрации к сказкам (акварель, карандаш)

Чтение и пересказ любимых сказок. Иллюстрирование.

15.04-26.05

3.Патриотическое направление.

Моя родословная.

Цель:   подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического

              предмета  истории в старших классах;

              обучить младших школьников ориентироваться в исторической

              информации;

              пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества;

              способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

  • ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
  • помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Пояснительная записка

   Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.

   Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

   Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

  Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

   Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

   Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Учащиеся познакомятся с понятиями   «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»; узнают:

- историю возникновения имён и фамилий;

- степени родства в семье;

- о профессиях предков;

- о семейных увлечениях и традициях;

-  составят «ленту времени» своей жизни;

- родословное древо;

- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

- подберут семейный девиз.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

По плану

Фактически

Моя родословная

   

1

 Вводное занятие. Понятие о родословной.

У меня  есть своя история. Понятие родословной.

04.09

2

 Моя семья.

Моя семья.

18.09

3

 Поколение, потомки, предки.

Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».

25.09

4

Родословное древо.

Родословное древо.

02.10

5

Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?

09.10

6

 Составление родословного древа семьи.

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

16.10

Я и моё имя

7

 «Кто я?»   «Где живу?»

Географические названия – свидетели прошлого.

23.10

8

Что означают наши имена.

Знакомство с историей  возникновения имён.

30.10

9

Как родители выбирают имя ребёнку.

Происхождение современных имён

13.11

10

Имена и прозвища в Древней Руси. (закрепление)

Имя и прозвище.

20.11

11

Откуда к нам пришли наши имена.

Влияние различных культур на проникновение имён.

27.11

12

Тайны наших имён.

Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.

04.12

13

Имя и ангел – хранитель.

Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

11.12

14

Моя фамилия. Моё отчество. (закрепление)

История возникновения фамилий и отчеств.

18.12

15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

Историческое прошлое  семьи.

25.12

16

«Говорящие» фамилии. (закрепление)

Что могут рассказать  фамилии о прошлом.

15.01

История моей семьи

17

Профессии моих родителей.

Профессии.

22.01

18

Мои братья и сёстры.

Степени родства в семье.

29.01

19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

Степени родства в семье.

05.02

20

Кто, кому и кем доводится.

Степени родства в семье.

12.02

21

Мои прабабушка и прадедушка.

Связь поколений.

26.02

22

Профессии моих предков.

Профессии предков.

05.03

Семейные обязанности и традиции

23

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

12.03

24

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.

19.03

25

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.

26.03

26

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.

02.04

27

Фамильный герб и фамильный девиз.

Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

16.04

28

Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

23.04

29-34

Обобщение

30.04-28.05

4.     Этикет поведения и общения

 Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

 Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?  как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше?  как эффективнее?).

    Основные задачи:

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

- обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Пояснительная записка

Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

По плану

Факти-

чески

1

Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

06.09

2

Твоё имя.  Будем общаться.

Как люди общаются между собой.

13.09

3

Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

20.09

4

Приветствие.

Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.

27.09

5

Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.

04.10

6

Звонок по телефону.

 

Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

   

11.10

7

Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

Слова вежливого общения на привлечение внимания.

18.10

8

Я знакомлю разных людей.

Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.

25.10

9

Я знакомлюсь сам.

Что нужно говорить, когда представляешься сам.

01.11

10

Приглашение и ответ на него.

Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.

15.11

11

Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

22.11

12

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

Варианты вежливого выражения просьбы.

29.11

13

Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

Слова и выражения согласия.

06.12

14

Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Слова и выражения вежливого отказа.

13.12

15

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

Ролевые игры, «маленький классный театр».

20.12

16

Поздравление и пожелание.

Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

27.12

17

Извинение и ответ на него.

Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.

17.01

18

Комплимент и ответ на него.

Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

24.01

19

Жалоба и утешение.

Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

31.01

20

Благодарность и ответ на неё.

За что нужно благодарить. Слова благодарности.

07.02

21

Как вести себя во время разговора.

Правила вежливого поведения во время разговора.

