Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» предназначена для

учащихся 1-4 классов        с легкой степенью умственной отсталости        (интеллектуальными

нарушениями).

Рабочая программа разработана в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Уроки Грамотея» для обучающихся с   1– 4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  составители: Попова С.А., Коненкова О.А. ( Рецензия  БОУ ДПО ИРООО  РУМО от 14.03.2018г.)

          Известно, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, однообразие, монотонность организации обучения, маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

        Процесс письма представляет собой сложную деятельность, которая включает в себя ряд психофизиологических компонентов, таких как: акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти этих графических символов и их правильную пространственную организацию. Существенное значение для письма имеет достаточно устойчивое внимание (А. Р. Лурия). Только взаимодействие всех компонентов создаёт возможность прочного овладения письмом.

На реализацию программы «Русский язык» в начальной школе отведено 3 часа в неделю, практика показывает, что количество часов, предусмотренных программой недостаточно для отработки навыков правильного и грамотного письма у умственно отсталого школьника.  Это вызывает необходимость серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письму. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, реализуя курс программы внеурочной деятельности «Уроки Грамотея».  

Цель курса программы внеурочной деятельности:

Развитие и формирование навыков правильного письма, через игровые и практические  приёмы устной и письменной коммуникации.

Программа решает следующие задачи:

  • Отрабатывать технические умения - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил чистописания;
  • Развивать графические умения – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;
  • Формировать орфографические умения - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание.
  • Корригировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, творческие способности;
  • Воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать каллиграфически правильно и грамотно; трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

            Формирование навыков письма имеет большое значение. Каллиграфически правильное письмо способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: вопросы, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и вопросы, не связанные с учебной программой, включающие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Второй круг вопросов отличается новизной и информативностью, сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках обычно не встречаются.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что слова достойны изучения и внимания.

В ходе занятий по курсу «Уроки Грамотея» у обучающихся воспитывается уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности с учётом

особенностей его освоения обучающимися

Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование каллиграфически правильного письма, через игровые и практические приёмы устной и письменной коммуникации. Данная программа имеет концентрическое расположение материала, реализуется в течение 1 - 4 классов и представлена следующими разделами:

  1. раздел - «Волшебные линии и буквы»;

2        раздел - «Волшебные буквы и слова».

Занятия по первому разделу «Волшебные линии и буквы» осуществляются в 1 - 2 классах.

В 1 классе для занятий рекомендуется использовать тетради с увеличенным размером строки и клетки, так как многим детям трудно начинать работу в стандартных тетрадях.

В процессе занятий по данному разделу программы отрабатываются технические навыки (ориентировка на листе бумаги, в тетради, работа с тетрадью в клетку, линейку, владение карандашом, навыки правильной посадки; развивается умение правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил). А также совершенствуются умения в рисовании элементов печатных и письменных букв: прямых, наклонных, округлых, волнистых, линии различного размера и направлений, соотнося их с клеткой, строчкой.

Начиная со 2 класса, отрабатываются умения, приобретённые на первом году освоения программы. Продолжается работа по отработке графических навыков (рисование и составление букв на крупе разной фактуры, конструирование букв с использованием различных материалов, знакомство с основными направлениями движения руки при написании печатной буквы («печатании»), осваиваются основные элементы письменных букв; отрабатывается умение синтезировать из элементов прописные буквы письменного алфавита; правильно изображать и писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, клетке, правильно соединять их. Так же дети учатся работать с образцом: анализировать образец, использовать образец для срисовывания и проверки.

В 3 - 4 классах начинается работа по разделу «Волшебные буквы и слова». Изучая данный раздел, дети отрабатывают умения, приобретённые в процессе работы по предыдущему разделу, а также ведётся работа по развитию орфографических навыков:

-        правильное написание буквы, слога, слова,

-        правильное определение звукового и буквенного состава слов, комментирование их

написания,

-        работа над слоговым составом слова,

-        формирование орфографических навыков,

-        зрительные, слуховые, выборочные, предупредительные диктанты.

Раздел программы «Волшебные буквы и слова» формирует навыки письменной и устной речи на начальном этапе обучения.

Основная форма работы - занятие. В каждом занятии прослеживаются две части: игровая и практическая. Занятия проводятся в игровой форме.

Игровая форма подачи материала, занимательный сюжет, весёлые стихи, загадки, вызывают интерес у детей и пробуждают желание научиться правильно и красиво писать. В игровой, доступной, популярной форме учащиеся узнают новое о русском языке, о словах, с которыми они встречаются в повседневной жизни.

Каждое занятие начинается с упражнений, направленных на правильный захват карандаша, ручки и подготовку руки к выполнению графических заданий.

Формированию положительной мотивации детей к занятиям способствуют использование вопросов, примеров, проблемных и игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

        В процессе реализации программы применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа), уделяется больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Знакомство с формами речи (диалогическая и монологическая), видами речи (устной и письменной) и типами речи (сообщение, повествование, описание, рассуждение), работа с текстом, построение словосочетаний, анализ загадок и пословиц, выполнение заданий и упражнений на карточках, составление рассказов (по плану, по сюжетной картинке), сочинение сказок, рассказов - все предлагаемые виды деятельности помогут в развитии зрительной и слуховой памяти, грамотности, словарного запаса и воображения учащихся.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-        занимательность;

-        научность;

-        сознательность и активность;

-        наглядность;

-        доступность;

-        связь теории с практикой;

-        индивидуальный подход к учащимся

На внеурочных занятиях широко применяются:

-        словесные методы обучения (рассказ, беседа, диалог);

-        наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация);

-        практические методы обучения (упражнение, практическая работа);

-        игровые методы (игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения).

Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития.

Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для развития у учащихся интереса к занятиям.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.

Программа внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» имеет тесную межпредметную связь с учебными предметами обязательной части: русский язык, речевая практика, чтение, мир природы и человека, рисование.

Место курса внеурочной деятельности в АООП

Курс программы внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» входит во внеурочную деятельность учебного плана МБОУ «Алексеевская СОШ» в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на этапе начального обучения. 

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МБОУ «Алексеевская СОШ» программа рассчитана на  2 года обучения, предназначена для учащихся 1-4 классов  разделенных на 2 группы. Количество часов в год: 1 группа (1 и 2 классы) 1час в неделю – 33 часа+1час резервный, 2 группа (3 и 4 классы) 1час в неделю по 34часов+1 час резервный.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 - 4 классов базовых учебных действий:

1.        Личностные учебные действия:

•        осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;

•        способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

•        положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

•        целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

•        самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

•        понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;

•        готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.        Коммуникативные учебные действия

•        вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик -ученик, ученик -класс, учитель-класс);

•        использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•        обращаться за помощью и принимать помощь;

•        слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

•        сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•        доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

•        договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3.        Регулятивные учебные действия:

•        входить и выходить из учебного помещения со звонком;

•        ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

•        пользоваться учебной мебелью;

•        адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•        работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

•        принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

•        активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

•        передвигаться по школе, находить свой класс, находить другие необходимые помещения.

4.        Познавательные учебные действия

•        выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

•        устанавливать видо-родовые отношения предметов;

•        делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

•        пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;

•        писать;

•        читать;

•        наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

•        применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

•        использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

В результате освоения курса программы по 1 разделу «Волшебные линии и буквы» обучающиеся 1 и 2 класса овладеют следующими умениями и навыками:

•        уметь правильно держать карандаш, пользоваться письменными принадлежностями, координировать движение руки, придерживаться гигиенических правил;

•        ориентироваться на листе бумаги;

•        находить рабочую строку и клетку;

•        проводить прямую линию,

•        проводить вертикальную линию;

•        проводить горизонтальную линию;

•        рисовать волнистые линии;

•        проводить линии разной длины;

•        проводить линии разных видов;

•        чередовать линии разных видов;

•        рисовать наклонные линии;

•        обводить рисунок по точкам;

•        обводить рисунок по контуру;

•        штриховать горизонтальными линиями;

•        штриховать вертикальными линиями;

•        штриховать наклонными линиями;

•        штриховать линиями разных направлений;

•        штриховать вертикальными и горизонтальными линиями;

•        раскрашивать рисунок не выходя за контур;

•        иметь представление о вертикальных линиях;

•        иметь представление о горизонтальных линиях;

•        дорисовывать линии в узорах;

•        рисовать овалы, полуовалы, круги;

•        обводить буквы по точкам;

•        обводить буквы по контуру;

•        выкладывать буквы из фасоли;

•        рисовать буквы на манной крупе;

•        дорисовывать буквы;

•        конструировать буквы из палочек;

•        печатать буквы с наклонными элементами;

•        печать буквы из кругов;

В результате освоения курса программы по 2 разделу «Волшебные буквы и слова» обучающиеся 3 и 4 класса овладеют следующими умениями и навыками:

•        различать сходные прописные буквы по написанию;

•        различать сходные строчные буквы по написанию;

•        узнавать и различать печатные буквы;

•        узнавать и различать письменные буквы;

•        различать печатные и письменные буквы;

•        знать алфавит, располагать слова в алфавитном порядке;

•        уметь пользоваться словарём (орфографическим и толковым);

•        изображать буквы, слоги и слова, писать буквы с нужным наклоном, определённой высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;

определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написание;

•        писать слова различной слоговой структуры с помощью включения слухового контроля и без него (по картинке);

•        списывать печатные и письменные буквы, слоги, слова, предложения и короткие тексты с печатного и рукописного материала;

•        писать предложения с включением и выключением слухового контроля (по предметной, сюжетной картинке);

•        писать различные виды диктантов (выборочные, предупредительные, объяснительные);

•        отгадывать ребусы, шарады, загадки, кроссворды;

•        сочинять небольшие рассказы с опорой на сюжетную картинку;

•        придумывать сказки;

•        составлять рассказ о себе и о своих родственниках, семье.

Способы проверки ожидаемого результата

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждое выполненное задание наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребёнком индивидуально отрабатываются задания, при выполнении которых ребёнок испытывает затруднения. Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются, корректируются.

Контролируется качество выполнения заданий по всем разделам с учётом следующих критериев:

■        «Удовлетворительно» («в следующий раз всё получится») - выполняет задание только с помощью учителя;

■        «Хорошо» («старался, но не всё получилось») - выполняет задание по показу, по образцу (частичная помощь учителя);

■        «Отлично» («старался и всё получилось!») - выполняет работу самостоятельно.

Критерии, по которым оцениваются задания учащихся на различных сроках обучения:

-        аккуратность;

-        каллиграфически правильное написание букв;

-        правильность выполнения заданий;

-        самостоятельность выполнения заданий.

Система контроля:

-        Входной контроль - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и способностей ребенка (беседа, тесты, наблюдения).

-        Текущий контроль - проводится на каждом занятии: просмотр качества выполненных заданий.

-        Промежуточный контроль - проводится по окончании изучения отдельных разделов программы в виде дидактических игр, защиты выполненных заданий в виде устного отчёта.

—        Итоговый контроль - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы каждым учащимся (альбомы с выполненными заданиями вкладываются в портфолио учащихся).

Итоги реализации программы могут быть представлены:

—        через выставки альбомов с творческими заданиями в классе;

—        через участие детей в интернет-конкурсах, олимпиадах и проектах по русскому языку;

Формы и методы проверки результатов:

1)        Теоретические знания проверяются в форме письменных заданий, сочинений, викторин, кроссвордов, ребусов.

2)        Формы подведения итогов работы могут быть: выставки, самооценка, коллективное обсуждение, совместные творческие занятия с привлечением родителей, волонтёров, шефов.

3)        Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших альбомов с выполненными заданиями на занятиях курса внеурочной деятельности перед одноклассниками и родителями.

4)        Используется также метод педагогических наблюдений.

Содержание курса программы внеурочной деятельности «Уроки Грамотея»

1 группа (1-2        класс)

Вводное занятие

«Здравствуй карандаш». Регулируем нажим на карандаш.

«Весёлая строчка». Ориентировка на листе бумаги.

Графические узоры

«Веселый дождик» (рисование вертикальных линий).

«Дорожка для автомобилей» (рисование горизонтальных линий).

«Чудесный коврик» (рисование горизонтальных и вертикальных линий).

«Волны большие, волны маленькие» (рисование волнистых линий).

« Расчески для куклы» (рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий).

«Грибная полянка» (рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий).

Графические узоры с использованием волшебных линий и спиралей.

Графические узоры с использование овалов и полуовалов, рисование кругов и овалов.

Рисование по контуру

«Неваляшка» (рисование по контуру).

«Рукавичка» (рисование по контуру).

«Елочка - зеленая иголочка» (рисование по контуру).

«Зайка» (рисование по контуру и раскрашивание).

«Ваза для цветов» (рисование по контуру и раскрашивание).

«Сказочный герой» (рисование по контуру и раскрашивание).

Изображение букв на плоскости

«А,Б, В, Г, Д, К». Рисование букв по точкам.

«В городе букв». Рисование букв по контуру.

«Угадай букву». Рисование букв на манной крупе.

«Что забыл художник?». Дорисовывание букв.

Конструирование печатных  и письменных букв

Печатные буквы из вертикального прямоугольника П, Н, Г, Е, Ц.

Печатные буквы из квадрата Ш, Щ, М, Т, Ы.

Печатные буквы с наклонными элементами Л, А, И, У, Х.

Печатные буквы из кругов О, Э, С, Ю.

Комбинированные печатные буквы Р, Ф, Б, Я, В, З.

Комбинированные печатные буквы Ч, Д, К, Ж, Й.

Сходные по написанию прописные буквы Г, П, Т.

Сходные по написанию прописные буквы И, Ц, Ш, Щ.

Сходные по написанию прописные буквы Л, М, А,Я.

Строчная «г» как элемент прописных букв И, У, Ч.

Сходные по написанию строчные буквы п, р.

Сходные по написанию строчные буквы т, к.        

Графический диктант.

Овальные прописные буквы: О, С, Э, Х.

Комбинированные строчные буквы д, ц, ж, ч, н, ю.

Буквы сходные по начертанию (и-ш, л-м, п-т, х-ж, ц-щ).

Буквы сходные по начертанию (Р-В, Х-Ж, Ц-Щ, Л-А,).

Буквы сходные по начертанию (б-д, в-д, э-с, З-Е, У-Ч).

Буквы сходные по начертанию (о-а, и- ц, ш-щ, и-й, е-ё).

Узнавание, дописывание и различение печатных и письменных букв.

2 группа (3-4 класс)

Сказочное царство букв

Дорисуй мордашку животного (рисование с использованием элементов букв)

По грибы по ягоды (рисование с использованием элементов букв)

Лабиринт (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

Умелые ручки (лепка букв, составление, чтение и написание слогов).

Точка, точка, запятая (рисование букв по клеточкам; составление, чтение и написание слогов). Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и написание слов к данным буквам)

Сказочное царство слов. 

К тайнам звуков и букв. (Гласные и согласные звуки и буквы)

А что у Вас? (Упражнения в дописывании букв, составлении и написании слогов)

Путешествие в город слов (Упражнения в составлении и написании слов из слогов)

Хитрые превращения. Игра в слова. (Упражнения в составлении и написании слов, отличающихся одной буквой)

Чудесные превращения слов. Игра в слова. ( Упражнения в составлении и написании новых слов путём добавления букв)

Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв)

Волшебная ручка. (Упражнения в написании слогов, слов под диктовку)

Выбор друзей в Стране Слов (Упражнения в подборе и написании слов - родственников)

Юный Грамотей

«Копилка» трудных слов. (Работа со словарными словами, с последующей их записью)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с рукописного текста предложений, текста)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в списывании с печатного текста предложений, рассказов)

Умеешь ли ты грамотно писать? (Упражнения в письме под диктовку слов, предложений, текста)

В Королевстве ошибок. (Упражнения в нахождении ошибок в работе)

Мой друг - орфографический словарь. (Знакомство и работа со словарём)

В стране сочинителей

Волшебные превращения в тексте. (Упражнения в делении текста на предложения и их запись)

Текст - мозаика « В гости к Весне» (Упражнения в составлении из предложений текста и их запись)

В стране Почемучек. (Упражнения в составлении предложений вопросов, предложений ответов и их запись)

Юный писатель. (Упражнения в составлении рассказов по сюжетной картине и их запись).

Загадки в отгадках

В мире загадки. (Упражнения в отгадывании загадок, подборе нужной отгадки с помощью картинки).

Слова - шарады. (Упражнения в отгадывании и записи слов-шарад)

Слова - ребусы (Упражнения в отгадывании и записи слов-ребусов)

Спрятанные слова. (Отгадывание лесенки слов)

Сказки в кроссвордах. (Упражнения в отгадывании кроссвордов)

В мире загадок «Почему их так назвали? (Отгадывание и запись названия растений, птиц, зверей по их описанию)

Игротека: шарады, ребусы. (Упражнения в отгадывании и написании слов)

Игротека: лесенки слов. (Упражнения в отгадывании и написании лесенки слов)

Игротека: кроссворды. (Упражнения в отгадывании и записи слов из кроссворда)

Игротека: подвижные слова. (Упражнения в составлении и записи предложений, соблюдая правильный порядок слов)

Тематический план

1 группа (1-2 класс)

Наименование разделов

Всего часов

1.«Волшебные линии и буквы»

1

Вводное занятие.

2

Рисование по контуру

4

Графические узоры.

5

Изображение на плоскости

6

Конструирование печатных и письменных букв

16ч

Всего:

33ч

  1. группа (3-4 класс)

Наименование разделов

Всего часов

2.Раздел «Волшебные буквы и слова»

1

Сказочное царство букв.

2

Сказочное царство слов.

3

Юный Грамотей.

4

В стране сочинителей.

5

Загадки в отгадках.

Всего:

34ч

Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

1.        Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., «Владос», 2000.

2.        Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы.

—        М.: Школа - Пресс, 1995.

3.        Воробьёва Т. А. 85 уроков для обучения письму. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

4.        Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму.-М. РОСМЭН, 2014.

5.        Голубь Т.В. Графические диктанты. - М.: ВАКО, 2014.

6.        Голуб И.Б., Федосова Н.А. Прописи профессора Алфавита: Учебное пособие в 2 частях. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011.

7.        Додух Н. В. Письмо. Развитие речи. 1 - 4 класс: Конспекты занятий, дифференцированные задания. - Волгоград: Учитель, 2013.

8.        Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2001.

9.        Елизарова Е.М. К тайнам слова: занимательная лексика. - Волгоград: Учитель, 2008.

10.        Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках в 1 -4 классах. - Волгоград: Учитель, 2008.

11.        Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках. 1 -4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2014.

12.        Коренев А . Н . Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь, 2006.

13.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М. «Оникс 21 век» «Мир и Образование», 2004.

14.        Петровой В. Г. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. — М.: Просвещение, 2007

15.        Садовеикова. И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.

16.        Скрипченко Н.Ф., Матвеева А.Н. Обучение письму. Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2012.

17.        Трушина В.П. Русский язык 3 класс. Занятия по развитию речи. - Волгоград: Учитель, 2008.

18.        Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М. «Просвещение», 1972.

19.        Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005.

20.        Шваб Е. Д. В школу с радостью: Конспекты комплексно - игровых занятий. - Волгоград: Учитель, 2014.

21.        Якупова А. Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения: Учебное пособие. - Самара: ООО «Офорт», 2009.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение курса внеурочной деятельности «Уроки Грамотея» предполагает использование

демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально

-        технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с

лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

• магнитная доска;

• наборное полотно;

•        демонстрационное пособие «Образцы печатных и письменных букв»;

•        набор печатных букв, слогов на магнитном креплении;

•        касса букв классная (с магнитным креплением);

•        касса букв, слогов;

•        разрезная демонстрационная азбука;

•        перекидное табло для букв и слогов;

•        демонстрационные карточки «Мир животных»; «Животные»; «Птицы», «Овощи»;

«Насекомые»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые»; «Фрукты»; «Цветы»;

•        демонстрационная таблица «Алфавит»;

•        плакат «Сиди правильно при письме»;

• веера гласных и согласных букв, звонкие и глухие согласных;

• сигнальные карточки (ча - ща, чу -щу, жи - ши);

•        набор счётных палочек;

•        наборы круп (манная, рис, фасоль);

•        пластилин;

•        наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку;

•        словари (орфографический, толковый)

Календарно-тематическое планирование курса «Уроки Грамотея»

1группа (1-2 класс)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

план

факт

Вводное занятие

1-2

«Здравствуй карандаш». Регулируем нажим на карандаш. «Весёлая строчка». Ориентировка на листе бумаги.

Познакомить с правильным держанием карандаша пальцами рук, учить нажиму на карандаш. Познакомить с пространственными понятиями, учить ориентировке на листе бумаги.

Работа с иллюстративным материалом. Отгадывание загадок.

Работа с «осколочными» картинками. Пальчиковая гимнастика.

Участие в коллективной игре с карандашами. Работа с цветными полосками. Работа с геометрическими фигурами. Работа у доски, составление фигур. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, нахождение фигурок.

Графические узоры (5ч)

3

Веселый дождик» (рисование вертикальных линий). «Дорожка для

автомобилей»

(рисование

горизонтальных

линий).

Ввести понятие «вертикальные линии», учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно). Ввести понятие «горизонтальные линии», учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги.

Работа с пластилином.

Работа с нитками.

Работа у доски, дорисовывание линий.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, рисование по образцу вертикальных линий и горизонтальных линий.

1 ч

4

«Чудесный коврик» (рисование горизонтальных и вертикальных линий). «Волны большие, волны маленькие» (рисование волнистых линий).

Уточнить представление о горизонтальных и вертикальных линиях. Ввести понятие «волнистые линии», учить рисованию волнистых линий.

Работа с предметными картинками.

Работа с нитками.

Отгадывание загадок.

Работа у доски, нахождение и соединение нужных линий. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, рисование горизонтальных и вертикальных линий и волнистых линий..

5

« Расчески для куклы» (рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий). «Грибная полянка» (рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий).

Уточнить и расширить представления о наклонных, вертикальных и горизонтальных линиях. Закрепить умение проводить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в группах по карточкам.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование на манной крупе вертикальной, горизонтальной и наклонной линии.

Работа в тетради, дорисовывание линий разных направлений Отгадывание загадок.

Работа у доски, продолжи узор.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах, составление грибной полянки.

Работа в тетради, рисование горизонтальных и вертикальных, наклонных линий

6

Г рафические узоры с использованием волшебных линий и спиралей.

Познакомить с графическими узорами с использованием волшебных линий и спиралей разных размеров.

Отгадывание загадок.

Работа с иллюстративным материалом. Работа по карточкам, нахождение одинаковых линий. Устные ответы.

7

Графические узоры с использование овалов и полуовалов, рисование кругов и овалов.

Познакомить с графическими узорами, имеющими форму овала, круга и полукруга.

Отгадывание загадок.

Работа с осколочными картинками.

Работа в группах, составление геометрических фигур. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, рисование и дорисовывание овалов, полуовалов и кругов.

Устные ответы.

1 ч

Рисование по контуру (6ч)

8

«Неваляшка» (рисование по контуру).

Учить обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Отгадывание загадок.

Работа с «осколочными картинками». Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, рисование по контуру.

9

«Рукавичка» (рисование по контуру).

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, учить рисовать по контуру.

Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски, дорисовывание линий. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, рисование по контуру.

10

«Елочка - зеленая иголочка» (рисование по контуру).

Закрепить умение обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Отгадывание загадок.

Работа у доски, составление из геометрических фигурок ёлочки Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, рисование по контуру.

11

«Зайка» (рисование по контуру и раскрашивание).

Закрепить умение обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от бумаги, учить правильно раскрашивать элементы рисунка.

Отгадывание загадок.

Работа с геометрическими фигурами.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, рисование и раскрашивание рисунка.

12

«Ваза для цветов» (рисование по контуру и раскрашивание).

Закрепить правила штриховки, учить обводить рисунок по контуру.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски, рисование узора.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, рисование и раскрашивание рисунка.

13

«Сказочный герой».

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, учить рисовать по контуру.

Отгадывание загадок.

Работа с «осколочными картинками».

Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, рисование и раскрашивание рисунка.

Изображение букв на плоскости (4ч)

14

«А, Б, В, Г, Д, К». Рисование букв по точкам.

Познакомить с рисованием букв по точкам.

Работа у доски, отгадывание букв.

Участие в беседе.

Работа по карточкам, рисование букв по точкам. Устные ответы.

15

«В городе букв». Рисование букв по контуру.

Познакомить с рисованием букв по контуру.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с подвижной азбукой.

Выкладывание букв из фасоли, работа в группах. Работа у доски, называние букв.

Работа по карточкам, рисование букв по контуру. Устные ответы.

Пальчиковая гимнастика.

16

«Угадай букву». Рисование букв на манной крупе.

Познакомить с рисованием букв на манной крупе.

Отгадывание загадок.

Работа в группах, составление букв из цветных полосок. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, нахождение одинаковых букв. Рисование букв на манной крупе.

Устные ответы.

17

«Что забыл художник?». Дорисовывание букв.

Уточнить представление о буквах, учить дорисовыванию букв.

Беседа.

Работа по сюжетным картинкам. Работа у доски, игровое упражнение «Что забыл художник?» Работа по карточкам, нахождение лишних букв. Самостоятельная работа, букв.

Устные ответы.

Конструирование печатных и письменных букв (13ч)

18

Печатные буквы из вертикального прямоугольника П, Н, Г, Е, Ц.

Уточнить представление о печатных буквах из вертикального прямоугольника П, Н, Г, Е, Ц, познакомить с конструированием букв.

Работа с кассой букв.

Работа у доски, составление букв. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам. Конструирование печатных букв. Устные ответы.

19

Печатные буквы из квадрата Ш, Щ, М, Т, Ы.

Уточнить представление о печатных буквах из квадрата, Ш, Щ, М, Т, Ы, учить их конструированию.

Отгадывание загадок.

Работа в группах, составление букв из арбузных семечек, фасоли.

Работа по карточкам, дописывание букв. Конструирование печатных букв.

Устные ответы.

20

Печатные буквы с наклонными элементами Л, А, И, У, Х.

Уточнить представление о печатных буквах с наклонными элементами Л, А, И, У, Х.

Работа с иллюстративным материалом. Работа в группах, составление букв из ниток. Пальчиковая гимнастика.

Работа у доски, печатание букв.

Работа по карточкам, печатание букв.

Устные ответы.

21

Печатные буквы из кругов О, Э, С, Ю.

Уточнить представление о печатных буквах из кругов О, Э, С, Ю.

Работа с геометрическими фигурами.

Игровое упражнение «Какая фигура лишняя?» Работа у доски.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа, печатание букв. Устные ответы.

22

Комбинированные печатные буквы Р, Ф,Б, Я, В, З.

Познакомить с комбинированными печатными буквами, учить использовать различные элементы для написания печатных букв.

Работа с демонстрационным печатным алфавитом. Работа в группах, лепка букв из пластилина. Пальчиковая гимнастика.

Работа в альбомах, печатание букв.

Устные ответы.

23

Комбинированные печатные буквы Ч, Д, К, Ж, Й.

Познакомить с использованием различных элементов, для написания печатных букв.

Работа с демонстрационным печатным алфавитом. Работа с мелом у доски.

Групповая работа, составление слов по картинкам. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях, печатание букв.

24

Сходные по написанию прописные буквы Г, П, Т.

Уточнить представление о прописных буквах, учить находить сходные элементы.

Работа с демонстрационными письменными буквами. Отгадывание загадок. Работа у доски, подбор пар букв. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, написание элементов букв, букв.

25

Сходные по написанию прописные буквы И, Ц.

Познакомить со сходными по написанию прописными буквами И, Ц.

Работа с демонстрационными письменными буквами.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски с мелом. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв.

26

Сходные по написанию прописные буквы Ш, Щ.

Познакомить со сходными по написанию прописными буквами Ш, Ш.

Работа с демонстрационными письменными буквами.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски с мелом. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв.

27

Сходные по написанию прописные буквы Л, М, А,Я.

Познакомить со сходными по написанию прописными буквами Л, М,А,Я.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски, дописывание элементов букв.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, нахождение буквы в букве. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв.

28

Строчная «г» как элемент прописных букв И, У, Ч.

Уточнить представление о строчной букве «г», познакомить как с элементом прописных букв.

Работа с демонстрационными письменными буквами.

Работа у доски, дописывание элементов букв.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, нахождение буквы в букве. Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв.

29

Сходные по написанию строчные буквы п, р.

Познакомить со сходными по написанию строчными буквами п, р.

Отгадывание загадок.

Групповая работа, лепка букв из пластилина.

Работа у доски, дописывание букв.

Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, строчных букв.

30

Графический диктант.

Уточнить представления о линиях разных направлений.

Работа у доски в клетку. Отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение графического диктанта, работа по индивидуальным карточкам.

31

Овальные прописные буквы: О, С, Э, Х. Комбинированные строчные буквы д, ц, ж, ч, н, ю.

Познакомить со сходными по написанию прописными буквами О, С, Э, Х. Уточнить представление о строчных буквах.

Работа с демонстрационными письменными буквами.

Работа у доски, дописывание элементов букв.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, прописных букв.

32

Буквы сходные по начертанию

Уточнение написания букв на основе дифференциации их образов. (и-ш, л-м, , п-т, х-ж, ц -щ) (и-ш, л-м, , п-т, х-ж, ц -щ). (Р-В, Х - Ж, Ц- Щ, Л-А,). (б-д,в- д,э-с,З-Е,У-Ч).. (о -а, и - ц, ш -щ, и- й, е - ё).

Работа с демонстрационными письменными буквами.

Работа у доски, печатные и письменные буквы.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа в тетради, написание элементов букв, букв.

33

Узнавание, дописывание и различение печатных и письменных букв.

Уточнить представление о печатных и письменных буквах.

Отгадывание загадок.

Работа в группах по карточкам, нахождение пары букв. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, дописывание букв.

34

Резерв

Календарно-тематическое планирование курса «Уроки Грамотея»

2 группа (3-4 класс)

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во

Дата

п/п

часов

план

факт

Сказочное царство букв (8ч)

1.

Дорисуй мордашку животного (рисование с использованием элементов букв)

Познакомить с техникой рисования животных с использованием элементов букв.

Работа с иллюстративным материалом. Отгадывание загадок.

Работа с «осколочными» картинками. Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутка.

Участие в коллективной игре с карандашами. Работа по карточкам.

Игра.

2.

По грибы по ягоды (рисование с использованием элементов букв)

Закрепить умение рисовать грибы и ягоды с использованием элементов букв.

Отгадывание загадок.

Работа с предметными картинками.

Работа с «осколочными» картинками. Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, нахождение предметов и их дорисовывание.

Игра.

3

Лабиринт

(безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

Закрепить понятие «вертикальные и горизонтальные линии», «спираль»; отрабатывать умение безотрывно рисовать спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры.

Работа у доски (упражнения в безотрывном рисовании спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам.

Работа в альбоме безотрывное рисование по контуру спирали; уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры.

Игра.

4-5.

Умелые ручки (лепка букв, составление, чтение и написание слогов).

Закрепить приёмы лепки букв из пластилина, теста. Отрабатывать умение составлять буквы; составлять, читать и писать слоги под диктовку.

Отгадывание загадок.

Работа по карточкам в группах. Пальчиковая гимнастика. Работа с пластилином.

Работа по карточкам.

Письмо под диктовку.

Игра.

6

Точка, точка, запятая (рисование букв по клеточкам; составление, чтение и написание слогов).

Закрепить умение рисовать буквы по клеточкам. Отрабатывать умение составлять, читать и писать под диктовку слоги.

Работа с предметными картинками. Отгадывание загадок.

Работа с подвижной азбукой. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.

Работа по карточкам.

Работа в альбомах.

Письмо под диктовку.

Игра.

7-8

Весёлая азбука. (Составление букв по контуру, подбор и запись слов к данным буквам)

Закрепить знание изученных букв. Отрабатывать умение узнавать, составлять буквы по контуру, подбирать и записывать слова к данным буквам.

Отгадывание загадок.

Работа с предметными картинками. Работа с подвижной азбукой. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.

Работа по карточкам.

Игра.

Сказочное царство слов (8ч)

9

К тайнам звуков и букв. (Гласные и согласные звуки и буквы)

Уточнить знания о гласных и согласных звуках и буквах.

Работа с подвижной азбукой.

Отгадывание загадок.

Игра.

Работа с пластилином, лека букв.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, отгадывание звуков в словах, запись этих слов.

10

А что у Вас? (Упражнения в дописывании букв, составлении и написании слогов)

Уточнить знания о звуковом составе слов, учить дописывать буквы.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с подвижной азбукой.

Работа у доски с цветным мелом, дописывание букв. Пальчиковая гимнастика. Игра.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, дописывание букв, составление и запись слогов.

11

Путешествие в город слов. (Упражнения в составлении и написании слов из слогов)

Учить составлению слов из слогов.

Работа с «осколочной картинкой».

Работа с подвижной азбукой.

Работа у доски с цветным мелом.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах, составление слов из слогов по картинкам. Самостоятельная работа в тетради, запись слов.

12

Хитрые превращения. Игра в слова. (Упражнения в составлении и написании слов, отличающихся одной буквой)

Уточнить представления о звуковом составе слов, учить составлению слов, отличающихся одной буквой.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с подвижной азбукой.

Работа у доски, составление слов.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, составление и запись слов.

13

Чудесные превращения слов. Игра в слова. (Упражнения в составлении и написании новых слов путём добавления букв)

Познакомить с составлением нового слова, путём добавления буквы к этому слову.

Работа с подвижной азбукой.

Работа с предметными картинками.

Работа у доски, составление слов.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, составление и запись слов. Самостоятельная работа в тетради.

14

Кто больше? (Упражнения в составлении и написании слов из данных букв)

Уточнить знания о гласных и согласных звуках и буквах, отрабатывать умение составлять слова из данных букв.

Отгадывание загадок.

Работа в группах, составление слов из данных букв.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Самостоятельная работа в тетради, запись составленных слов.

15

Волшебная ручка. (Упражнения в написании слогов, слов под диктовку)

Учить написанию слогов, слов под диктовку.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с подвижной азбукой.

Работа у доски, запись слогов и слов под диктовку.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Самостоятельная работа в тетради, письмо под диктовку.

16

Выбор друзей в Стране Слов(Упражнения

в подборе и написании слов-родственников)

Уточнить знания о словах - родственниках, отрабатывать умения в их подборе.

Отгадывание загадок. Коллективная игра. Пальчиковая гимнастика. Работа в парах, составление слов, подбор слов-родственников. Работа по карточкам, различение слов-родственников

Юный Грамотей (6ч)

17

«Копилка» трудных слов. (Работа со словарными словами)

Уточнить знания о словарных словах, отрабатывать умение правильно их записывать.

Отгадывание загадок.

Работа в парах, нахождение словарных слов.

Игра.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Работа у доски со словариками. Работа по карточкам, отгадывание и запись словарных слов.

Работа в тетради запись словарных слов по картинкам.

18

Умеешь ли ты грамотно писать? (Списывание с рукописного текста предложений, текста)

Уточнить знания о письменных буквах, отрабатывать умение списывать с рукописного текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Коллективная игра, дописывание предложений на карточках. Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Самостоятельная работа, списывание с рукописного текста предложений.

19

Умеешь ли ты грамотно писать? (Списывание с печатного текста предложений, текста)

Уточнить представления о печатных и письменных буквах, отрабатывать умение списывать с печатного текста.

