Статья "Цикл прогулок – экскурсий « Я люблю свой район (Центральный район Санкт-Петербурга)».
статья (3, 4 класс)

Омельченко Марина Николаевна

Разработанный цикл пешеходных прогулок-экскурсий "Я люблю свой район (Центральный район Санкт-Петербурга)" позволяет совместить активную деятельность (прогулку) с познавательными экскурсиями по своему району. Это может быть интересным и познавательным для детей, которые учатся и проживают в Центральном районе. Затрагиваемые темы и места прогулок являются для них знакомыми с детства. Это повышает интерес к знаниям, а, следовательно, делают их наиболее результативными.

Данный цикл экскурсионных прогулок может быть интересен и для родителей, которые хотят изучать историю своего города вместе с детьми, и для всех любителей Санкт-Петербурга.

Богатая история Центрального района Санкт-Петербурга позволяет не останавливаться на данных прогулках, а продолжать их, по мере взросления детей увеличивая их дальность и продолжительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл прогулок – экскурсий « Я люблю свой район

(Центральный район Санкт-Петербурга)».

Омельченко М.Н.

Омельченко Марина Николаевна – учитель ОРКСЭ и истории Санкт_Петербурга, воспитатель группы продленного дня, ГБОУ гимназия №166, г. Санкт-Петербург.

Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена необходимостью для воспитателей групп продленного дня организовать свободное время учащихся, используя все многообразие содержания и форм деятельности: мероприятия, общеразвивающие занятия, экскурсионные занятия, прогулки и т.д. Известно, что занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. Экскурсионные занятия в группах продленного дня позволяют сочетать оздоровительно-воспитательные цели, а так же обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире. Учитывая богатую историю Центрального района Санкт-Петербурга и пешую доступность многих достопримечательностей для учащихся нашей школы (расположение школы в центре района), был разработан цикл прогулок–экскурсий « Я люблю свой район (Центральный район Санкт-Петербурга)».

Цель экскурсионного цикла состоит в том, чтобы, учитывая потребности организма детей в активном отдыхе, влиять на формирование таких важных качеств, как  наблюдательность и любознательность, расширять знания детей об истории Санкт-Петербурга в её неразрывной связи с историей нашей Родины.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, достопримечательность, прогулка, занятие, экскурсия, район, проспект, площадь.

Введение

    Досуговая деятельность в ГПД призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Коллективная досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20 – 30 % времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна и богата разнообразием содержания и форм. При этом воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время.

     Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы ГПД широко используются мероприятия и занятия. 

     В практике работы встречаются простые и сложные мероприятия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, слеты, соревнования, концерты, конкурсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность детей.

     Однако целый ряд мероприятий можно проводить и в простых организационных формах, таких как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, викторины, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты по форме, не требуют длительной подготовки.

     Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.

     Общеразвивающие занятия, проводимые воспитателем в ГПД, представляют собой нечто среднее между уроком, кружковым занятием с одной стороны, и мероприятием – с другой. Такие занятия лишены строгости и обязательности урока, односторонней направленности кружкового занятия и узкой тематики мероприятия. На воздухе могут проводиться занятия экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные и трудовые. В помещении проводятся занятия по изучению правил поведения, читательские, занятия по искусству.

     Экскурсионные занятия в группах продленного дня сочетают оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну из форм отдыха, поэтому на них можно применять методы и средства организации досуга. Учебные экскурсии – это одна из форм учебного труда, в ходе которой учитель пользуется методическими приемами, характерными для организации учебной работы. Изучение и освоение знаний на учебной экскурсии обязательно для всех учеников. На учебной экскурсии недопустим отход от запланированной темы. На экскурсионных занятиях в группах реальность таких отступлений всегда существует, т.к. во время занятий может сообщаться материал разнообразного содержания. Кроме того, большое значение при проведении экскурсионного занятия придается продолжительности маршрута с учетом увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. Экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, влияют на формирование такого важного качества, как  наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.

     Прогулка – одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и своими правилами, которыми необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для спокойного кратковременного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями. Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия. Готовясь к прогулке, воспитатель лишь в общих чертах планирует то, что должно быть усвоено школьниками, т. к. не может предусмотреть всего, что будет воспринято детьми. На прогулке ребята могут сами выбирать заинтересовавшие их объекты. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном – в систематичности полученных знаний. В объеме же их, как правило,  прогулка превосходит экскурсию. Пестрота и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использованы школьниками. Можно очень высоко оценить эту форму занятия за возможность ознакомить своих подопечных с окружающей действительностью во всем ее многообразии.

 

     Исходя из всего вышесказанного, был разработан цикл пешеходных прогулок – экскурсий «Я люблю свой район. (Центральный район Санкт-Петербурга)», на которых дети могут узнать историю своего района, микрорайона, своей школы, достижения в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка – экскурсия к мемориальной доске или памятнику, к старинному зданию – свидетелю какого-то выдающегося события. Главное – не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.

Пешеходные прогулки – экскурсии

«Я люблю свой район».

Презентации: «Прогулки по Центральному району»,

«Прогулки по Центральному району 2», часть 1 и часть 2

  1. Занятие в группе. Презентация «Прогулки по Центральному району»

  • Дом и улица
  • Квартал, микрорайон, район
  • История Центрального района, местоположение, границы
  • Транспорт
  • Достопримечательности
  • Музеи, театры, библиотеки
  • Население, инфраструктура.

2.  Занятие в группе. Презентация «Прогулки по Центральному району 2», часть 1.

Данное занятие может проводиться, как запланированное 2 занятие, либо проводится в другой день на случай непогоды.

  • Главные достопримечательности Центрального района
  • Дворцовая площадь
  • Летний сад
  • Пл. Искусств и Русский музей
  • Невский проспект

3.  Занятие в группе. Презентация «Прогулки по Центральному району 2»,  часть 2.

Данное занятие может проводиться, как запланированное 3 занятие, либо проводится в другой день на случай непогоды.

.

  • Главные достопримечательности Центрального района
  • Казанский собор
  • Александро-Невская лавра
  • Смольный собор

4.   Прогулка «Греческая слобода».

  • История местности. Район Пески.
  • Возникновение и название Греческого проспекта.
  • Улицы Советские, бывшие Рождественские.
  • Утраченная церковь Рождества Христова.
  • Большой концертный зал «Октябрьский». Утраченная церковь Димитрия Солунского (Греческая).
  • Знаменитые греки в Петербурге.        

5.   Прогулка «Некрасовский сад».

  •   Сад Прудки.
  •   Бывшая Бассейная улица.
  •   Фонтаны Летнего сада.
  •   Лиговский канал.
  •   Н. А. Некрасов. Последняя петербургская квартира (Литейный пр., д. 36/2).
  •   Памятник  Некрасову.

6.   Занятие «История гимназии № 166».

  • Народное образование в конце 19 века. Училищные дома.
  • Училищный дом в память императора Александра 2.
  • Современная история гимназии № 166.
  • Посещение школьного музея.

7.   Прогулка «Площадь Восстания».

Презентация «Прогулки по Центральному району 2», часть 1.

 

  • Новгородский тракт.
  • Возникновение Невского проспекта.
  • Площадь Восстания. Обелиск «Городу-герою Ленинграду».
  • Утраченная церковь Вход Господень в Иерусалим, в народе «Знаменская».
  • Знаменская площадь. Знаменская улица.
  • Станция метро «Площадь Восстания».
  • Московский вокзал. Архитектор К. А. Тон.
  • Гостиница «Октябрьская».

8.   Прогулка «Суворовский проспект».

  • Бывший Новгородский тракт.
  • Село Спасское.
  • История возвращения невских земель в начале 18 в.
  • «По улицам слона водили…». Слоновая улица.
  • Генералиссимус Суворов.
  • Истории самых интересных зданий Суворовского проспекта.

9.   Прогулка «Музей А.В. Суворова».

  • Полководец А. В. Суворов.
  • Музей Суворова в здании Академии Генштаба.
  • Здание музея Суворова, архитектор А. И. Гоген.
  • Мозаичные панно на фасаде музея.
  • Посещение музея Суворова (рекомендуется).

10.   Прогулка «Таврический дворец. История и современность».

