Главные вкладки

    Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )
    статья по теме

    В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_po_sotsializatsii_detey.docx20.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы

    Социальная позиция человека может проявляться  только в деятельности (или ее отсутствии), и именно в формах, способах и содержании этих проявлений фиксируются  те результаты социализации, которые, с учетом сказанного, можно трактовать как персональную включенность  детей в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся..

    В рамках достижения этой цели нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания: «Личностно-ориентированный подход как средство успешной социализации воспитанников». В соответствии с темой определены задачи воспитания:

    • Формирование нравственных ценностей, норм и правил  поведения в обществе;
    •  Формирование коммуникативных навыков  для организации досуга и быта;
    •  Развитие индивидуальных личностных качеств каждого  обучающегося;
    •  Выработка единых требований с родителями в воспитании детей.

    Практика моей работы показывает, что большую роль в успешном решении данной проблемы играет выбор и использование  адекватных  педагогических технологий и приёмов работы, выбор правильных, необходимых направлений деятельности, каковыми являются:

    • Познавательная деятельность
    • Физическое воспитание и охрана здоровья
    • Коммуникативная деятельность
    • Трудовое воспитание
    • Эстетическое воспитание
    • Нравственное воспитание
    • Работа с родителями, с семьёй

    Немаловажным в своей деятельности считаю использование тех приёмов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, игры познавательной направленности, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки. Стараюсь так организовать деятельность обучающихся, чтобы каждый воспитанник мог в меру своих возможностей проявить способности, конечным результатом чего является комфортное ощущение себя в  классе каждым ребёнком, а далее - желание обучающихся посещать школу, учиться, принимать активное посильное участие в мероприятиях.

    Одним из важных направлений моей деятельности является профилактическая работа в целях коррекции девиантного поведения,  направленная на предупреждение вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании, Интернет-зависимости.

    Последние годы возрастает число детей, склонных к агрессивному реагированию на различные неблагоприятные жизненные ситуации. Психокоррекция данных проявлений проходит в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр.

    Работа с родителями

       Работа с родителями ведётся на достаточном уровне: в группе  организована деятельность родительского комитета, родители посещают родительские собрания,  принимают участие в жизни ГПД, сформировано правильное отношение к школе, своим обязанностям, уважительное отношение к педагогам.

    Воспитательный  процесс

         Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

         Профессионализм и продуктивность своей педагогической деятельности я вижу в следующем:

    -организуя педагогическую деятельность, основываюсь на принципах гуманизации воспитания, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;

    -определяя цели и задачи, выбираю и внедряю технологии воспитания в соответствии с особенностями учащихся, их нарушениями в развитии;

    определяю формы организации воспитательного процесса, методы и приемы.

          В  своей деятельности использую современные педагогические технологии:

    -Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);

    -Личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская);

    -Игровые технологии (Шмаков);

    -Технология КТД (Иванов);

    -Здоровьесберегающие технологии

    -Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).

    -Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги.

          Также в своей работе использую методы и приёмы:            

    1.Способствующие  накоплению социально-положительного опыта:

         -   организация успехов в учении

         -   моральная поддержка

      -    убеждения

      -   доверие

      -   ожидание лучших результатов

    2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между

    педагогом и воспитанником:

       -  просьба

       -  поощрение

       -  авансирование личности

       -  прощение

       -  поручительство

       -  проявление огорчения    

    3.Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

       -  констатация проступка

       -  осуждение

       -  наказание

       -  предупреждение

       -  разоблачение или выявление виновного  

    4.Приёмы со скрытым действием:

       -  параллельное педагогическое действие

        -  намёк

        -  ласковый упрёк

        -  мнимое безразличие

        -  ирония    

             Воспитательную работу я строю по пяти основным направлениям:

    I. Основы социализации и общения:

    -  познавательная деятельность;

    -  нравственно-правовая деятельность, ценностно-ориентационная, экологическая деятельность – правила поведения в различных жизненных ситуациях, занятия по ППБ, ПДД, ОБЖ, самоорганизация;

    -  посещение музея, библиотек;

    -  нормы внешнего вида, правила этики.

    II.  Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:

    -  спортивно-оздоровительная деятельность;

    -  просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

    III. Трудовое воспитание:

    -   трудовая, общественно-полезная деятельность;

    -  совместные творческие дела, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

    IV. Эстетическое  воспитание:

    -  творческая деятельность, участие в творческих конкурсах, посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города;

    -  художественно – эстетическая деятельность – оформление и дизайн группы, школы, участие в проведении праздников;

    -  участие в кружках дополнительного образования;

    -  участие в школьных концертах, смотрах, конкурсах;

    V.   Работа с родителями:      

                  Цели воспитания в семье и школе  обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям я использую согласованные взаимодействия.    

    Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.                                                  

    Работу с родителями строю на принципах взаимной деятельности:

    -  обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

    -  доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

    -  позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

           Свою деятельность с родителями или законными представителями

    воспитанников организовывала, используя разные  формы:

            1. Изучение условий семейного воспитания

    Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

    Беседы, анкетирование родителей, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”,  деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

             2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

    Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.

           3. Взаимодействие с родительским комитетом

    Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

    Организовывая воспитательный процесс, создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. В педагогической деятельности стремилась к сочетанию обучения и

    воспитания.

                          В практической деятельности соблюдаю нормы и правила профессиональной этики. В специальной школе важно не навредить социальному, нравственному здоровью детей. Для этого я создавала благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, уважала личность  каждого ребенка, использовала бесконфликтное общение, безусловное принятие каждого ребенка, каким бы он ни был.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.

    Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса   воспитания и развития детей  на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...

    Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

    «Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

    Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

    Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

    Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)

        Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...

    Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

    В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...