ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ, В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ
методическая разработка

Пархоменко Наталья Александровна

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ, В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ

Цель: способствовать укреплению здоровья младших школьников и повысить их двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ, В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ

Цель: способствовать укреплению здоровья младших школьников и повысить их двигательную активность.

Задачи:

Образовательные задачи (предметные результаты):

1.Способствовать совершенствованию ранее изученных подвижных игр и упражнений.

2. Развивать быстроту реакции, ловкость,гибкость, внимание и мышление учащихся.

Оздоровительные задачи (метапредметные результаты):

1. формировать навыки культуры поведения, уважения к товарищам по команде.  (коммуникативное УУД).                                                                                                                                                    2. Развивать умения выполнять упражнения на высоком качественном уровне (познавательное УУД).                                                                                                                                                3. Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивное УУД).                                                                                 4. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1. Содействовать воспитанию  дисциплинированности, организованности, самостоятельности;

1. Переправа через «болото»

Соревнования в переходе через условное болото не только выработают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, но и дадут им начальное представление и некоторый навык в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности.

Вариант 1 – по «фашинкам». 

У каждого участника по две фашинки – дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или даже просто листы бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта (у стены коридора спиной к ней) с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи «Марш!» кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна – как можно скорее достичь финиша – заступить обеими ногами за линию финиша (коснуться рукой противоположной стены). Кто выполнит задачу быстрее других, тот и будет победителем. Остальные места определяются согласно времени финиша каждого, если оно засекалось по секундомеру.

Правила: 

  1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» – пола, земли, асфальта. За такое касание судья начисляет участнику штрафные баллы (секунды).
  2. Запрещается передвигать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.

Вариант 2 – по «кочкам». 

Участники делятся на команды по 3–5 человек. Их задача – быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10–15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота».

7–10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях около 100–150 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой «кочки» – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи «Марш!». Если сделать две-три «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, горящей свечи (факела).

Правила: 

  1. Участники не должны наступать ногой на «болото», т.е. между «кочками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды.
  2. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.
  3. В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков или если погаснет свеча во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.

Вариант 3 – по «гати» из жердей. 

В этом варианте состязания лучше проводить на лоне природы и только как командные. Состав команды – 3–5 человек. Задача та же – как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте. Каждая жердь должна иметь длину около двух метров и толщину 5–10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины «болота».

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой.

Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. Побеждает команда, которая прошла «болото» по гатям быстрее других (с учетом штрафного времени).

Правила: 

  1. Основное – аналогично правилу № 1 предыдущих вариантов.
  2. При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

2. Пройди по бревну

Встретив в походе поваленное дерево, можно потренироваться в равновесии.

Если дерево имеет острые торчащие сучья или лежит поперек глубокого оврага, то прохождение по нему представляет повышенную опасность, и тренироваться на нем без страховки не следует. Во время привала на лежащем прямо на грунте стволе можно провести игры с перелезанием через него (если ствол достаточно толст) и с прохождением вдоль по стволу без груза, с рюкзаком на плечах, с котелком или кружкой, наполненной водой.

Каждый участник по очереди поднимается и проходит вдоль по стволу до конца и соскакивает с него на землю. Можно ввести дополнительное условие – разворот в конце бревна на 180° и проход в обратную сторону, приседание в середине пути, сесть верхом на ствол и снова встать, не касаясь земли, и др.

Упражнение не стоит выполнять на скорость, но руководитель вместе с другими ребятами (судейской коллегией) должен дать оценку в баллах каждому за качество выполнения с учетом таких показателей:

по качеству движения: 

  • спокойно, без напряжения – 2 балла;
  • напряженно, неуверенно – 1 балл;

по времени: 

  • нормально – 5 баллов;
  • немного замедленно – 4 балла;
  • очень медленно, с задержками – 1–3 балла;
  • немного торопливо – 4 балла;
  • очень торопливо, с пробежками – 1–3 балла;

по сохранению равновесия: 

  • без нарушений – 5 баллов;
  • с небольшими нарушениями баланса – 3–4 балла;
  • с крупными нарушениями – 1–2 балла;
  • преждевременный соскок, падение – 0 баллов.

Кроме того, можно давать дополнительные баллы, если при прохождении бревна участник не прольет воду из котелка; за разворот, приседание, подскок, соскок и др.

3. Ловкачи (переправа маятником)

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» пошире и вновь начинать соревнования.

Правила: 

  1. За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание одежды» получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
  2. Победителем на «переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».

4. Переправа рюкзаков (маятник с упором)

Соревнования удобно проводить на лугу или на песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

Правила: 

  1. Участникам нельзя заступать ногами за линию «берега», а перемещаться вдоль нее в стороны можно.
  2. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).
  3. При падении шеста или рюкзака команда выбывает из игры.
  4. Бег по «лесу»

Это упражнение тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства. Проводить его можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях – во дворе школы, на спортплощадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были две-три высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которых можно натянуть веревку.

