Героические страницы прошлого. Златоуст в военные годы
классный час (4 класс)

Полуектова Ульяна Александровна

Конспект урока рассчитан на учеников 4 класса. Описывается помощь города Златоуста во время Великой Отечественной Войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.74 КБ
Office presentation icon zlatoust_v_voennye_gody.ppt839.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

КОНКУРС «Лучшее методическое сопровождение курса « Я – златоустовец»

Методическая разработка (сценарий) учебного занятия

Раздел: Моя малая Родина

ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО

Полуектова Ульяна Александровна,

МАОУ СОШ №4,

Учитель начальных классов

Златоуст – 2019

Класс: 4

Раздел: Мой город Златоуст.

Тема: «Героические страницы прошлого».

Цель: Расширить представление о событиях 1941-1945 годов, о тружениках тыла, об их жизни и работе во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие:

-  систематизировать и расширить знания о военных годах;  

- формирование умения работать в группах;

- формирование самостоятельной познавательной деятельности. 

Развивающие:

- развитие интереса к истории родного города;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей;

- развитие речи, умение анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитание чувства личного сопереживания, чувство гордости за свою страну;

- воспитание уважения к родному городу, старшему поколению;

- воспитание патриотизма.

Метапредметные УУД:

  • Личностные – осознание себя, как гражданина, чувство гордости за свой город.
  • Предметные – рассказывать об основных события, происходивших в годе в годы Великой Отечественной Войны.
  • Познавательные – понимать и анализировать информацию, представленную в виде текста.  
  • Регулятивные – научиться планировать свои действия, достигать поставленной цели.
  • Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при выполнении коллективной работы.

Ход урока

Организационный момент

(Учитель читает стихотворение)

- В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь… (Приложение 1)

Актуализация знаний

- О чём я сейчас вам прочитала стихотворение? (- О войне).

- О какой именно войне идёт речь в стихотворении? (- О Великой Отечественно Войне.)

- В тот страшный день земля рванула в небо… – О каком дне рассказывает нам автор? (- О первом дне войны.)

- Кто сможет назвать дату начала Великой Отечественной Войны? (22 июня 1941 года.)

Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, о котором мы никогда не должны забывать!

- Наш класс – это военное подразделение, в котором 3 группы солдат. У нас приказ: совершить большое путешествие для того, чтобы узнать о том, какое значение имел наш город Златоуст в военные годы. В путешествие мы отправимся на военной машине. (Учащиеся разделены на три группы).

Объявление темы урока

- Перед тем, как мы начнём наше путешествие нам нужно разгадать шифр. Ваша задача, заменить цифры соответствующей буквой алфавита, составить из букв слова, а затем, прочитать строчку из стихотворения нашего земляка поэта - фронтовика М. Львова.  (Ребята разгадывают шифровку).

20, 29  Ты

17, 18, 10, 12, 18,16, 11  прикрой

14, 6, 15, 33  меня

19, 20, 1, 13, 30, 32  сталью

3, 2, 16, 32,  в бою,

9, 13, 1, 20, 16, 21, 19, 20!  Златоуст!

- Разгадав шифровку, вы уже догадались, о чём мы сегодня будем разговаривать? (- О войне, о нашем городе Златоусте).

- Тема нашего путешествия «Героические страницы прошлого». Во время поездки на военной машине, мы с вами будем останавливаться на станциях.  

Изучение нового материала

- 1 станция «Бесценная помощь»

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны совершила нападение на Советский союз (так раньше называлась наша страна). Фашисты планировали нанести удары самолётами по промышленным центрам, одним из городов и был наш город Златоуст. Потому что именно Златоуст был одним из крупных центров оборонной промышленности страны. В это время в городе действовало 17 промышленных предприятий.

- Первое ваше задание – составить разрезанные карточки, чтобы узнать какую продукцию заводы города поставляли на фронт.

Фронтовая продукция города: пулеметы и автоматы, авиационные пушки и противотанковые ружья, снаряды и мины, артиллерийские приборы, часы для танков и самолетов, холодное оружие, обмундирование и нательное белье, продукты питания. (Ученики составляют слова и словосочетания.)

- Завод им. В.И. Ленина был крупнейшим в стране заводом, где изготавливалось стрелковое оружие.

- За большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков машиностроительный завод в 1945 г. был награжден орденом Ленина, металлургический завод в 1985 г. - орденом Отечественной войны. 

В 1941 году был создан Совет по эвакуации. В Златоуст были эвакуированы (перевезены) 14,5 млн. человек и 2593 предприятия с Украины, Москвы, Ленинграда.

- Как вы думаете, какие проблемы возникли в городе при эвакуации такого большого количества человек? (Ответы детей)

- Главная проблема – это расселение народа. Жители нашего города размещали эвакуированных у себя в домах, но жилья не хватало, поэтому многих расселяли в школах. Началось ускоренное строительство бараков (деревянные дома для временного жилья).

Эвакуация нужна была для увеличения производства и сохранения жизни и деятельности людей.

- Каждая группа ребят подготовила рассказ о трудовых буднях людей нашего города в военное время. Послушаем.

В первый день начала Великой Отечественной Войны, всех златоустовцев призвали честно и самоотверженно трудиться на своих рабочих местах. Увеличился рабочий день на 3 часа и стал продолжительностью 12 часов (Например, как мы с вами будем учиться с 8 утра до 8 вечера), люди работали без отпусков и отдыха!

