Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.
статья на тему

Любовь Николаевна Ковкова

Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста  в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этой связи   программа обучения и развития детей 5 - 6 лет «Предшкольная пора»,  под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой   занимает достойное место в образовании.  Данная программа  гармонично построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах), и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников:

·        мышления,

·        воображения,

·        внимания,

·        объяснительной речи;

·        произвольности процессов;

·        ценностного отношения к окружающему миру и себе, а также предполагает активное отношение ребёнка к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.rar60.61 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по учебно–методическому комплекту «Предшкольная пора» как средство успешной социализации будущих первоклассников.

Актуальность опыта.

Главный вопрос, ответ  на который хотят узнать родители: готов ли ребенок к школе? Однако «готовность» ребенка к школе среди родителей понимается по-разному. Это:

  1. умение ребенка читать, писать, считать (таких родителей, пожалуй, большинство);
  2. способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции;
  3. большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (и чем больше разнообразны эти сведения, тем лучше);
  4. умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых.

Перечень требований родителей к ребенку можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав. Такое положение связано с тем, что абсолютного понятия «готовности» не существует. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки, наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения.

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет.

Необходимо отметить, что в последнее десятилетие сильно трансформировались социальные ожидания от школы. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то в настоящее время общество ждет от школы поведенческие модели. Приоритетной является разработка  модели, направленной на умение ребенка делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, выполнять задания творчески и реально оценивать свою деятельность.

Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста  в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этой связи   программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора»,  под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой   занимает достойное место в образовании.  Данная программа  гармонично построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах), и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников:

  1. мышления,
  2. воображения,
  3. внимания,
  4. объяснительной речи;
  5. произвольности процессов;
  6. ценностного отношения к окружающему миру и себе, а также предполагает активное отношение ребёнка к своему здоровью.

Авторы проекта стремились уйти от конъюктурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметного (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности,  которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и их успешное обучение.  Это один из вариантов решения задачи «готовности» детей к систематическому обучению в школе в рамках национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

         

Цель опыта.

Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть социально успешным при обучении в школе.

Задачи.

  1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом возможностей и потребностей детей шестилетнего  возраста;
  2. Подобрать систему упражнений и заданий, которая обеспечит сохранение самоценности этого периода развития ребенка, не  дублирующую содержание обучения в первом классе;
  3. Укреплять  и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;
  4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые  для благополучной адаптации к школе.

Педагогические средства, представленные в опыте.

  1. Особенности работы с детьми шестилетнего возраста.
  2. Нормативно–правовые основы реализации учебно-методического комплекта «Предшкольная ступень».
  3. Система заданий, активизирующих мыслительную деятельность дошкольников.
  4. Организация игрового часа.

Технология опыта.

Вопрос об особенностях работы с детьми - дошкольниками в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Работа с детьми шестилетнего возраста имеет некоторую специфику. Необходимо учитывать ее, для того, чтобы правильно разработать систему подготовки ребенка к школе.

 Остановимся на некоторых психологических аспектах.  

  1. Для детей шестилетнего возраста характерны слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточится и довести работу до конца, что приводит к трудностям в обучении.
  2.  Ребенок сталкивается с необходимостью соблюдения режима дня, расписанием занятий, требованиями учебного процесса при подготовке к школе.
  3. Волевые качества находятся в стадии формирования (нет чувства времени, поэтому дети терпеливо ждут окончания занятий).
  4. Преобладает неадекватная самооценка в сторону завышения, так как  природа защищает детское сознание от негативных явлений.
  5.  У некоторых детей достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на одном объекте, задании), у других – процессы организации внимания нарушены.  
  6.  Учебные успехи даже на этапе подготовки становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают все большее давление на него, что осложняет ситуацию и ухудшает состояние ребенка.

Это и многое другое можно заметить на систематических занятиях в классе предшкольной ступени обучения. Нередко эти проблемы принимают драматический характер.

 Известно также, что эффективность обучения зависит от состояния здоровья. Здоровый человек творчески активен, самостоятелен, работоспособен, уверен в себе.

При организации работы с детьми 6- летнего возраста необходимо учитывать реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии будущих первоклассников.