Оборудование: между двумя или тремя деревьями на высоте не менее 2-х метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешивают деревянные рейки (палки, сучья) так, чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м. Количество реек зависит от длины основной веревки (10–20–30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника – как можно быстрее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех переходах между рейками, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Упражнение можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой, зажженную свечу.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение: качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, разлил воду, погасла свеча – надо договориться заранее.

6. Через «лесной бурелом»

Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер, координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходнику и лыжнику.

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев деревьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10–20 м надо перегородить поперечными перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–60 см (выше колен). Туристы должны по очереди преодолеть этот участок тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесие.

Результаты оценивают по показаниям секундомера.

Варианты с усложнением: переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаком на плечах, с котелком воды в руке.

Правила: 

  1. Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он выбывает из зачета. Можно договориться о системе трех попыток.

7. Следопыты

Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия. Участники игры делятся на две равные команды по 5–10 человек. В каждой команде выбирается капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Оборудование. Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо разбросать в лесу по двум разным маршрутам от одного места старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, нужно приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).

Пока команды заняты каким-либо делом на поляне в районе старта, руководитель с помощником уходят маркировать первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья и на сучьях и земле через равное количество шагов оставляя свои бумажки. Помощник затем остается на финише, оборудуя его, прикрепив флажок на сучке дерева на высоте 2–3 м, а затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку второго цвета.

Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны друг от друга, а затем уже шли параллельно в сторону финиша.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрули (разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна быть равна половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант игры для старших школьников можно создать не только за счет удлинения маршрутов, но и за счет построения маршрутов в форме «восьмерки», или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах – места, где маркировку придется поискать в радиусе 20–30 или 50 м.

Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно (под корни, в мох, дупла, кучи хвороста), не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

8. Кросс «гусениц»

Это забавное соревнование можно провести на песчаном пляже, на площадке, покрытой рыхлым песком, или на ровном чистом лугу. Оно тренирует координацию движений, развивает гибкость, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.

Оборудование: на песке с помощью веревки прочерчивают окружность радиусом 5–10 м, в центре которой ставится приз – миска с конфетами, орехами, яблоками и т.д. Сверху приз прикрывается салфеткой. А на лугу можно шнуром или шагами отмерить от центра несколько равных радиусов (по количеству участников) и концы их обозначить веточками, флажками.

Участники ложатся на живот на исходную позицию – за окружностью в разных точках, каждый – головой к центру круга. Помощники судьи связывают им руки за спиной и ноги у щиколотки. После команды «Марш!» все устремляются к центру, чтобы захватить приз. Каждый стремится достичь центра раньше других, и тот, кто «пришел» первым, должен, захватив салфетку зубами, откинуть ее в сторону.

Правила: 

  1. Разрешается любой способ передвижения: перекатом с боку на бок, на боку, отталкиваясь от земли коленями, кульбитом, скачками на коленях или ногах и т.д.
  2. Не разрешается телом сбивать (отшвыривать) миску с места.

9. Водоносы

Эти соревнования в лазаньи по склону и в беге тренируют ловкость, силу, координацию движений и скоростную выносливость. Соревнования надо проводить на берегу ручья, реки, озера, моря, где имеется достаточно высокий и крутой откос берега (обрыв, дюна, стенка песчаного карьера). Они проводятся между командами в составе от трех до семи человек. Команд может быть несколько. Все зависит от условий местности и наличия снаряжения.

На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые ведра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренгу у своих ведер, в руках у каждого участника – по кружке или котелку. Суммарный объем посуды должен быть одинаков для всех команд.

По сигналу «Марш!» все быстро спускаются вниз, черпают кружками воду из реки и поднимаются вверх, чтобы вылить ее в свои ведра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает та команда, которая быстрее других наполнит свое ведро до установленной отметки. За наполнением ведер должен следить судья.

Правила: 

  1. Запрещается передача кружек и котелков с водой по цепочке, каждый член команды должен свою кружку с водой донести до ведра сам.
  2. Выбор пути подъема участников определяет капитан каждой команды. Запрещается загораживать проход, толкать противника, выбивать у него кружку с водой из рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник "Подвижные игры для младших школьников на свежем воздухе"

Подвижные игры для младших школьников с подробным описанием....

Спортивный час на свежем воздухе на тему: « Подвижные игры с мячом».

Цель: закрепление двигательных навыков и умений через подвижные  игры с мячом (баскетбольным, футбольным, обычным резиновым), бадминтоном.Задачи:- Образовательные: продолжать изучать упражнения н...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...

Подвижные игры на воздухе для детей младших классов.

Подвижные игры на воздухе с детьми....

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...