Отгадывание загадок.

Работа с подвижной азбукой, составление слов и их запись. Работа с «осколочными картинками».

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, запись слов.

Самостоятельная работа в тетради, списывание с печатного текста.

20

Умеешь ли ты грамотно писать? Письмо под диктовку слов, предложений, текста)

Отрабатывать умение писать под диктовку.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с геометрическими фигурами. Игра. Пальчиковая гимнастика.

Работа по карточкам, запись слов под картинками. Самостоятельная работа, письмо под диктовку.

21

В Королевстве ошибок. (Нахождение ошибок в работе)

Отрабатывать умения видеть и исправлять ошибки.

Работа с сюжетными картинками.

Работа у доски, нахождение ошибок.

Работа в группах, исправление ошибок.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа в тетради, нахождение и исправление ошибок.

22

Мой друг - орфографический словарь. (Знакомство и работа со словарём)

Ввести понятие «орфографический словарь», учить работе с ним.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски.

Игра.

Работа с орфографическим словарём.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, нахождение слов в словаре и их запись.

 В стране сочинителей(4ч)

23

Волшебные превращения в тексте. (Деление текста на предложения)

Уточнить знания о понятии «текст», отрабатывать умение делить текст на предложения и записывать их.

Работа с текстом, деление его на предложения.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, деление текста на предложения. Работа в тетради, запись предложений.

24

Текст - мозаика « В гости к Весне» (Составление из предложений текста)

Познакомить с текстом - мозаикой, учить составлению текста из предложенных предложений.

Работа с иллюстративным материалом. Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, составление текста. Работа в тетради, запись предложений.

25

В стране Почемучек. (Составление предложений вопросов и

предложений ответов)

Уточнить написание предложений, учить написанию предложений- вопросов и предложений- ответов.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа с подвижной азбукой.

Работа у доски, написание предложений.

Работа по карточкам, запись предложений (.), (?). Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа в тетради.

Игра. Динамическая пауза.

26

Юный писатель. (Составление рассказов по сюжетной картине).

Отрабатывать умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Работа с сюжетными картинками.

Коллективная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Динамическая пауза.

Работа по карточкам, составление предложений по образцу. Работа у доски, запись предложений по памяти.

Работа в тетради, запись рассказа.

Загадки в отгадках(8ч)

27

В мире загадки. (Отгадывание загадок, подбор нужной отгадки с помощью картинки)

Уточнить знания о загадках, совершенствовать умение отгадывать загадки с помощью картинок.

Работа с загадками - картинками.

Отгадывание загадок.

Работа с карточками, подбор отгадок.

Игра.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, запись загадок и их иллюстрирование.

28

Слова - шарады. (Отгадывание слов- шарад)

Ввести понятие «шарада», познакомить с отгадывание шарад.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски с шарадами.

Работа по карточкам, отгадывание шарад.

Игра.

Самостоятельная работа, разгадывание шарад, запись1слов. Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

29

Слова - ребусы (Отгадывание слов- ребусов)

Ввести понятие «ребус», отрабатывать умение отгадывать ребусы.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски с шарадами, ребусами.

Работа по карточкам, отгадывание ребусов.

Игра.

Самостоятельная работа, разгадывание шарад, ребусов, запись слов, их иллюстрирование.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

30

Спрятанные слова. (Отгадывание лесенки слов)

Познакомить с лесенкой слов, учить подбирать к ней слова.

Отгадывание загадок, шарад, ребусов. Работа с «осколочными картинками». Работа у доски, дописывание лесенки слов.

Игровое упражнение по карточкам в группах.

Самостоятельная работа в тетради, разгадывание лесенки слов. Игра.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

31

Сказки в кроссвордах.

(Отгадывание

кроссворда)

Уточнить представления о кроссвордах, отрабатывать умение отгадывать кроссворды.

Работа с предметными картинками.

Отгадывание загадок.

Работа у доски с кроссвордом.

Работа по карточкам в группах.

Игра.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа, отгадывание кроссворда.

32

В мире загадок. (Отгадывание названия птиц, грибов по их описанию)

Уточнить и расширить знания о загадках.

Отгадывание загадок.

Работа с «осколочными» картинками.

Работа по карточкам в группах.

Игра.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа, отгадывание загадок, иллюстрирование.

1

33

Игротека: шарады, ребусы. лесенки слов

Ввести понятие «шарада», «ребус», учить отгадывать их. Познакомить с лесенкой слов, учить подбирать к ней слова

Работа с иллюстративным материалом.

Работа у доски с ребусами.

Работа по карточкам, отгадывание шарад.

Игра. Работа с «осколочными картинками».

Работа у доски, дописывание лесенки слов.

Самостоятельная работа, разгадывание шарад, ребусов, запись слов.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

34

Игротека:

кроссворды. Игротека: подвижные слова.

Уточнить представления о кроссвордах, отрабатывать умение отгадывать кроссворды Уточнить представления о предложении, учить вставлять подвижные слова в предложения.

.

Работа с предметными картинками.

Работа у доски с кроссвордом.

Работа по карточкам в группах. Работа с иллюстративным материалом. Работа у доски

Игра. Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная работа, отгадывание кроссворда.

35

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс

Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс

Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ученика 1 класса

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культ...