«Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Хомякова Ольга Сергеевна

игры и упражнения с элементами изотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Мотрева Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и

 детей с ограниченными возможностями

здоровья VΙΙΙ вида».

Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

Ход мастер – класса

Вступительное слово

В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот с  ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, для которых важным моментом в обучении является коррекция и развитие ручной моторики, познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и развитие речи. Поэтому наряду с учебными дисциплинами проводится такое занятие как школьный компонент.

        МО учителей начальных классов разработана рабочая программа по школьному компоненту. Все занятия направлены на коррекцию и развитие ручной моторики, познавательных процессов и развитие речи. Занятия проводятся в интересных игровых формах, с использованием различных педагогических технологий. На занятиях особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений ребенка является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев» писал  В.А.Сухомлинский. Для развития мелкой моторики рук можно использовать хорошо всем известные игры и упражнения, заниматься прикладным творчеством. Например:

  1. Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.
  2. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
  3. Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.
  4. Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
  5. Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.
  6. Театр в руке.
  7. Оригами.
  8. Работа с пластилином, бумагой, тканью.
  9. Работа с природным и бросовым материалом.

Сегодня я хотела бы вас познакомить  с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, как с одним из приемов  и способов развития мелкой моторики рук у детей.

Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особую популярность.

Цель: познакомить с  нетрадиционной техникой рисования пальчиками, как с одним из приемов  и способов развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технику рисования пальчиками можно использовать и на таких уроках как ИЗО, трудовое обучение, на внеклассных мероприятиях. Рисовать пальчиками можно  не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.

Использование данной техники на занятиях способствуют коррекции и развитию ручной моторики, памяти, внимания, творческого воображения, мышления и развитию речи у детей.

Длительность занятия с использованием нетрадиционной техники рисования зависит от возраста детей. При планировании необходимо учитывать возрастные особенности детей, их подготовленность, доступность выполняемых приемов

Использование данной техники на уроках превращает обычное занятие  в необыкновенное, помогает увлечь детей интересным материалом, и каждому ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе  и просто сделать мир вокруг себя ярче.

Практическая часть мастер-класса.

Предлагаем вашему вниманию несколько приемов нетрадиционной техники рисования пальчиками, способствующие развитию мелкой моторики. Как можно рисовать пальчиками?

Существует несколько техник пальчикового рисования:

Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.

Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);

Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)

Рисование может быть коллективным или индивидуальным, возможно выполнение работы по трафарету, на котором указано направление движения пальцев или руки. 

Техника рисования пальчиками – интересный и увлекательный процесс, в котором с помощью рук и красок возможно создавать шедевры и развивать мелкую моторику рук.

Сегодня я предлагаю вам создать свой шедевр, выполнив работу по трафаретам. У каждого из вас на столе лежат краска белого цвета, влажные салфетки, трафареты 2-х видов.

  1. Изображен снеговик. Рассмотрите. Рисовать необходимо по спирали в указанном направлении. При выполнении данной работы у детей формируются понятия «по часовой стрелке или против часовой стрелке», вправо или влево (развитие пространственного восприятия).

При рисовании снежинок (отпечатки кончиков пальцев) возможно рисование каждым пальчиком, т.к. это не вызывает у детей затруднений.

  1. Изображен лес и животные. Рассмотрите. Выполнение данной работы способствует коррекции и развитие пространственного восприятия, развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления.

Рисовать необходимо в указанном направлении (формируются понятия вниз, вверх, вправо, влево. Рисование снежинок можно выполнить каждым пальчиком.

Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники рисования способствует достижению образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных целей и задач.

     Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, доброжелательности, умения работать в коллективе и индивидуально, уважения к своему  и чужому труду.

Вывод: использование нетрадиционной техники рисования пальчиками способствует развитию мелкой моторики рук у детей; повышает учебную мотивацию у обучающихся; позволяет лучше воспринимать материал; обеспечивает вовлеченность детей в работу.

Примером того как я применяю технику рисования пальчиками на своих занятиях является посещенное комиссией занятие по школьному компоненту.

На этом я заканчиваю мастер-класс и мне остается только пожелать коллегам

объединять техники и создавать свои шедевры!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и воображения у учащихся начальной школы»

Материал содержит конкретные способы развития творческого мышления у школьников....

ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения

Презентация  на тему: "ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения" знакомит с основнми методами и приёмами ТРИЗ-технологии....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методами арт-терапии

Материал для психологов по использованию средств арт-терапии при коррекции эмоциональных средств дошкольников....