14.02

22

Мимика и жесты.

Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

21.02

23

Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

28.02

24

Прощание, пожелание при прощании.

Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

07.03

25

Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.

Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

14.03

26

Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.

21.03

27

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.

28.03

28-34

Повторение и закрепление изученных правил

04.04-23.05

5.Программа  исследовательского  обучения

младших школьников

Цель программы:

     Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс  саморазвития.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  • Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Пояснительная записка

 Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся  включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг».  Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика».   Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг».   Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе  исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основные особенности программы первого класса

- Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

- Результаты собственной исследовательской работы  первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников (только для одарённых детей),  в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов .

Распределение часов

Вид учебной  работы

Всего

Часов

Сроки проведения

Тренинг

   1

Общая трудоёмкость

12

В течении 2-го и 3-го триместров учебного года

   2

Занятия со всей группой (классом) учащихся

12

Еженедельно

   3

Индивидуальная работа

   4

Самостоятельная работа

Исследовательская практика

   5

Общая трудоёмкость

16

В течение учебного года

   6

Занятия со всей группой (классом) учащихся

10

В течение учебного года

   7

Индивидуальная  работа

5

В течение учебного года

8

Самостоятельная работа

1

В течение учебного года

Мониторинг

   9

Общая трудоёмкость

6

В течение 2-го, 3-го триместров учебного года

  10

Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

4

В течение 3-го триместра учебного года

  11

Индивидуальная работа

  12

Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты  исследовательских работ учащихся)

2

В течение 3-го триместра учебного года

Содержание занятий во втором классе

Тема

Содержание

Дата проведения

По плану

Фактически

Подпрограмма «Тренинг»

1

Что такое исследование

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где  человек проводит исследование в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными  доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать,  провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные)

05.09

2

Наблюдение и наблюдательность

Знакомство с наблюдением как методом исследования.  Изучение преимуществ и недостатков  наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности

12.09

3

Что такое эксперимент

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

19.09

4

Учимся вырабатывать гипотезы

Что такое гипотеза.  Как создаются гипотезы.  Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез

26.09

5

Знакомство с логикой

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации – поиск ошибок.  Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания

03.10

6

Как задавать вопросы

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы

10.10

7

Учимся выделять главное и второстепенное

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом»

17.10

8

Как делать схемы

Знакомство с понятиями:  схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п.  Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы

24.10

9

Как работать с книгой

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п.  С чего лучше начинать читать научные книги.  Практическая работа по структурированию текстов

31.10

10

Что такое парадоксы

Что такое парадокс.  Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений

14.11

11

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями

21.11

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические  задания на сравнения и метафоры

28.11

Подпрограмма «Исследовательская практика»

13-15

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Выбор темы

Составление плана исследования.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Доклад

05.12-19.12

16-18

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад

26.12-23.01

20

Экспресс-исследование

Перед прогулкой  или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие

30.01

21

22

Семинар по итогам экскурсии

Коллективная игра-исследование

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы

06.02

13.02

23-25

Коллекционирование

Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала

27.02-13.03

26-28

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах

20.03-03.04

29

Сообщения о своих коллекциях

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы

17.04

Подпрограмма «Мониторинг»

30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам  собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

24.04

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

08.05

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Участие предполагает  заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам

15.05

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные

22.05, 28.05

Использованная литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
  3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
  5. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 2 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  6. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А.           Филипповой – Nestle, М. 2002.
  7. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С, 1975.
  8. Рабочая программа Шиловской Таисии Михайловны МОУ-СОШ №1 г. Красный Кут
  9. Лободина Н.В, Чурилова Т.Н.Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия.- Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе.-М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Алгоритм разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ФГОС НОО"

Выступление на семинаре о внеурочной деятельности учащихся. Предоставляется алгоритм разработки программы....

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса

Рабочая  программа кружка  "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности кружка "Эрудит" (1 класс)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие интеллектуальных умений учащихс...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС«Я - исследователь»...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...