  1. 18-20% детей имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
  2. 72% имеют нарушения речевого развития;
  3. 35%  -  несформированность зрительно – пространственного восприятия;
  4. более 70%  - несформированность  интегративных функций (зрительно – моторных, слухо – моторных, сенсомоторных координаций), графических движений руки;
  5. около половины детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

Для того чтобы ребенок хорошо адаптировался в школе и успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьно-значимыми познавательными функциями. Прежде всего, они обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Особое внимание следует уделить развитию речи, памяти, моторных функций, зрительного и зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций.  На  основе этих функций  происходит формирование базовых учебных навыков (письмо, чтение, счет).

Наша основная задача – сохранить самобытность личности ребенка, самоценность этого периода развития, и в то же время – научить ребенка жить по правилам школьного коллектива.

Разумеется, если для ребенка школа станет ассоциироваться только  с правилами – это будет ошибкой. Школьная жизнь – это интересное общение, опыт межличностных отношений, дружбы, сотрудничества. От учителя тоже требуется терпение, придется не раз мягко и тактично объяснять ребенку правила поведения в новой для него ситуации. Те же мягкость и тактичность нужны и родителям, чтобы не превратить учителя в «пугало» для ребенка. Мы должны научиться быть последовательными, спокойными, твердыми и  доброжелательными. Важно понять, что ребенка нужно не только любить, но и уважать его личность. Любой ребенок вправе рассчитывать на наше понимание и помощь.    Руководить ребенком – это не значит заставлять, командовать, требовать беспрекословного подчинения. У ребенка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определенных результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение все – тон, интонация, взгляд, жесты. Поэтому рекомендуется чаще хвалить ребенка, чем осуждать его, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменение ситуации невозможно. 

Для того чтобы обратить на себя внимание и сконцентрировать внимание малышей, можно использовать мимику, систему жестов, дополнительные средства (карточки, игрушки…).

В ходе работы по УМК «Предшкольная пора»  используем систему четких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай». Тон при этом должен быть доброжелательным, мягким, даже ласковым.  Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

При выполнении графических заданий (копирование, построение симметрии, достраивание изображений) необходимо следить за соблюдением правил правильной посадки, положения ручки и рабочей тетради.

Если задание объемное, стоит разделить его на части и к каждой части давать новую инструкцию. И начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.

Детям необходимы поддержка и подбадривание по ходу выполнения задания. Если малыш все же выйдет из себя, начнутся слезы, а то и агрессия, со стороны взрослого не должно быть ни угроз, ни наказания. Надо отвлечь его, отвести в спокойное место, можно умыть его, успокоить. Пока ребенок не успокоится, он ничего не слышит и фактически не понимает, чего от него хотят. А вот когда он успокоится, его поведение можно будет обсудить и объяснить, что его огорчило, а что вас. Как правило, дети такого возраста очень ранимы, с повышенной тревожностью. Они очень быстро устают не только от отрицательных, но и от положительных эмоций.

Занятие следует начинать и заканчивать такими заданиями, которые дети точно выполнят, получат удовлетворение и почувствуют успех.

Планируя работу по подготовке к школе, нам необходимо сформировать  у ребят навыки самостоятельной работы. Прежде всего, нужно упорядочить режим дня.

В режиме занятий класса предшкольной ступени обучения – 4-хдневная рабочая неделя по 3 занятия в день, длительностью 30 минут. Занятия проводятся в игровой форме с периодической сменой видов деятельности. Между первым и вторым занятием – игровой час и второй завтрак. В сетке дополнительного образования (4-е занятие) выделены часы на изучение музыкального искусства «Азбука хорового пения», овладение первичными навыками работы с куклой в студии театра кукол «Золотой ключик», социальную адаптацию «Школа будущего первоклассника» и … в рамках здоровье сберегающей программы – ритмика и корригирующая гимнастика.  Для знакомства  с системой работы по адаптации будущих первоклассников к условиям  школьной жизни был проведен семинар для педагогов – экспериментаторов.   (Приложение №1)

Таким образом, сложились организационно – практические предпосылки, являющиеся объективным фактом для начала нового эксперимента по организации предшкольной ступени  обучения.  Возникла необходимость создания нормативно – правовой базы для реализации УМК «Предшкольная пора».

