Статья "Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ"
статья (1, 2, 3 класс)

Ткаченко Елена Владимировна

«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский.     В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Развитие коммуникативных навыков

                      как основа успешной социализации детей с ОВЗ.

«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский

                                                       Педагоги ГБОУ школы № 370 Московского района:

                                                   Ткаченко Елена Владимировна, учитель начальных классов

                                                 Солдаткина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов

                                                 Михеева Марина Николаевна, учитель начальных классов

                                               Кошкина Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов

              В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на передний план выходит проблема развития коммуникативных качеств школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно, родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого качества.

             В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. И напрасно, ведь общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.  

Особенно остро эта проблема встает перед ребенком с ОВЗ. Очень часто можно наблюдать у нашего «Особого ребенка» полное отсутствие навыков коммуникации.   Качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

- умение организовывать общение и слушать собеседника

- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться.                      

Социализация-это процесс, необходимый любому человеку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Главная задача любой семьи, имеющей ребенка - научить самостоятельности, т.е научить ребенка жить без взрослых. В большинстве своем дети практически безболезненно приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, т.к. постоянно видят перед собой родителей и, через призму взаимоотношений с ними,  и происходит процесс усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Т.е. происходит процесс становления личности.

Различают две формы социализации:  

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальныхролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения;

Но даже в самой положительной семье, где ребенок здоров, активен, и родители действительно занимаются ребенком, социализация-это каждодневный труд. А что делать если ребенок «выбивается» из нормы или проживает в семье, не способной привить ему общепринятые образцы поведения?

Ежегодный мониторинг качественного состава учащихся нашей школы выделяет следующие категории обучающихся: дети-инвалиды, Часто болеющие дети, дети, обучающиеся на дому, «группа риска», тубинфицированные обучающиеся, многодетные, малообеспеченные, опекаемые и т.д. С каждым годом все меньше обучающихся, не относящихся ни к какой из этих категорий. Растет процент детей, которых можно  отнести сразу к нескольким категориям.

Мы видим проблемы социализации наших детей, их отклонения от нормального становления личности. Т.е. мы видим «ослабленную личность», неуверенную в себе, эмоционально неустойчивую, не умеющую взаимодействовать с другими, не способную организовать себя, поставить цель.

Можно выделить несколько основных проблем социализации ребенка с ОВЗ:   нарушение его связи с миром

 ограниченная  мобильность

бедность контактов со сверстниками и взрослыми

 в ограниченное общение с природой

недоступность ряда культурных ценностей, а иногда

 и элементарного    образования

Как же помочь ребенку с ОВЗ социализироваться?

Первый вариант – пассивный - приспособиться к окружающей среде, к определенным социальным условиям. Этот путь наиболее простой и не требует от ребенка значительной работы над собой. Достаточно лишь понаблюдать за социальной средой, и приспособиться. (Хотя, именно это путь наиболее приемлемый для наших «особенных деток»).

Второй вариант – активный- интегрировать ребенка в окружающую среду. Этот путь наиболее сложный, он требует вооружить ребенка необходимыми навыками для активного вхождения в социум.

А как быть, если ребенок не хочет, а чаще всего не способен, ни приспосабливаться, ни тем более интегрироваться в социум?

  • специальные условия обучения и воспитания:
  • специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
  • выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
  • оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
  • обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
  •  создание условий для коммуникации;
  • мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции;

Мы стремимся к созданию образовательного пространства, которое составляют учащиеся, педагоги, родители, специалисты. Но при этом, очень важно, что положительные результаты достигаются длительной работой в тесном сотрудничестве ВСЕХ участников образовательного процесса.

Как только ребенок приходит в образовательное учреждение, особо важными становятся именно коммуникативные навыки ребенка.  Общение выступает в качестве одного из основных условий его развития, формирования личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Педагоги должны помочь детям научиться общению, помочь приобрести необходимые для этого качества:

Желание вступать в контакт с окружающими;

Знать нормы и правила, необходимые для общения с окружающими;

Уметь слушать собеседника, организовать диалог;

Уметь эмоционально сопереживать;

Умение разрешать конфликтные ситуации;

Для решения проблемы коммуникации ФГОС ОВЗ выделяет коммуникативные УУД:

 

  •  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности
  •  определение целей и способов взаимодействия
  •  умение слушать и вступать в диалог
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем
  •  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Хорошо влияет на развитее коммуникативных качеств школьников общение с людьми разного возраста. Это позволяет ребенку одновременно усвоить несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о младших, ответственность за них. Все это служит для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

При организации взаимодействия с обучающимися для развития у них навыков социализации, можно выделить несколько уровней взаимодействия:

Первый: ребенок взаимодействует с педагогами как  значимыми носителями положительного повседневного опыта.

