Классный час "Правила этикета с Совушкой-умной головушкой"
классный час (2 класс)

Миронова Марина Николаевна

Цель классного часа: научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_etiketa_s_sovushkoy-umnoy_golovushkoy.rar137.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

с Совушкой-умной головушкой

/классный час для 1 – 4 классов/

        Цели: научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Ход занятия:

        

        У.Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

У. –  Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости.  

(Выходят пять  учеников.)

У. – Что значит «вежливый человек», каким он должен быть?

1-й. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения. Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2-й. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

У. – Откуда пришло слово «этикет»? Что оно означает?

3-й. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика  XIY  гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

4-й. В XYIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу.

У. – Вот некоторые любопытные рекомендации:

5-й. * Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

                   * Над явствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.

У. – Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

        

ДРУГ, ДРУЖБА – 1 слайд

         У. Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя ведут Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

(Ребята показывают сценку «Горький апельсин»)

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

 – Что это у тебя? – спросил подбежавший Серёжа.

 – Разве не видишь? – буркнула Аленка.

 – Мандарин! – обрадовался Серёжа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

 – А вот и не отгадал.

 – А что же?

 – А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

 – А мне дашь попробовать?

 – Да он невкусный, горький и кислый.

 – Да ничего, дай хоть долечку.

 – Говорю тебе – он невкусный,  – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у неё из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

 – Что же ты плачешь? Он же невкусный!

        

         У.– Права ли Алена? Что она забыла? что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с ответами, которые предлагает нам Сова.

ПРАВИЛА СОВЫ О ДРУЖБЕ И ТОВАРИЩЕСТВЕ – 2 слайд

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ДЕНЬ
РОЖДЕНИЯ
– 3 слайд

        

 

У.– Знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

 

(Ребята показывают сценку «День рождения»)

        День рождения.

           Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

 – Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

 – Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

 – Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

 – Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав её.        

–  Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как бы вы поступили на месте Нины?        

 

ПРАВИЛА СОВЫ О

 ГОСТЕПРИИМСТВЕ – 4 слайд

        

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

ЗА СТОЛОМ  – 5 слайд

        

У. –  Знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

 

(Ребята инсценируют отрывок из сказки)

                 За столом.

        Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

        В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

        Девочка поморщилась и сказала строго:

        –  Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

–  Когда папа Карло, а когда никто.

–  Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

 У.– Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

(Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова.)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ЗА СТОЛОМ ОТ СОВЫ – 6 слайд

        

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

        

ОБЩЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ

  – 7 слайд

         

         У.– Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеет ли вежливо разговаривать по телефону Петя, вы сейчас увидите.        

        (Разыгрывается сценка.)

Разговор по телефону.

        Петя звонит однокласснику Ване по поводу домашнего задания. Трубку взяла мама Вани.

            – Алло! – сказала мама.

– Ой! А позовите Ваню, – попросил Петя.

– А его нет, – ответила мама.

– Ну ладно. Передайте ему, что звонил я.

Мама хотела поинтересоваться кто «я», но не успела, Петя повесил трубку.

У.– Что вам не понравилось в разговоре между Петей и мамой Вани? Что посоветуете Пете?

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ ОТ СОВЫ – 8 слайд

         

        У.– Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

        Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, точно и правильно отвечал на все вопросы.

 

Учитель начальных классов

Миронова М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Этикет"

Классный час "Этикет за столом" предназначен для учащихся 4 класса....

Классный час "Этикет"

Продолжить разговор о вежливости, о науке которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе....

Классный час "Этикет".

Классный час затрагивает темы поведения человека в современном обществе....

Классный час "Этикет за столом"

Классный час для учащихся 4 класса...

Классный час "Этикет - это.."

Классный час для учащихся 1 классов...

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Правила этикета с Совушкой - умной головушкой»

Социальная значимость данной темы состоит в том, что она  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития....