Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Губина Елена Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra_3-4_klass.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2015. - 88 с. — (Начальная школа XXI века) и составлена для обучающихся 1-4 классов МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области.

        Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Концепция: отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.

Обоснованность и социальная значимость курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания. Саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

         Основная цель  – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности: 2019 – 2021 учебный год.

Количество часов в программе  1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе.

Режим занятий: 3 класс – 45 минут, 4 класс – 45 минут.

         Формы и виды деятельности:

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Посещение библиотек;
  • Походы в театр;
  • Просмотр мультфильмов;
  • Конкурсы.

Характеристика курса

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов

(«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в рамках работы кружка «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как

основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Место в учебном плане

Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в 3-4 классах, 1 час в неделю; 68 часов всего.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.

Цели и задачи. Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников  связано, прежде всего, с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.

Формы контроля.  Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

 - оформление фотовыставки.

Ценностные ориентиры. Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;

мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных

(безнравственных) действий.

Личностные и метапредметные результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».  

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучающимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

 К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

В результате изучения программы курса «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

обучающиеся научатся:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.
  • использовать в общении доброжелательный тон;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа

близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности,

недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Тематическое распределение часов на ступень обучения

Наименование раздела

Часы учебного времени

3 класс

34 часа

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

8

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

6

4 класс

34 часа

1

Школьный этикет

8

2

Правила общения

8

3

О трудолюбии

7

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» в 3 классе, 34 часа

Тема учебного занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

 проведения

Примечание

по факту

фактически

1.Школьный этикет (5 ч)

1.

Правила поведения в школе.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

2.

Перемена с увлечением.

Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих.

3.

Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять.

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

4.

Взаимопомощь: учёба и труд

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

5

Школьное имущество надо беречь

Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом

2.Правила общения (11 ч)

6

Добрый день. Здравствуйте

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации

7

По стране вежливых слов

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

8

Поговорим о доброте

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

9

Без друга в жизни туго

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

10

Порадовать близких — как это просто!

Уметь проявлять внимание и заботу к другим

11

Можно и не ссориться

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками

12

Большое значение маленьких радостей

Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

13

Этикет познавая, дружно, весело играем!

Уметь практически применять правила коллективных игр

14

Время надо беречь

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его

15

Слово лечит, слово ранит

Употреблять в различных ситуациях вежливые слова

16

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

3.О трудолюбии (8ч)

17

Твой труд дома

Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности

18

Учись учиться

Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться

19

Ответственность

Анализировать и оценивать свои действия

20

Труд кормит, а лень портит

Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека

21

Как организовать свой труд

Анализировать и оценивать свои действия

22

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

23

Цена ломтика

Обосновывать необходимость уважения к труду людей

24

Профессии людей

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

4.Культура внешнего вида (4ч)

25

Уход за своими вещами

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности

26

Одежда будничная и праздничная

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях

27

По одёжке встречают

Определять оптимальные правила внешнего вида

28

Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать

Применять основные правила Мойдодыра

5.Внешний этикет (6 ч)

29

Разговор по телефону

Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону

30

Поведение в гостях

Воспроизводить правила поведения в гостях

31

Я пишу письмо

Воспроизводить правила написания письма

32

Правила безопасности при общении с животными

Уметь применять правила поведения с животными

33

Поведение на природе

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе

34

Я в роли прохожего. Путь от дома до школы

Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» 4 классе, 34 часа

Тема учебного занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

 проведения

Примечание

по факту

фактически

1.Школьный этикет (8 ч)

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками

2

Забота о младших

Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие

3

«Познай самого себя»

Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания

4

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

5

Как я работаю над собой

Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия

6

О терпении

Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7

Конец каждого дела обдумай перед началом

Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения

8

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других

2.Правила общения (8 ч)

9

Вежливый ли я дома?

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя»

10

Культура общения в  современной семье

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

11

Правила приличия в житейских ситуациях

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения

12

Культура спора

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)

13

Правила этикета: знакомство

Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости

14

Язык, мимика и жесты

Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику

15

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

16

Игра «Город вежливости»

Уметь практически применять правила коллективных игр

3.О трудолюбии (7ч)

17

Культура физического и умственного труда

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

18

Положительные герои в былинах и сказках

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений

19

Книга — источник знаний

Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования

20

Золотые руки

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

21

Кем быть?

Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы

22

Твоя малая родина

Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

23

Герои труда

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

4.Культура внешнего вида (4ч)

24

Что такое культура внешнего вида?

Определять оптимальные правила внешнего вида

25

Одежда и осанка

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки

26

Вежливость и внешний вид

Применять основные правила вежливости и опрятности

27

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

5.Внешний этикет (7 ч)

28

Осваиваем правило «так нельзя»

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

29

Услышать собеседника

Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре

30

Готовимся к празднику

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

31

Что такое хорошо и что такое плохо

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

32

В мире мудрых мыслей

Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы

33

Россияне о любви к Родине

Оценивать яркое проявление патриотизма

34

Итоговое занятие

Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию

Описание материально-технического обеспечения

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Необходимое количество

Имеющееся количество

                          Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Сборник программ по внеурочной  деятельности

Примерная программа начального общего начального образования

           Д

           Д

     100%

     100%

         Печатные  пособия

Таблицы к основным разделам программы

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме)

Детские книги разного типа из круга детского чтения

          Д

          Д

         К/Д

      10%

      10%

      10%

               Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

        0%                                        

                                                  Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

           Д

Д

Д

Д/П

Д

Д

                                            100%

100%                                            

 0%                                 0%

100%

 100%                                              

30%            

                                                 Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Слайды, соответствующие тематике программы

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Д

Д

Д

Д

10%

10%

0%

0%

                                                      Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

Цветная бумага

Пластилин

Природный материал

Акварель

К

Д

Д

         Д

К

К

К

К

К

100%

100%

100%

0%

0%

100%

100%

100%

100%

                                                          Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов Настольные развивающие игры

П

           Ф

10%

10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"

Данная прорамма внеурочной деятельности  "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...