В перечень локальных актов и  нормативно – правовых документов вошли.

  1. Положение о порядке организации и функционировании класса предшкольной ступени обучения для детей 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
  2. Должностная инструкция руководителя класса предшкольной ступени обучения.
  3. Заявление родителей в класс предшкольной ступени обучения.
  4. Договор о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей обучающихся.
  5. Приказ о комплектовании подготовительного класса.
  6. Акт разрешение на проведение занятий в кабинете.

Помимо этого оформлены личные дела учащихся и ведется классный журнал, в котором отражается вся система заданий и упражнений, активизирующих мыслительную деятельность дошкольников.

Всем известно, что ребенок с хорошо развитым   мышлением и связной речью испытывает гораздо меньше трудностей при обучении, чем тот, у которого эти процессы не соответствуют необходимому для обучения уровню развития. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление  и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной выказанную мысль. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, сравнивать, объяснять, доказывать, рассуждать. Перечисленные глаголы, по сути дела, и выражают логическую сторону мыслительной деятельности.

Напомним, что в психологии мышление определяется как процесс познавательной деятельности человека, обобщенное и опосредованное (через действие, образ, схему…) отражение существенных признаков предметов и явлений действительности. По сравнению с восприятием и ощущениями мышление является высшим уровнем познания. По мере роста и развития человека отвлеченное, абстрактное мышление играет все большую роль в его познавательной деятельности.

Очень важно понять, что мышление всегда связано с решением какой-либо проблемы, выявлением противоречия, постановкой гипотез, поиском доказательств. То есть, источником мыслительной деятельности всегда является проблемная ситуация, которая присутствует независимо от вида мышления. Так, при наглядно – действенном мышлении решение любой задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, образное мышление связано с действиями каких-либо образов, связанных с характеристикой исследуемого предмета, и поэтому особенностью этого вида мышления является установление необычных сочетаний свойств  объектов. А вот рассуждающее, словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, оперированием терминами, логическими конструкциями, соответствующими речевыми средствами. Таким образом, для мыслительной деятельности человеку необходимы все виды мышления. Они не только тесно связаны между собой, но и определяют развитие друг друга. Например, логическое мышление успешно развивается, если на высоком уровне находятся наглядно-действенное и образное мышление. Более того,  с возникновением новых стадий мышления старые формы не только не исчезают, но и приобретают как бы «второе дыхание», развиваются и совершенствуются. Наглядно-действенное мышление дошкольника используется, когда малыши решают достаточно сложные конструктивные задачи.

Проанализируем особенности мыслительной деятельности старших дошкольников на основе комплекта пособий «Учимся думать». Система заданий  данных пособий  не только развивает у ребенка умение мыслить, но и формирует восприятие, воображение, коммуникативность и креативность. Дети учатся выделять сходство и различие предметов, понимать простейшие знаки и пользоваться ими, а также продолжают развивать пространственную ориентировку.

В каждом пособии комплекта задания включают отработку нескольких взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются. При этом делается акцент на одной из логических операций, существенных для развития ребенка предшкольного возраста.

Попробуем прокомментировать систему заданий, активизирующих мыслительную деятельность дошкольников по теме: «Воспроизведение серии по заданному порядку».

Тип задания.

Комментарии к заданиям.

Показать стрелками, кто выше / ниже, быстрее / медленнее.

Ч.1, с.37,40.

Ч.2, с.4,11,21,23,24,27,

31,33,39,46,53,58.

В заданиях этого типа стрелками обозначаются пространственные и количественные отношения между объектами. Здесь представлены два варианта изображений: картинка и схема. На картинке изображаются в определенном порядке какие-то события реальной жизни, сравниваются предметы, животные по высоте, весу, скорости передвижения… на схеме эти же объекты представлены в виде кружков разного цвета, которые требуется соединить стрелками, устанавливая между ними те или иные отношения. Значения у стрелок разные: красная стрелка означает понятие «больше», синяя – «меньше».

Тип задания.

Комментарии к заданиям.

Показать стрелками, кто за кем следовал.

Ч.1, с.6,10,12,19.

Здесь также даются два варианта рисунков. Первый – образец, где задан порядок следования объектов (плывущие друг за другом рыбки, идущие в определенной последовательности животные). Второй вариант – схема, где те же объекты расположены в беспорядке. Нужно стрелками соединить все объекты в порядке их следования на образце. Первая стрелка на схеме показывает в каком направлении их проводить.

Верхний ряд картинок (образец) разделили на группы.

Не меняя порядка наклеить пропущенные картинки в группы, нарисованные под образцом, либо раскрасить в заданном порядке.

Ч.1, с.8,31.

Ч.2, с.5,18,34,36,42.

В этих заданиях  верхний ряд – это образец, в котором от 9 до 20 объектов распределены  в случайном порядке. Под ним воспроизведены отдельные, неполные части этой группы объектов (по 3 объекта в каждой). Нужно добавить в каждую часть пропущенный объект, опираясь на порядок построения  верхнего ряда – образца. При выполнении заданий надо раскрасить рисунок или использовать наклейки вкладыша. Рассматриваем последовательность объектов на образце (справа, слева), сравниваем их по цвету, форме, другим признакам, выбираем пропущенную картинку. Например, задание в Ч.1, с.31: красная рыбка в начале и в конце первого ряда. Рассматриваем группу №2 – видим, что за красной рыбкой плывет синяя. Таких сочетаний – два, но сочетание первого ряда не подходит, поскольку над ним нет рыб. Подходит только пара второго ряда, над которой есть зеленая рыбка.

Таким образом, решая вопрос о системе заданий, активизирующих мыслительную деятельность детей дошкольного возраста, в пособиях намечена такая последовательность видов упражнений и способов их проведения, которая составляет совокупность связанных между собой и взаимообусловленных частей единого сложного целого.

На уроке перед детьми ставится проблема: можно ли  научиться  при  помощи образца и схемы  воспроизводить серию предметов заданного порядка. Затем, после актуализации опорных знаний, дети изучают способы отображения предметов в заданном порядке, пробуют работать самостоятельно и получают первичные знания о самопроверке. (Приложение № 3.)

У детей 5-6 лет развиты умения сравнивать предметы по внешнему виду, характеристикам, условиям жизни. Уже в этом возрасте характерным для высказываний малышей становится понимание и раскрытие связей в окружающем мире: причины изменений в природе, зависимость живой природы от неживой. Обнаруживается достаточно высокий уровень сравнения, обобщения, классификации, которые используются для приобретения новых знаний. Все это создает предпосылки для активизации мыслительной деятельности.

Известно, что дошкольники испытывают очень живой интерес к окружающему миру природы, и с годами этот интерес может не ослабевать, а укрепляться и углубляться. Все это дает возможность сказать, что наиболее целесообразным материалом для развития мыслительной и речевой деятельности детей является природа с ее многообразием форм, величин, красок, закономерностей и зависимостей, ведь каждый шаг знакомства с окружающим миром является занимательным путешествием «к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский).

Дети 5-6 лет уже хорошо выделяют свойства ряда природных объектов. Например, они могут рассказать о признаках времени года (осень, потому что тучи на небе, листики опадают, дождь идет).  Конечно, прежде всего, дети выделяют яркие, не всегда существенные признаки предметов, часто делают алогичные выводы, подчиняя их своей жизни, играм и занятиям (осенью мы играем желтыми листиками). Вместе с тем, дети вполне логично объясняют некоторые причины наблюдаемых явлений (птички улетают, потому, что холодно становится, а воробьи привыкли и не улетают), устанавливают причинно- следственные связи (холодно – вода замерзла, тепло – лед растаял).

В книжном пособии   «Рассказы-загадки о природе» каждый рассказ – это речевая логическая задача, ответ на которую может быть получен, если ребенок уяснил определенные связи и зависимости в природе. Давая детям речевую логическую задачу, ставим их в ситуацию, когда малыши должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнить, классифицировать, сделать правильный выбор, обобщить, найти ошибку…), что стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума, логичности речи. Решение логических задач развивает важнейший признак мыслительной деятельности – способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям и выводам.

Любое решение логической задачи требует определенного  словесного выражения, то есть отбора различных лексико–грамматических и синтаксических единиц. Поэтому данные заданий  в системе  имеют особое значение для развития объяснительной речи, ее логики, последовательности, монологичности, то есть умений детей рассуждать, анализировать, объяснять.

Таким образом, система заданий, представленная в УМК «Предшкольная пора»,  дает возможность структурировать материал, как учителем, так и детьми, что позволяет сокращать время, отведенное на изучение разделов, снижает сложность обучения, помогает планировать свою работу, развивает оперативную память, речь, активизирует мыслительную деятельность.

Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей, умению выразить это в связной речи,- то есть активизируют мыслительную деятельность детей класса предшкольной ступени обучения.

Активизируя мыслительную деятельность дошкольников, можно привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач и моделированию игровых ситуаций, так как  для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую игровую деятельность,   самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают имитационные игры с предметами и игрушками. В связи с этим после первого занятия проводится игровой час, который направлен на развитие такого качества воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие  характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой…).

Для организации игрового часа можно использовать комплект игровых пособий «Что с чем объединяется» из раздела «Учимся думать»,  который предполагает не только формирование определенных умственных операций, но и развитие восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности,  в том числе и творческой.

Первая часть включает задания по четырем темам, связанным с формированием у детей логической операции – классификации. Вторая часть объединила игровые задания по классификации на материале повышенной сложности.

Целью таких игр является формирование следующих умений.

  1. Выделять основания для объединения объектов в группы.
  2. Находить обобщающие понятия для определения названий групп.
  3. Менять основания группировки и образовывать из одних и тех же объектов разные классы.

Пособие включает  три вида игр.

  1. Игры «Животные разных континентов».

Сначала дети должны поделить животных на две группы: птиц и зверей (млекопитающих), закрасив кружки, соответственно синим и красным цветом. (Условные обозначения объяснить заранее.) Затем знаки дорисовываются – ребенок обводит прямо на листе закрашенные кружки двумя разными способами (в соответствии с обозначениями в таблице). В этом случае распределение на группы достаточно условно – в зависимости от того, насколько знакомы ребенку эти животные из его личного опыта.

Во всех играх этого типа можно расставлять на игровом поле у картинок фишки от игр. Тогда, например, красная и синяя фишки будут обозначать птиц и зверей, желтая фишка – животных, обитающих в нашем регионе, зеленая – животных, которых ребенок видел в зоопарке или по телевизору. При этом варианте многократно обращаемся к игре по мере расширения представлений малышей о мире животных.

  1. Игры с карточками.

Преимущество этих игр по сравнению с другими заданиями заключается в том, что дети могут работать с карточками, перекладывать их из одной группы в другую, меняя основания. Кроме того, в этих играх предусмотрена «обратная связь», то есть подсказка (знак или цветной треугольник на обороте карточки), что позволяет ребенку увидеть при формировании групп, правильно или неправильно выполнена задача. Если ребенок сразу обращается к подсказке-знаку, нужно попросить его подумать, почему объединены в группу именно эти карточки.

В пособии на вкладыше предлагается 16 игр на классификацию. Каждая представляет собой отдельный лист, который нужно разрезать на карточки. На нем располагается 20 или 24 карточки с изображением различных предметов (растения, животные, игрушки…), которые надо распределить по группам, предварительно выделив общее и различное между изображениями.

В конце пособия на отрезном листе есть  две таблицы, которые можно использовать при раскладывании карточек на группы. Это необходимо для того, чтобы группа выделилась пространственно при раскладывании карточек по клеткам таблицы (вертикально или горизонтально). Тогда, перевернув карточки обратной стороной, ребенок легко убедится, что задание выполнено правильно: рядом окажутся карточки с одинаковыми знаками или отметками одного цвета. Обращаем внимание на то, что в разных играх не всегда имеется одинаковое число карточек. Эту информацию  можно использовать для решения других логических задач.

  1. Игры «четвертый - лишний».