Второй: ребенок взаимодействует со сверстниками на уровне класса, школы, т.е. в знакомой защищенной социальной среде. На этом уровне ребенок получает или не получает первое практическое подтверждение социальных знаний, начинает их ценить, или отвергает.

Третий: ребенок взаимодействует с различными социальными объектами за пределами школы, в открытой незащищенной общественной среде.

 Наиболее успешно развитие навыков коммуникации и социализации происходит в менее академической обстановке.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

 Внеурочная деятельность -  объединяет все виды деятельности школьников, в которой наиболее возможно целесообразное решение задач их воспитания,  социализации, адаптации.

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. 

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: обще-интеллектуальное, общекультурное,  спортивно – оздоровительное,   социальное, духовно - нравственное.  Внеурочную деятельность реализуется  при помощи: проектной деятельности, внеклассных мероприятий, зоотерапии, различных конкурсов, общественной деятельности, профориентации,  посещения театров, экскурсий в музеи, а также посещения центра реабилитации инвалидов.

Общаясь с детьми, родителями было  отмечено, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения.

По своему содержанию социализация - есть процесс становления личности. У детей с ОВЗ   социализация затруднена. Поэтому, проблема социализации выходит на первый план в работе педагогов!

Важное место  занимает экскурсия. Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации к жизни в обществе и их социализации.

Мы активно посещаем музеи нашего города, театры. Сотрудничаем с  учебными центрами океанариума, музея воды. Реализуется программа «Наш Эрмитаж», в декабре дети нашей школы со 2  по 9 класс  выступают с новогодним представлением на сцене Эрмитажного театра.

Внеклассные мероприятия проходят в интересных формах: беседы, праздники, мастер – классы.

Зоотерапия  - это  необычные занятия, на которые мы выезжаем в Лен. обл.    ( Конный центр «Солнечный остров»  г.Всеволожск  и  «Конно – сказочный хуторок» г .Токсово).  Дети общаются, ухаживают, кормят животных.

Посещение  центра реабилитации инвалидов.   Организованные поездки классов на занятия: в соляной камере, бассейне, спортивные занятия, творческие занятия.

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация ребёнка  решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.  Мы с начальной школы знакомим детей с разными профессиями.  Конечно, мы начинаем малышей знакомить с профессиями  через игровую деятельность, посещая детский центр «Кидбург». Посещаем пожарную часть № 38 на ул.Севастьянова д.11.

Общественно – полезная деятельность. Наших детей можно назвать волонтёрами. Они с удовольствием участвуют  в уборке территорий не только школы, но и города, активно участвуют в акции «, помогают учителям в организации районных мероприятий «Масленица», «День Победы», «День полного снятия Блокады Ленинграда», изготовление плакатов, открыток, поздравлений ветеранам. Наши дети показывают концерты ветеранам, в больницах для пожилых людей, для детей.  Про общественную деятельность нашей школы можно рассказывать много!

Участие в конкурсах. Наши дети с учителями участвуют и  являются победителями как районных, городских, международных конкурсов детского творчества.

Наша школа несколько лет участвует в проекте «Сказание о Земле  Русской». Дети с учителями и родителями с вторсырья, подручного материала изготавливали крепости, русскую избу, самолёты, храмы,  активно и творчески  защищали свои работы. Организуются выставки  в библиотеке «Спутник».

«Зазывалка» 

А.  Монковская  (воспитатель ГБОУ школы № 370)

Если вам и детям надо
Сделать краше жизнь свою,
Мы всегда принять вас рады
В нашу дружную семью!

Все гордятся жизнью школьной,
Кто учиться к нам пришел!
И родители довольны,
Если детям хорошо!

Доброта и пониманье
В каждом классе каждый день,
И особое вниманье
Для того, с кем дружит лень!

Любим творчества заботы,
Ведь таланты в каждом есть!
Мы домашнюю работу
Выполняем тоже здесь!

Педагогов наших хвалим,
Можем петь и танцевать!
В конкурсах и фестивалях
Нам не сложно побеждать!

Очень часто посещаем
Театры, выставки, музей…
И, конечно, здесь встречаем
Замечательных друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...

статья: Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ.

            В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на пер...

Статья "Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов."

В начальных классах ребёнок выходит на новую ступень социализации. Теперь на формирование его мнения, личных потребностей или представления о чём-либо влияют не только семья, но и одноклассники, однош...

Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС

Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...

Мастер-класс «Игровые упражнения на сплочение детского коллектива, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, социализацию».

Несколько общих правил, касающихся организации и проведения таких игр:1. Не старайтесь использовать за один раз несколько игр;2. Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перев...