Воспитательная работа в творческом объединении "Криничка"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Улитина Лариса Евгеньевна

Воспитательная работа состоит из 2 разделов (социальное и профессиональное воспитание)

Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:

  • чувство причастности к коллективу, коллективной ответственности;
  • умения взаимодействовать с другими членами  коллектива;
  • толерантности;
  • желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;
  • стремления к самореализации социально адекватными способами;
  • стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

 Главная цель воспитательной работы в объединении: помочь ребенку найти свое устойчивое место в жизни, обрести свое призвание, свою индивидуальность.

Задачи:

-адаптация обучающихся к жизни в обществе;

-формирование и развитие детского коллектива;

-ориентация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию;

-создание условий для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности обучающегося;

-воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Каждый раздел  предполагает деятельность по 6 направлениям:

 «Я и МЫ»

«Я и мое дело»

 

«Я и творчество»

«Я в мире… мир во мне…»«Я – гражданин России»

 

«Я и здоровье»

«Я – гражданин России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в объединении «Криничка».

  «И воспитание, и образование неразделимы, нельзя воспитывать,

 не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.»

                                                               Л.Н.Толстой.

Весь ход развития человечества наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим одна из важнейших функций образования – социализация ребенка.

В системе дополнительного образования имеются все необходимые условия для приобщения ребенка к культуре, ее ценностям и нормам, для формирования детского коллектива и для развития отдельной личности. Передовые мыслители определяли внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое призвание, индивидуальность, место в жизни.

Последние годы показали, что общество нуждается в личностях неординарных, не похожих друг на друга. Открылись возможности для предприимчивых, дельных, оригинальных людей, упорных в достижении целей. Именно к этому стремимся мы в своей работе в объединении.

Главная цель воспитательной работы в объединении: помочь ребенку найти свое устойчивое место в жизни, обрести свое призвание, свою индивидуальность.

Задачи:

-адаптация обучающихся к жизни в обществе;

-формирование и развитие детского коллектива;

-ориентация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию;

-создание условий для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности обучающегося;

-воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Воспитательная работа состоит из 2 разделов (социальное и профессиональное воспитание) 

Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование у ребёнка:

  • этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;
  • культуры организации своей деятельности;
  • уважительного отношения к профессиональной деятельности других;
  • адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;
  • знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;
  • понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:

  • чувство причастности к коллективу, коллективной ответственности;
  • умения взаимодействовать с другими членами  коллектива;
  • толерантности;
  • желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;
  • стремления к самореализации социально адекватными способами;
  • стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Каждый раздел  предполагает деятельность по 6 направлениям:

 «Я и МЫ»

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе, осознанного соблюдения правил без напоминания педагога, соблюдение нравственно-этических норм.

«Я и мое дело»

Цель: развитие трудовых навыков и умений детей, создание условий для творческого самовыражения.

«Я и творчество»

Цель: организация досуга обучающихся, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, развитие интереса к массовым мероприятиям ДДТ.

«Я в мире… мир во мне…»

Цель: участие в общественно-значимой деятельности, формирование  гражданской позиции, привлечение к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

«Я и здоровье»

Цель: воспитание понимания важности здорового образа жизни для будущего самоутверждения, обучение правилам безопасного поведения.

«Я – гражданин России»

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции, приобщение к истокам русской народной культуры.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может:

  •  через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребёнок ощущает себя необходимым и значимым;
  •  обеспечивая «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, необходимые для его самоутверждения в среде сверстников социально адекватным способом;
  •  используя различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
  •  через создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Методы, средства и принципы воспитания

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения.

Данные методы традиционно используются в работе педагогов дополнительного образования.

Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:

  •  методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
  •  методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

  •  методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Средства воспитания - это источники формирования личности.

 К ним относятся:

  •  различные виды деятельности (трудовая, игровая и т.д.);
  •  вещи и предметы;
  •  произведения и явления духовной и материальной культуры;
  •  природа;
  •  конкретные мероприятия и формы работы.

Ожидаемые результаты воспитательной работы:

-сформированность коллектива в объединении;

-умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

-стремление к самореализации;

-соблюдение нравственно-этических норм (правила этикета, общая культура речи, культура внешнего вида);

-способность адекватно оценивать свои и чужие достижения;

-сформированность навыков самостоятельной работы.

Мониторинг результативности воспитательной работы.

Отслеживать результативность воспитательной работы педагога дополнительного образования можно следующим образом:

  1. В начале каждого учебного года педагогом составляется план воспитательной работы на учебный год.
  2. В течение года педагогом дополнительного образования детей ведется «Тетрадь отзывов».
  3. В конце учебного года педагог пишет «Анализ воспитательной работы в объединении за учебный год», заполняет «Диагностическую карту воспитательной работы в объединении».
  4. В течение года заполняется «Летопись объединения» (участие в мероприятиях ДДТ, фотографии детей и работ, результаты участия в выставках…)

План воспитательной работы на 2018-2019 учебный год.

направление

Формы работы

сроки

Ожидаемый результат

1

«Я и МЫ»

1.Приём в ряды детского объединения.

2.Выбор старосты, распределение поручений между участниками детского коллектива.

3.Организация дежурств.

4. Разработка правил поведения и взаимодействия в детском объединении.

5.Изготовление коллективных творческих работ, работа по подгруппам и в парах.

6.Анкетирование.

Сентябрь-октябрь

По календарному плану к образовательной программе «У истоков мастерства»

Сентябрь, май

сформированность коллектива в объединении;

Помочь ребёнку почувствовать себя значимым для коллектива

«Устав детского объединения»

Умение взаимодействовать с другими членами  коллектива;

способность адекватно оценивать свои и чужие достижения.

Обучить методам самоанализа и работы над собой.

Выявление  общих и специальных способности детей, их потенциальных возможностей.

2

«Я и мое дело»

1.Изготовление сувениров и поделок

 - ярмарка в г. Смоленске;

-ко Дню Матери;

-ко Дню именинника;

-к Новогодним праздникам;

-к масленичной ярмарке в г.Велиже;

-к празднику 8-Марта;

2.Участие в районном и областном конкурсе.

3.Организация персональных выставок в кабинете.

4. Подготовка тематических проектов.

Сентябрь – октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь-февраль

Февраль-март

Март-апрель

После прохождения раздела программы

По календарному плану к образовательной программе «У истоков мастерства»

Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в лепке из глины

Стремления к самореализации

Самоутверждение в среде сверстников.

Стремление  к саморазвитию, получению новых знаний, умений.

3

«Я  и творчество»

Подготовка номеров самодеятельности к массовым мероприятиям ДДТ (по плану ДДТ)

В течение учебного года

Участие в общественно-значимой деятельности.

Стремление к самореализации.

4

«Я  в мире… мир во мне…»

1.Участие в благотворительной акции к Рождественским праздникам в г.Смоленске и в г.Велиж.

2.Подготовка сувениров и поделок в подарок ветеранам В.О. войны.

3.Изготовление сувениров и поделок к народным праздникам и календарным датам.

Ноябрь-декабрь

Апрель-май

По календарному плану к образовательной программе «У истоков мастерства»

Участие в общественно-значимой деятельности, формирование  гражданской позиции

Сформированность навыков самостоятельной работы.

5

«Я  и здоровье»

1.Профилактические беседы:

-соблюдение правил ТБ;

-о правилах личной гигиены;

-правила дорожного движения;

-«Осторожно: лед на реке!»;

-«Не играй с огнем!»

-«Один дома».

2.Учебные тренировки по эвакуации на случай ЧС.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Март

Май

По плану ДДТ

Понимание важности здорового образа жизни для будущего самоутверждения, обучение правилам безопасного поведения.

6

«Я – гражданин России»

1.Экскурсии в краеведческий музей г. Велижа.

2. Знакомство с различными школами русских глиняных игрушек. Изготовление поделок по работам народных мастеров России.

3.Знакомство с работами смоленских и велижских гончаров, с работами нашей землячки Л,М,Филипповой. Изготовление творческих работ.

3.Беседы по русским пословицам о дружбе, героизме, любви к родному краю. Разучивание народных игр, потешек.

Сентябрь

По календарному плану к образовательной программе «У истоков мастерства»

По календарному плану к образовательной программе «У истоков мастерства»

По темам занятий

Осознание  значимости своей деятельности

 как части процесса развития культуры

Приобщение к истокам русской народной культуры.

Литература.

  1. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Академия развития, 2004.
  2. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. «Учитель», 2009.
  3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. «Школьная пресса», 2006.
  4. Степанова Е.В. Выявление уровня воспитанности обучающихся в учреждениях дополнительного образования. СОГУ ДОТ «Центр развития творчества детей и юношества, 2005.
  5. Суслов Е.Н., Левина С.А., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: организация методической работы. «Учитель, 2008.
  6. Тужикова Т.А. Направления воспитательной работы и тематика классных часов в 1-11 классах. Классный руководитель, 2009, №2.

http://free-logo-graphics.designerlogoss.com/images/education-logo-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

Творческий проект "Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения"

Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики.Кл...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....