Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"
материал (1 класс)

Тубшинова Аида Булатовна

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности, но по тем или иным причинам задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разного характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат V вида»

Доклад на тему:

Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР

Воспитатель: Тубшинова А.Б.

г.Улан-Удэ

  2018г.      

Эмоциональное развитие старших дошкольников с ОНР

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности, но по тем или иным причинам задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разного характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. Также отмечается низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. Все это создает определенные проблемы, затрудняющие отношения ребенка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации.

Воспитатели и специалисты, работающие с детьми с речевыми нарушениями, часто сталкиваются с проблемами в межличностных взаимоотношениях между детьми, конфликтными ситуациями в классе, не понимании детей друг друга.

Из-за проблем в развитии речи дети с ОНР, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым.

Если ребенок все же не адаптировался в речевой среде, отказывается общаться, то значит, за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Если ребенок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему необходима помощь окружающих для формирования навыков коммуникативного поведения. Большинство детей, которые посещают детские сады в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но иногда бывает и так, что у ребенка-дошкольника отношения со сверстниками складываются сложно, поэтому важно показать ему пример поведения в обществе. Обратить его внимание, как на положительные, так и на отрицательные примеры общения между людьми в повседневной жизни. Не нужно жалеть добрых слов, нужно хвалить малыша за каждое “волшебное” слово, за добрые дела, которые он совершил, а главное подавать личный пример правильного поведения и общения с окружающими. Ребенок видит взаимоотношения взрослых между собой , копирует и переносит такие же взаимоотношения на общение со сверстниками. Здесь важно построить общение с ребенком таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться, и на первый план выступает игра – как основной вид детской деятельности. С  помощью разного рода речевых игр, заданий на выполнение мимических упражнений поможет ребенку в формировании правильного звукопроизношения и построения слоговой структуры речи, научит выражать свои мысли.  Большую роль в социальном становлении ребенка играют родители. Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы, как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут. Это серьезная проблема, мешающая детям чувствовать себя свободно и комфортно в играх, на занятиях и в повседневной жизни. И здесь решающую роль играют именно взрослые, и нормальное развитие ребенка во многом зависит от того, как они будут руководить процессом развития, научат ли малышей общаться с окружающими людьми, научат ли их вежливому обращению, умению договариваться и уступать друг другу.

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:

  • арт-терапия (изобразительная, сказка, музыкальная);
  • поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика);
  • игротерапия;
  • изотерапия (лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства).

Изобразительная и конструктивная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии (способность воспринимать эмоции других людей и отзываться на эти эмоции). В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается, её необходимо развивать.

Сложность нынешней ситуации состоит  том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, “обесчувствованию” людей способствует сама современная жизнь, в которую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому  дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на “детские” проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды. Все знают по эмоциям можно определить настроение ребенка.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации.

Таким образом, сформированная речевая компетентность ведет к формированию таких качеств личности как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.
  3. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
  5. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 1995, №4.
  6. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6.
  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2003.
  8. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2002.
  9. Семенака С. И. Уроки добра. М.: Аркти, 2002.
  10. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2001, №6
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Я Ты Мы / Сост. Князева О. Л. М.: Мозаикасинтез, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.

Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )

В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей....

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

   В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

Выступление на региональном семинаре Московской области. Доклад на тему: «Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС».

Выступление на региональном семинареМосковской области. Доклад на тему:«Развитие эмоциональной сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках живого мира в соответствии с требованиями ФГОС»...