Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья

Иващук Виктория Викторовна

Статья для Всероссийской научно-практической конференции.В ней изложена работа педагога по вспитанию и развитию нравственных качеств,на примере школы,в которой я работаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Иващук В.В., учитель нач. классов,

МАОУ СОШ №31 им.Героя Советского Союза

П.Т.Харитонова,г.Улан-Удэ

Аннотация. 

В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ключевые слова: воспитание, духовность, духовно-нравственное развитие, нравственный выбор, школа, семья.

«Воспитание – многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» - писал В.А.Сухомлинский.

Защита духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Изучением духовно – нравственного развития и воспитания детей с ранних лет, занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей. Школа является главным центром воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной школой ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить происходящее и будет обладать не только знаниями, но и эстетическими чертами личности. [6; с.2] Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются назад в прошлое. Происходящие в стране социально-экономические и политические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни  людей, что привело к изменению ценностных ориентаций людей, ранее существовавших убеждений и взглядов, поэтому в сложившейся ситуации не эффективны разовые меры. [4;с.110] Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. [4;с.115] Все содержание образования должно быть направлено на овладение детьми лучшими традициями народной педагогики, приобщение детей к культуре предков, усвоение «общечеловеческих ценностей» как основы формирования у школьников патриотического сознания, гражданственности, долга и ответственности, гуманного отношения к природе, окружающим, выработке культуры общения. [5]

Предпринятые попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками.

С воспитанием младшего школьника, тесно связан учебный процесс. Содержание  образования в школах, увеличилось и усложнилось, но при этом про воспитание не должны забывать, ведь воспитание играет важную роль в обучении младших школьников. При выполнении поручений по учебе, у младшего школьника складываются нравственные отношения с окружающими. Учебный процесс формирует у детей знания, а также ребенок может решать умственные и нравственные задачи. Социальные условия и биологические факторы, воздействуют на развитие младшего школьника, но так как младший школьник обучается в школе, главную роль играют педагогические условия. Нравственное и духовное воспитание ребенка это одно из важных видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и нравственного воспитания опыт учителя духовный и нравственный. Основой воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть объектом внимания педагогов. Учителю не стоит забывать, что формирование нравственного и духовного понятия у младшего школьника - это сложный процесс. Чтобы воспитать  духовно и нравственно развитую личность, учителю необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях толерантное поведение. У ученика должно быть развито сочувствие, сопереживание, он не должен быть агрессивным, относиться к другим людям терпимо, уважать национальности, народности, культуру и религию. [2;c.9] Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Основная цель школы – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Для организации комплексных мероприятий работа образовательного учреждения строится следующим образом:

- взаимодействие с учениками;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с администрацией, специалистами, коллегами.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей в которой растёт, формируется, воспитывается ученик. Он должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.

Так как именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, поэтому педагогу необходимо знать, каков образ жизни, каковы традиции и обычаи в семье каждого ребенка в классе. [3;c.24]

При этом все эти сферы взаимосвязаны, так как невозможно квалифицированно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в семье, не зная ее социального статуса, ценностных ориентаций родителей. Вот поэтому в нашем образовательном учреждении создана программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся, кроме того сформированы специальные эстетические классы, для обогащения и развития культурно-нравственной личности.

Задачи духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении:

1. Повышение человеческого в человеке;

2. Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора;

3. Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств;

4. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;

5. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.

Задача классного руководителя – помочь учащимся понять, что без принятия духовно-нравственных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Для обеспечения духовно-нравственного воспитания школьников классный руководитель должен работать по следующим направлениям:

1. Выработка совместно с семьей единой тактики в духовно-нравственном воспитании;

2. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика;

3. Организация и проведение классных часов.

Формы работы с учащимися начальной школы:

1. Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

2. Проведение праздников и мероприятий;

3. Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

4. Исследовательская деятельность учащихся;

5. Экскурсии;

6. Организация выставок;

7. Тематические и творческие вечера;

8. Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Главной формой воспитательной работы является классный час. Он выполняет различные функции:

- просветительскую – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;

- ориентирующую – обсуждение духовно-нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;

- направляющую – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении духовно- нравственных проблем;

- формирующую – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

Стержнем всех мероприятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности. В целом развитие духовной нравственности тесно переплетается с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие. В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации.

Для этого необходимо:

• изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

• психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

• защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лектории для родителей;

- выставки, конкурсы;

- совместно организованные с родителями праздники;

- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- общешкольные и общественные конференции;

- посещение на дому;

- родительские чтения (очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении);

- родительские вечера (форма работы, которая сплачивает родительский коллектив, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос).

Духовно-нравственное воспитание в школе неразрывно связано с работой школьной библиотеки. Истинные духовные ценности невозможно заложить простой массовой пропагандой. Их нужно понять, прочувствовать, пропустить через себя», пережить и принять всем сердцем. Лучшие образцы художественной литературы воспевают законы нравственности и человеческие ценности.[1; с.101] Но к таким книгам иногда нужно привести Читателя буквально за руку. В нашей детской библиотеке разработана программа для осуществления развития духовной нравственности «Уроки нравственности и жизни». Детское чтение основано на лучших образцах мировой литературы. Читающий лучшие книги приобретает духовное богатство. Чтение детей – одна из составляющих духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества. Духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и школе).

Список литературы:

1. Строганова Л. В .классные часы, беседы для младших школьников и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2007. -128 с.

2. Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. -№9. – с.8 – 11.

3. Вахрушева, И.Г., Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы/ И.Г.Вахрушева //Казань.-2007. -24-25.

4. Любимов, Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе / Л. Л. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-124.

 5. Научный форум// Вычиков А.П.[Электронный ресурс]URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025308

6. Бунеев, Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев, // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 1. – с 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....