Всё больше златоустовцев уходило на фронт. Нужно было заменять тех, кто еще вчера стоял у станка, а сегодня сражается с фашистами.  Женщины заменили мужчин у станков, сели за руль машины, управляли паровозами, и даже были лесорубами!

Большой вклад внесли подростки (дети, не достигшие 18 л). Мальчики и девочки вместо того, чтобы бегать на улице трудились, выполняя фронтовые задания.

Люди трудились из последних сил под девизом: «Все для фронта, всё для победы!»  (По 1 ученику из каждой группы у доски рассказывают заранее подготовленный рассказ). 

- На станции «Бесценная помощь» мы узнали много нового, а теперь едем дальше.

- А мы с вами приехали на следующую станцию «Госпитали Златоуста».

- Напомните мне, пожалуйста, что такое госпиталь?

- Госпиталь – это больница для военных, солдат.

Медики Златоуста вернули к жизни сотни тысяч бойцов и командиров. Солдат доставляли в наш город санитарными поездами. В 1941 году было решено отдать здания школ, учительского института, механического техникума, корпуса больницы.

В годы войны в нашем городе было действовало 9 госпиталей. Всего в них лечились около 8 тыс. раненых.

Военно - санитарные поезда прибывали в Златоуст круглосуточно, и днём и ночью. Медсёстры выносили на носилках тяжелораненых, вели под руки остальных.

Физ.минутка

Выполняются движения под музыкальное сопровождение «Бравые солдаты».

Работа по теме урока

- Следующая станция «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Из нашего города на фронт ушло 28 тысяч 541 человек, чтобы вам представить эту цифру приведу пример. В нашей школе учится 850 человек, так вот, 28541 человек – это как 850 учеников взять 33 раза!!! Только представьте, сколько ребят мы видим на школьном поле, во время какого – либо мероприятия, а теперь к этим учениками прибавить еще по столько же

33 раза! Получается просто невероятное количество! Именно столько мужчин и женщин забрали на войну из нашего города, а ведь все эти люди были чьи – то дети, папы, мамы, бабушки и дедушки! Не вернулись с полей сражения 6984 человека, получается, каждый четвёртый человек не вернулся в свою семью!

Работа в рабочей тетради

Стр. 13. Чтение стихотворения, самостоятельное выполнение 1, 2 и 3 задания.

- В память о воинах ВОВ в нашем городе возведены памятники:

- Мемориал Славы — мемориальный комплекс, посвященный памяти златоустовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны;

- Памятник героям фронта и тыла завода имени В. И. Ленина;

- Памятник работникам машиностроительного завода, погибшим в Великой Отечественной войне.

Стр. 14 задание 3. (Самостоятельное выполнение учениками).

Закрепление изученного материала

- Сегодня на уроке мы с вами узнали много о том, какую неоценимую помощь принёс наш город Златоуст в военные годы.

- Сейчас я предлагаю вам сделать книгу - памяти для того, чтобы в нашем классе сохранились знания, которые мы сегодня с вами получили.

- У каждой группы на парте лежат листы с напечатанным текстом, но в нём есть пропуски. Вы должны самостоятельно заполнить их, а затем мы соединим наши листочки, вклеим собранные пазлы, и у нас получится настоящая книга - памяти о нашем путешествии.

Итог урока

- Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей.

- Когда мы с вами празднуем День Победы? ( - 9мая.)

Победа нашего народа над фашизмом - это самая героическая страница истории России. Златоуст внёс в Великую Победу достойный вклад.

- Ребята, расскажите, что вас особенно удивило во время нашего путешествия?

- Закончим урок стихотворением, посвященным воинам ВОВ. Встаньте, пожалуйста. (Рассказывает подготовленный ученик, ребята стоя слушают стихотворение). 

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым, -

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землёй –

Поклонимся за тот великий бой!

Список литературы:

  1.  https://otmetim.info/stixi-o-vojne/
  2. https://zlatblog.ru/zlatoust-frontu-v-velikuyu-otechestvennuyu-vojnu/14693-gospitali-zlatousta
  3. Златоуст – фронту. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Составители А.В. Козлов и Ф. Н. Яблонский. – Златоуст: ООО «ФотоМир», 2010. – 368с.
  4. На службе Отчеству. По страницам военной истории Златоуста.  Под общей редакцией М.А. Тарынина и А.В. Козлова. Златоуст, 1998. – 55 с.
  5. Златоуст – фронту 1941-1945. Состовители: Составители А.В. Козлов и Ф. Н. Яблонский. Под редакцией М.А. Тарынина. Златоуст, 2000. – 142 с.

Приложение 1

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт! (Т. Лаврова)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героические страницы истории нашей Родины.

Данный урок разработан по программе "Школа XXI века" к окружающему миру в 4 классе. Можно использовать во внеклассной работе. К данному уроку есть презентации....

Сценарий воспитательного мероприятия для начальной школы «Героические страницы летописи Великой Отечественной Войны»

Воспитательное мероприятие проводится в форме устного журнала «Героические страницы летописи ВОВ»"....

Героические страницы нашей Родины.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класса УМК "Начальная школа ХХI века"....

Тест «Героические страницы истории нашей Родины»

Тест - обобщение по разделу "Героические страницы нашей Родины"...

Тест по окружающему миру для 4 класса Героические страницы истории нашей Родины

Тест для закрепления темы Героические страницы истории нашей Родины...

Героические страницы истории

Игра-викторина для начальных классов....

Карточки по окружающему миру. Героические страницы истории.4 класс.

Карточки составлены для проверки знаний по темам....