Урок гражданина в 3 классе
методическая разработка (3 класс)

Веселова Мария Николаевна

Цель классного часа: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны» (флаг, герб, гимн); развивать интерес к истории России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroka_grazhdanina_v_3_e_klasse.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Урока гражданина в 3 Е классе

Цели: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны» (флаг, герб, гимн); развивать интерес к истории России; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России, Государственный гимн России (аудиозапись), физическая карта России, Конституция России, фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, слайды с пейзажами России, запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), национальные танцы и песни народов России (запись).

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

II. Сообщение темы классного часа.

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим классный час «Урок гражданина», на котором поговорим об истории нашей страны. Ведь каждый из нас является жителем России и ее гражданином.

И все мы рано или поздно задаем себе вопросы: Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Кого называют гражданином? Какие есть символы у нашей страны?

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев)

Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.

III. Основной закон России.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия)

Посмотрите ее карту. (Физическая карта России)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.

Учитель демонстрирует фотографии русской природы. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение:

Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

 

Мать Россия моя.

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой березовый цвет.

 

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Я Россией зову.

 

Ты мудра и добра,

И народы земли

Славят сердце твое,

Славят думы твои.

 

Ты, Россия моя, золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту, за твою красоту

Я люблю тебя, родина светлая!

- Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне) Но Национальности у россиян разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Учащиеся слушают аудиозапись мелодий.

- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)

- Конституция - это основной закон нашей страны (в переводе с латинского означает «устройство, постановление»).

Учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации.

- Когда была принята Конституция, по которой мы сейчас живем? (12 декабря 1993 года)

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.

- А вы являетесь гражданами России? Какие имеете права и обязанности?

- Вы правильно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины. Еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн)

- Во всем мире люди обращают взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знаменами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной - значит готов помогать ей, готов защищать ее.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными.

IV. Государственный герб.

- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Герб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах печатях и официальных документах)

Главный символ любого государства - его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Еще в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать свое отличие. Этому служил тотем - изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей, тотем считался родоначальником племен. Род считал тотема своим покровителем и защитником. Прошли тысячи лет, и на гербах многих современных городов появились животные.

С развитием общественной жизни и появлением государства возникли и более сложные символы.

Учитель (дополняет ответы). На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием - олицетворением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок - наши предки представляли орды кочевников (печенегов и половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.

Герб России - двуглавый Орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!

Сегодняшний герб России почти такой же, как и герб Российской империи.

V. Государственный флаг.

- Что такое флаг? (Флаг - прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов)

- Где можно увидеть флаги?

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский Государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлем в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с ее очень непростой судьбой и ее славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши все выдержали, значит выдержите и вы. Трехцветный флаг появился в России еще в XVII веке.

Откуда же взялись эти три цвета Российского флага? Есть предположение, что Петр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде русского народа. По русским понятиям XVII- XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

VI. Государственный гимн.

- Послушайте Государственный гимн России.

Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.

- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость)

- Что такое гимн?

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн - это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

С 1 января 2001 года Государственным Гимном стало произведение с измененным, современным текстом С. В. Михалкова на музыку А. В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достоянье на все времена!

Вопросы:

- Знаете ли вы слова нового Гимна России?

- Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

VII. Итог занятии.

- Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены,

Шапочки зелены. (Березы)

- Это дерево является символом России.

Учитель открывает на доске плакат с изображением березы с приклеенными листьями из зеленой бумаги. На внутренней стороне листьев записаны вопросы для закрепления. Учащиеся выходят к доске, снимают листочек березы с вопросом и дают ответ.

Вопросы:

1. Что такое символ?

2. Как называется наша страна?

3. Как называются люди, живущие в нашей стране?

4. Что такое Конституция?

5. Какой город является столицей России?

6. Какие символы государства вы знаете

7. Что означает слово «герб»?

8. Что изображено на гербе России?

9. Что означает орел на российском гербе?

10. Опишите флаг России.

11. Что означает каждый цвет на флаге?

12. Что означает слово «гимн»?

13. Как слушают гимн на церемониях?

14. Когда можно услышать гимн?

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем занятии?

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса.

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родина дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях - наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин (Урок в 1 класса 1 сентября)

Представлена разработка урока в 1 классе 1 сентября "Я - гражданин"....

Урок гражданина ( классный час)

Классный час "Урок гражданина" посвящен знакомству с государственными символами - герб,гимн,флаг....

Классный час "Урок гражданина"

Данный классный час познакомит  учащихся с понятиями: «государство», «гра­жданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;будет способствовать развитию интереса к и...

Урок Гражданина

Урок Гражданина...

Классный час "Урок гражданина"

Цель классного часа -  познакомить учащихся с понятиями: «государство», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн». Воспитывать чувство гордости за свою страну,  к ее ...

Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".

2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...

Урок гражданина в 1 классе

Знакомство с первоклассниками. Что такое Родина? Наша столица- Москва. Флаг, герб, гимн России.Правила учащихся в школе. Что такое класс?....