Образовательная программа по внеурочной деятельности «Правила этикета с Совушкой - умной головушкой»
план-конспект занятия (2 класс)

Социальная значимость данной темы состоит в том, что она  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_dlya_ml.shk_2_klass.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Правила этикета.

     Актуальность и социальная значимость данной темы состоит в том, что она  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

     Цель: Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.     

    Задачи:

Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать     взаимное доверие;

Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

     Планируемые результаты:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и начинает их ценить.

      Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Учебные материалы:

Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

Ход занятия.

Учитель.  Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами.

Учитель крутит волчок.

- Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки?  Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

- Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

- Разве не видишь? – буркнула Аленка.

- Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

- А вот и не отгадал.

- А что же?

- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

- А мне дашь попробовать?

- Да он невкусный, горький и кислый.

- Да ничего, дай хоть долечку.

- Говорю тебе – он плохой, - и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

- Что же ты плачешь? Он же плохой!

Учитель.   Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.

  • С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
  • Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
  • Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
  • Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
  • Останови товарища, если он поступает плохо.
  • Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
  • За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.

Учитель. Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

Учитель крутит волчок.

- В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

День рождения.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку,  Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

- Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

-Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

  • Надо уметь вежливо принимать гостей.
  • За поздравления и подарки благодарят.
  • Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
  • Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
  • Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
  • Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
  • Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.
  • Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.
  • Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.

Учитель  крутит волчок.

- В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

- Когда папа Карло, а когда никто.

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

 Учитель. Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

  • Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
  • Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
  • Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
  • Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
  • Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.
  • Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.
  • Не сиди боком к столу – это некрасиво.
  • Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

- Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? Какие правила вы знаете?

 Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону.

Сова предлагает точные правила:

  • Важно правильно набрать номер.
  • Следует поздороваться и сразу представиться.
  • По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.
  • Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.
  • Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.
  • Нельзя занимать надолго телефонную линию.
  • Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

Учитель крутит волчок.

- Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте? Давайте посмотрим, правильно ли герои нашего рассказа повели себя в автобусе?

В автобусе.

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

- Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

- Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

- Спасибо.

- Пожалуйста, не стоит благодарности.

Учитель. Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

Чтение правил Совы.

  • При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
  • Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
  • Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
  • В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.
  • Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
  • Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
  • Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.
  • Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

Учитель крутит волчок.

- У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет?

Дети отвечают.

Учитель.  А теперь внимание! Правильные ответы!

  1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения:  «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

- Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

 

                                      Список использованной литературы.

1.https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/29/etiket_dlya_mladshih_shkolnikov_avtosohranennyy.docx

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/10/19/klassnyy-chas-pravila-etiketa

3.https://vashechudo.ru/malchishkam/chto-takoe-yetiket-i-otkuda-on-vzjalsja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...

Программа по внеурочной деятельности " Веселый этикет "

Программа по внеурочной деятельности " Веселый этикет " составлена для учащихся 1-4 классов...

Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"

.     Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует разви...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа этикета"

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе. Рассчитана на 4 года обучения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука этикета" для учащихся начальной школы.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Классный час "Правила этикета с Совушкой-умной головушкой"

Цель классного часа: научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета....