Комплексная модульная программа «Маленькая страна»
рабочая программа
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочной деятельности с созданием особых образовательно-интелектуальных сред погружения учителя и коллектива класса (с привлечением, в случае необходимости, активных родителей и родственников учеников, актива школы, старшеклассников, общественных организаций города и района и т.п.). С использованием современной техники и программного обеспечения, а также интернет контента, выявление и утверждение положительного влияния интернета и компьютерной среды на современного ребенка. Выстраивание методов страховки от вредоносного влияния интерактивной среды. Реализуемые направления совместного развития определяются в ходе психолого-педагогического процесса, в ходе которого устанавливается вектор интересов, как каждой отдельной личности учащихся, так и групп по интересам и всего класса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание соединению общеобразовательной и внеурочной деятельности школьников. Для этого должны быть выделены время и место в образовательном процессе. Особое внимание уделяется применению новейших цифровых технологий и программ на самых ранних этапах развития ребенка, с целью предупреждения и пресечения интернет зависимости и цифровой психопатологии.
После уроков школа становится особым миром детской радости и творчества. В этом мире ребенок и педагог сотрудничают для того чтобы раскрыть свои личности. Данная программа предусматривает в качестве инновационного проекта , параллельное раскрытие творческого потенциала учитель – ученик, учитель – класс, ученик – класс, через комплексный педагогический анализ со стороны учителя и всего педагогического коллектива школы, а также родителей учеников первого класса с первого дня обучения, и планомерного выстраивания вышеуказанных линий взаимодействий на основе взаимного доверия и дружбы. Создания уникального мира творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Предлагаемая Комплексная модульная программа «Маленькая страна» структурирована в соответствии с приоритетными направлениями, как программной, так и внеурочной деятельности с созданием особых образовательно-интелектуальных сред погружения учителя и коллектива класса (с привлечением, в случае необходимости, активных родителей и родственников учеников, актива школы, старшеклассников, общественных организаций города и района и т.п.). С использованием современной техники и программного обеспечения, а также интернет контента, выявление и утверждение положительного влияния интернета и компьютерной среды на современного ребенка. Выстраивание методов страховки от вредоносного влияния интерактивной среды. Реализуемые направления совместного развития определяются в ходе психолого-педагогического процесса, в ходе которого устанавливается вектор интересов, как каждой отдельной личности учащихся, так и групп по интересам и всего класса в целом. Такими направлениями могут стать: спортивно – оздоровительное, духовно-нравственное, патриотическое, морально-этическое, научно-популярное, интерактивное, интернет – просветительское и т. д. и т. п. Все это может быть проведено с применен6ием современных средств обучения с элементами подвижных и интерактивных игр.
Отличительной особенностью программы является создание воспитательного пространства, основой которого является многоуровневая система анализа интеллектуальных и психологических особенностей учащихся класса, индивидуальный и групповой подбор программной и внеурочной деятельности, с последующим синтезом в основное образование и в детское общественное движение в школе, с привлечением активных родителей и представителей общественных организаций Муниципального образования.
Структурой такого образовательно-воспитательного психологического пространства является использование сюжетно – ролевых кластеров, являющихся для младших школьников средами обучающее - игрового погружения в общем детском объединении «Маленькая страна», например: «Маленький принц», «Путешествие по Маленькой стране», «Вокруг Света», «Виртуальные приключения», «Учимся играя», «Учим взрослых», «Свидание со старшеклассниками», «Мой друг компьютер» и т.д. и органичное сочетание работы детского объединения со специальными занятиями (теоретические и практические) для создания модели, которая обеспечивает интеграцию базового и дополнительного образования, с новой моделью психологически комфортного, бесконфликтного объединения по схеме:
Учитель ---- ученик ----- группа учеников ---- родители, в оболочке цифровой среды.
Новизна предлагаемой программы заключается в создании и реализации модели школьной и общеклассной деятельности, которая продолжает базовое обучение, органично сочетаясь с интересами и психологическими потребностями учащихся. Данный эффект может быть достигнут через увлеченное включение учителя во все вышеуказанные сферы объединения «Маленькая Страна» на основе демократического принципа послушание через уважение и принятие, а также постоянного повышения уровня и квалификации педагогов в современных технологиях и интернет пространстве.