  • Территория Конногвардейского полка.
  • Князь Г. А. Потемкин – Таврический.
  • Подарок императрицы – Таврический дворец.
  • Архитектор И. Е. Старов.
  • История дворца – век 18…и наши дни.
  • Водонапорная башня. Музей воды.

11.  Прогулка «Таврический сад».

  • Территория усадьбы Таврического дворца.
  • Пейзажный стиль планировки сада.
  • «Общество физического развития детей» (конец 19 в).
  • Таврический сад в годы Великой Отечественной войны.
  • Памятник «Юным героям обороны города Ленина».

10.  Прогулка «Смольный собор».

Презентация «Прогулки по Центральному району 2», часть 2.

  • История местности. Смоляной двор.
  • Императрица Елизавета Петровна.
  • Строительство Смольного монастыря.
  • Архитектор Ф. Б. Растрелли.
  • «Воспитательное общество благородных девиц».

11.  Прогулка «Смольный институт».

Презентация «Прогулки по Центральному району 2», часть 2.

  •   История Смольного института в начале 19 в.
  •   Архитектор Дж. Кваренги.
  •   Знаменитые смолянки.
  •   История Смольного в начале 20 в.
  •   Ансамбль здания Смольного.
  •   Современная история.

Заключение.

Разработанный цикл пешеходных прогулок – экскурсий «Я люблю свой район. (Центральный район Санкт-Петербурга)» позволяет совместить активную деятельность (прогулку) с познавательными экскурсиями по своему району. Это представляется интересным и необходимым для детей, потому-что многие из них не только учатся, но и проживают рядом со школой. Поэтому затрагиваемые темы и места для прогулок являются для них знакомыми с детства. Это повышает интерес учащихся к занятиям, а, следовательно, делает занятия наиболее результативными.

   Данный цикл может быть интересен и для родителей, которые хотят изучать историю своего города вместе с детьми, и для всех любителей Санкт-Петербурга

     Богатая история Центрального района позволяет не останавливаться на данных прогулках, а продолжать их, по мере взросления детей увеличивая их продолжительность и дальность.

Список литературы

1. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. - М., 1992.

2. Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов.

3. Книга рекордов Петербурга / Ред.-сост. Д. Ю. Шерих. — СПб., 1995.

4. Кисловский С. В. Словарь географических названий Ленинградской области. — Л., 1968.

5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.

6. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. 3. Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности). Учебное пособие для учащихся основной школы. — СПб.: Спец-Лит, 2000.

Литература для учащихся:

1. Арро В. К. Сокровища моего города. — Л., 1974.

2. Глинка Н. И. Строгий, стройный вид. — Любое издание.

3. Гоппе Г. Б. Твое открытие Петербурга. — СПб., 1995.

4. Гранин Д. А. Ленинградский каталог. — Л., 1986.

5. Добринская Л. Б. Там у Невы наш первый сад. — СПб., 1993.

6. Ефимовский Е. С.

7. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? — Любое издание.

8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. — М., 1989.

9. Суслов В. Н. Рассказы о Ленинграде. - Л., 1984.

10. Успенский В. В., Успенский Л. В. Ленинград: Из истории города. — Л., 1957.

11. Журнал «Автобус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

"Памятники Калининского района Санкт-Петербурга"

Данная презентация дает подробное представление об основных памятниках Калининского района города Санкт-Петербурга, об их расположении. Она помогает учащимся лучше узнать свой район, свой город. Побуж...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НА БАЗЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. УМК «FОRWARD». Учитель англ. языка Гюнинен И.В. ГБОУ Лицей 369 Красносельского района Санкт-Петербурга

Учителя нашего образовательного учреждения работают по УМК «Forward» второй год.  Как указано в Программе к данному учебному комплексу, «данный курс создан на основе стандартов начального образов...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Реализация программы "Здоровье" в ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга

В статье дан анализ реализации программы "Здоровье" за последние три года. Проведен мониторинг состояния здоровья учащихся гимназии, указаны виды работы и обмен опытом по реализации данной прогр...

Статья "День семьи в начальной школе" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Моя статья нацелена на создание сплоченного коллектива детей, родителей и учителей! В нашей гимназии семейные праздники уже много лет являются доброй традицией!...