Веселая грамматика
рабочая программа (3 класс)

Тляубаева Зульфия Галеевна

Курс по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_grammatika_3_klass.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей начальных классов

протокол № 1

от «_30__»__08____2018__г.

Руководитель МО

                                 Миленченко А.Ф.

(Ф.И.О.)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МАОУ «Средняя школа №3»

(Ф.И.О.)

 «___»________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  предмету (курсу и т.д.)  _Занимательная  грамматика

(указать предмет, курс, модуль)

Количество часов по программе  __40_______

Ступень обучения (класс) ___ начальное (3 класс) _________________      

Уровень _____базовый_____________________

(базовый, профильный)            

Учитель    __Тляубаева Зульфия Галеевна

Планирование составлено на основе рабочей программы А.О. Орг,  Н.Г.Белицкой  Программа курса по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС)  http://11klasov.net/russian-language/3584-olimpiady-po-russkomu-yazyku-2-klass-org-ao-belickaya-ng.html

 Пояснительная записка

              

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. и рабочей программы А.О. Орг,  Н.Г.Белицкой . Программа курса по русскому языку «Занимательная грамматика».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Весёлой грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Весёлой грамматики” обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Для успешного проведения занятий используются: игровые элементы, игры, пословицы, поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

       

 Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2-ых классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут ( 8 часов в месяц, на протяжении 5 месяцев,  что составляет 40 часов). 

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. 

Задачи курса:

Обучающие:

-  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-  развитие мотивации к изучению русского языка;

-  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

-  совершенствование общего языкового развития учащихся;

-  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-  воспитание культуры обращения с книгой;

-  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-  развивать  смекалку и сообразительность;

-  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

-  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание курса.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия  способствуют  развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 

3 класс(40 часов)

Дружим с грамматикой (18 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” Составление рассказов по картинке, “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов имен собственных и нарицательных. Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Дружим с орфографией(10 часов) А все–таки она хорошая! Опасные места в словах. Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила с использованием словарей. Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки, шарады.

Изучаем части страны «Речь» (12 часов) Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное!  Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение различных упражнений;
  • оформление газет;
  • участие в  олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровьесберегающих
  • ИКТ

Формы проведения занятий

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-  анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая

Педагогические технологи:

-  технология  разноуровневого обучения

-  технология  обучения в сотрудничестве;

-  коммуникативная технология;

-  учебные практики;

 - проблемно – поисковая деятельность;

-  интерактивные технологии;

 - информационные технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств учащихся.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

 

Курс «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Мониторинг: оценивание  знаний в  виде 3 уровней: высокий, средний, низкий. 

Способы выявления промежуточных и конечных результатов

  1. Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.
  2. Тестирование.
  3. Конкурсы заметок.
  4. Исследование познавательного интереса.

Средства, необходимые для реализации программы:

   -  лингвистические словари;

   -  карточки с играми и заданиями;

   -  тексты для работы на занятиях.

                   Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. А.О. Орг,  Н.Г.Белицкая Развивающие задания. 3 класс.  
  2.  Проектор, компьютер.
  3.    Е.В. Архипова Русский язык и развитие речи.И: «Литера»  Санкт-Петербург, 2014г.
  4. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, С.М. Яцко Проектная деятельность Рабочая тетрадь.3 класс . Москва, ВИКО. 2017г

                                                                                                 

Утверждаю:_________________

                                                                  Г.И. Серегина

                                                                                      методист платных курсов

      _______________________2018г

МАОУ «Средняя школа №3»

«Веселая грамматика» –октябрь-месяц

Учитель: Тляубаева Зульфия Галеевна

Тема

Форма контроля

Количество

часов

Дата

1

В стране одиноких согласных.

работа по карточкам

1

2

Творческое сочинение по наблюдениям.

индивидуальный

творческое задание

1

3

Восстанови меня. Составление предложений. Моя мама – имя существительное.

карточки

1

4

Шарады. А все–таки она хорошая!

фронтальный

1

5

Игры. «Составь слова»»

Восстанови слог».

текущий

1

6

Тесты.

«Найди лишнее слово»,

«Найди антонимы».

тест

1

7

Опасные места в словах.

тест

1

8

Составление текста по картинке.

индивидуальный

1

                                                                                               

                                                                                                 Итого: 8 часов

Веселая грамматика» –ноябрь-месяц

Учитель: Тляубаева Зульфия Галеевна

Тема

Форма контроля

Количество

часов

Дата

1

Цифровой диктант. Работа со словарными словами.

карточки

1

2

В стране парных звонких и глухих согласных.

тест

1

3

Ребусы. Шарады. Анаграммы.

конкурс

1

4

Грамматическая арифметика.

игра

1

5

Новые друзья корней – приставки.

карточки

1

6

Замена рисунков словами. Составление текста.

конкурс

1

7

Письмо другу.

творческое задание

1

8

Игры «Сделай равенство верным», «Проведи аналогию»

игра

1

                                                                                               

                                                                                                 Итого: 8 часов.

                                             

                                   «Весёлая грамматика» - февраль –месяц.

                                        Учитель:Тляубаева Зульфия Галеевна

Тема

Форма контроля

Количество

часов

Дата

1

Работа со словарём.

Орфографический, этимологический, толковый.

фронтальный

1

2

Глагол – часть страны Речь.

фронтальный

1

3

Развитие речи в картинках. Составь рассказ.

текущий

1

4

Тесты.

«Шифровальщик»,

« Вставь недостающее слово».

тест

1

5

Фразеологизмы.

фронтальный

1

6

Части слова.

фронтальный

1

7

Пословицы и поговорки.

тест

1

8

Как у существительных род появился.

тест

1

                                                                                                 

                                                                                                        Итого: 8  ч                        

«Весёлая грамматика»-март-месяц.

                                  Учитель:Тляубаева Зульфия Галеевна

Тема

Форма контроля

Количество

часов

Дата

1

Волшебник “Ударение”.

текущий

1

2

Слово. Предложение.

карточки

1

3

Состав слова.

текущий

1

4

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

текущий

1

5

Рассказ – беседа о роли орфографии.

тест

1

6

Монолог и диалог.

текущий

1

7

Конкурс « Самый-самый!»

итоговый

1

8

Секреты родного языка.

индивидуальный

1

                                                                                               

                                                                                                Итого: 8 часов.

              «Весёлая грамматика»-апрель-месяц.

    Учитель:Тляубаева Зульфия Галеевна

Тема

Форма контроля

Количество

часов

Дата

1

Виды диктантов.

фронтальный

1

2

Развитие речи в картинках.

текущий

1

3

Словари.

индивидуальный

1

4

Правописание.

фронтальный

1

5

Фонетика.

текущий

1

6

Выражения.

фронтальный.

1

7

Графический диктант.

тест

1

8

Грамматическая арифметика.

тест

1

                                                                                      Итого: 8 часов.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"

 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...

Веселая грамматика

внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2 класса...

Презентация "Веселая грамматика" Конспект урока "Словесные задачи"

Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так ...

КВН "Веселая грамматика" по русскому языку среди начальных классов

В современной начальной школе особо остро встает вопрос формирования устойчивого интереса к русскому языку.Игра является благодатной почвой для пробуждения интереса, любознательности, творческого мышл...

Игра-путешествие "Веселая грамматика"

Это внеклассное мероприятие можно проводить во втором или третьем классе. занятие проводиться в виде игры с помощниками - старшеклассниками. Во время игры прививается любовь к русскому языку, а также ...

викторина по русскому языку "Королевство веселой грамматики"

викторина по русскому языку содержит задания для 1 - 4 классов, можно использовать на предметной неделе начальных классов...