Начальная школа, работающая в режиме данной модели, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе, где предусмотрены уроки, активные перемены, прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Целесообразность предлагаемой модели состоит в создании благоприятных условий для самовыражения, самоопределения каждого ученика, для формирования у ребенка желания быть постоянно включенным в различные творческие начинания. Кроме того ставится задача постоянного психологического контроля над тем, чтобы каждый ученик в играх, состязаниях и занятиях не пытался победить товарища, а главным образом преодолевал свои внутренние проблемы, противоречия, страхи и несовершенства.
Актуальность программы «Маленькая страна» выражается в том, что она позволит в полной мере реализовать требования ФГОС ориентируется на запросы общества и потребности учащихся и их родителей.
Предлагаемая программа «Маленькая страна» имеет целью: «Через систему связи учебного процесса и учебно - ролевых игр, социальные сети, личные гаджеты детей и учителя (родителей), используемых во внеурочной деятельности, создать условия для формирования, здоровой физически и духовно, творческой личности, способной к свободному приему и передачи информации, знаний эмоций и впечатлений.
Основная идея комплексной модульной программы «Маленькая страна» состоит в непрерывной годовой совместной деятельности учителя, учащихся и родителей в виде постоянной генерации всевозможных позитивных событий, внеурочных мероприятий, занятий в кружках, секциях, в виде праздников, конкурсов, эстафет, викторин, наполняющих жизнь учеников и учителя, а также родителей чувством общности интересов и целей. «Маленькая страна» образно должна быть организована по принципу маленького государства с президентом – учителем во главе, с парламентом в виде учеников класса.
В современных условиях цифрового «Z – общества», на основе применения современных знаний по психологии ребенка и коллектива детей, можно сформулировать общие задачи основных направлений реализации программы :
- внедрение эффективной модели синтеза общеобразовательной внеурочной деятельности, обеспечивающего взаимное дополнение базового образования, дополнительным;
- формирование компетентностей как предметных, так и жизненно-практических;
- интеграцию учеников класса и учащихся школы, а также родительский актив и педагогический коллектив на основе духовных и моральных ценностей;
- воспитание истинного патриотизма;
- объединение учащихся в здоровые группы по интересам в рамках программы;
- возвращение в основу школы российских и общемировых духовных и моральных принципов;
- воспитание морально и физически здоровых граждан, готовых к возрождению добрых традиций прошлого своей страны, и созданию новых интеллектуальных и морально-духовных ценностей.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» ориентирована на младших школьников от 7 до 10 лет (1—4 классы) и может быть реализована в основном с отдельным классом, однако возможно подключение на принципах федерации и конфедерации параллельных классов школы.
Программа имеет следующую привязку по возрастам детей:
- для 1-го класса – образовательно-игровая программа, для закрепления уже обнаруженных навыков и знаний, и на приобретение школьниками новых интересов в различных видах деятельности;
- для 2-го и 3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к учебе, к лидирующей роли авторитетного взрослого, с целью быстрого и качественного формирования знаний и навыков;
- для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия в информационном пространстве современного общества.
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» имеет модульное построение и рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Каждый модуль программы соответствует одному году обучения в начальной школе:
- 1 модуль «Программа внеурочной деятельности «Маленький гений» – 1 класс;
- 2 модуль «Программа внеурочной деятельности «Строим Маленькую страну»– 2 класс;
- 3 модуль «Программа внеурочной деятельности «Приключения в Маленькой стране» – 3 класс;
- 4 модуль «Программа внеурочной деятельности «Маленькая страна в большом мире» – 4 класс.
Каждый модуль программы состоит из взаимосвязанных между собой смысловых кластеров.
Лидеры « Маленькой страны»:
Внеурочная деятельность (а частично и общеобразовательная) по всем направлениям может проводиться учителем (учителями) начальных классов, учителями-предметниками, психологом и библиотекарем школы, учителем пения, хореографами, родителями, имеющими соответствующие навыки и квалификацию, компьютерными программами и системами обучения и др.
Система работы педагогов в «Маленькой стране» имеет несколько уровней.
Во-первых: ориентация и адаптация учеников к системе урочно - внеурочной деятельности. Познакомить и приобщить обучающихся к общим правилам, традициям, режиму школы; создать климат психологического доверия между гражданами страны и учителем; создать условия для самореализации, ребёнка; проводить диагностику учеников в начале обучения и в дальнейшем, поэтапно весь год. Анализировать качественные изменения личности ребёнка для выполнения коррекционной работы; проводить самоподготовку, предметные кружки по выбору учеников; сопровождать учеников во время различных мероприятий.