Этот тип игр представлен 16 играми, охватывающими самые разные области предметного мира. Отличие этих игр заключается в том, что группа уже создана, хотя имеется один лишний рисунок, иногда внешне, по отдельным деталям похож на другие. От ребят требуется выделить общий признак и назвать его. В этом помогают знаки-пиктограммы, расположенные внизу листа. Иногда дети находят иное основание для выделенной группы. При игре со значками их нужно вырезать и распределить по группам в таблицах. Эти карточки со знаками лучше не приклеивать к игровому полю, тогда можно будет проводить игру многократно в разных вариантах.

  1. Малыши сами раскладывают знаки в таблице, отметив в ряду лишний рисунок.
  2. Учитель неправильно раскладывает знаки и просит исправить и  объяснить ошибки.
  3. Один из детей сам рисует пиктограммы и просит других отгадать, какому ряду, какой из его рисунков подходит.
  4. Дети выкладывают правильный ряд без лишних предметов.
  5.  Можно дать детям карточки из разрезных игр и попросить их      самих создать свой вариант игры «Четвертый - лишний».                                                                                                                                                                

Содержание игрового часа также способствует развитию у детей умений самостоятельно и помощью взрослых участвовать в играх с правилами (ролевые игры, деловые, режиссерские…).

Таким образом, с учетом имеющихся внутренних ресурсов школы, а также актуальных проблем современного образования была составлена программа экспериментальной работы, которая предполагает общее, социальное и личностное развитие ребенка и определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ученик для успешной интеллектуальной и социальной адаптации к школьному обучению.

Результативность опыта.

В результате опыта решены следующие задачи.

  1. Организован процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом возможностей и потребностей детей шестилетнего  возраста.
  2. Подобрана система упражнений и заданий, которая обеспечит сохранение самоценности этого периода развития ребенка, не  дублирующая содержание обучения в первом классе;
  3. Укрепляется  и развивается эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;
  4. Формируются социальные черты личности будущего школьника, необходимые  для благополучной адаптации к школе.

Результатом  исследования является диагностика интеллектуального развития, эмоциональной  сферы и мелкой моторики детей класса предшкольной ступени обучения в начале и конце учебного года.

Экспериментальные  данные позволяют утверждать, что система работы по  учебно-методическому  комплекту     «Предшкольная пора», реализация программы обучения и развития детей 5-6 лет может быть успешной, если она является целостной системой и соответствует возрастным особенностям шестилетних детей. То есть, когда развиваются все психофизические процессы, происходит всестороннее развитие личности.

 

А различия в функциональном и  психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальной и эффективной нам представляется программа развития и обучения детей 5-6 летнего возраста по УМК «Предшкольная пора», как средство успешной социализации будущих первоклассников.

  1. Сведения об условиях применения используемого материала.

Теоретические основы опыта.

В основу описываемого опыта взята идея следующих  авторов.

  1. Руководитель программы – член-корреспондент Российской академии образования профессор Н.Ф.Виноградова.
  2. Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор института возрастной физиологии, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор популярных книг для педагогов и родителей М.М.Безруких.

Условия эффективного применения опыта.

Для реализации данного опыта необходимо:

  1. Организационно – методическое обеспечение (разработка необходимой нормативно – правовой документации, регулирующей процесс функционирования программы в условиях работы школы).
  2. Программно – дидактическое обеспечение (разработка программы и отбор дидактических средств, позволяющих интегрировать занятия образовательного процесса).
  3. Рефлексивно – оценочное обеспечение (программный пакет диагностических средств, необходимых для поддержки и оценки модели программы, мониторинговые средства, регулирующие деятельность педагогов, участвующих в эксперименте).
  4. Материально – техническое обеспечение (создание материально – технической базы для реализации программы в образовательном учреждении).
  5. Повышение квалификации (обобщение педагогического опыта на основе участия в экспериментальной работе и персонифицированной деятельности в учреждении).

Также успех применения опыта зависит от знаний особенностей работы с детьми 6-летнего возраста и  четкого понимания способностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )

В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей....

«Патриотическое воспитание в рамках реализации воспитательной системы « Родина в сердце каждого!» с целью успешной социализации младшего школьника ».

Воспитание многопланово, поэтому ценностная направленность воспитания более конкретно определяет сущность воспитательного процесса. ...

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...