Во-вторых: развитие навыков самостоятельности и самоуправления в «Маленькой стране». Формировать и обучать актив класса (парламент), активно включающийся в реализацию совместных проектов. При этом смыслом этапа является многоуровневая система учебно-игровой активности, которая охватит всех учеников класса.
В-третьих: Формирование социально-активной сочтавляющей в личности обучающихся в пространстве класса, школы, города. Интеграция граждан «Маленькой страны» в культурную, интеллектуальную и общественную жизнь класса, школы, города, страны.
Формы и режим занятий
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» реализует свою работу через общеобразовательную и внеурочную деятельность, предметные кружки, прогулки, собеседования, театральную студию, коллективно творческое дело, анализ позитивных и негативных сторон интернет пространства и компьютера, как средства познания, производства и обучения (а не только игры).
Могут использоваться такие формы совместной деятельности указанных выше участников программы, как экскурсии, конкурсы, игры, фото-видео сессии, интерактивные занятия, экологические игры, КВН, соревнования, поисковые, общественно полезные практики и т.п.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом школы с учетом требований учебного плана.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: в 1-4 классах— одно занятие не менее 35 минут.
«Маленькая страна» в каникулы предполагает активизацию внеурочной деятельности. Здесь активно использовать возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Путешествий и прогулок с родителями, по группам или всем классом. Встречи с ветеранами. Использование социальных сетей для общения и обучения полезным отраслям интернет пространства и всей компьютерной среды.
Схема социального партнёрства
Комплексная модульная программа «Маленькая страна» представляет собой не планово статусную императивно выстроенную деятельность, а скорее «живой организм», в котором дети и педагог выбирают то, что в данный момент актуально, интересно, важно.
Маршруты программной деятельности.
В 1 классе учащиеся знакомятся со своими правами и обязанностями, формируется дружеская среда, личные связи в коллективе. Выявляются и закрепляются интересы и способности ребят, формируются группы по интересам и взаимосвязывающие направления пар и групп, замыкающиеся на учителя. Во 2 - 3 классах учащиеся знакомятся с традициями школы, активнее включаются в межклассовые мероприятия, олимпиады, конкурсы и т.п.,. В 4 классе дети активнее познают жизнь взрослых и старших подростков. Получают уже не базовые, а , во многом, фундаментальные знания и навыки.
В процессе жизни и учебы в рамках программы учащиеся и учитель полностью погружаются в учебно-игровую ситуацию. Игра обеспечивает расторможенность сознания ребенка, эмоциональную раскрепощенность, способствующую максимально эффективному усвоению новых знаний. Благодаря игровой роли, ребенок свободно и охотно выполняет те действия, которые в неигровой обстановке кажутся ему сложными и неинтересными. Действуя в воображаемой ситуации, он погружается в мир своих фантазий где свободно реализует свои возможности, отключая страх и недоверие, которые естественным образом проявляются у любого человека при формализованном, строго оцениваемом процессе обучения. Игра приучает детей к совместным согласованным действиям. В ходе игры дети сами организовывают коллективную дисциплину, самоорганизовываются при небольшой корректировки со стороны учителя или иного руководителя занятий.
Через игру раскрываются творческие возможности детей, реализуются идеи сотрудничества, воспитываются лидерские и волевые качества,
Пристальное наблюдение за учащимися начальных классов, ведение психологического дневника по каждому учащемуся в динамике позволяют корректировать его роли в различных игровых ситуаций. Стимулирование желания ребёнка постоянно посещать школу, получать знания, способствует формированию ключевых потребностей высшего порядка и подавление низменных инстинктов.
У современных школьников в обстановке недостатка коммуникативности, связанной, с привышения норм погружения ребенка в виртуальную среду навык публичных выступлений затруднен. Дружеские связи налаживаются затруднительно, страдает самооценка. В живых же играх они становятся коммуникабельными, доброжелательными, между ними складываются товарищеские отношения. Формируется здоровый коллектив.
Дети учатся, заботиться о благополучие коллектива, товарища, учителя, а не только о своих потребностях.
Самоуправление – форма существования в рамках «Маленькой страны». Детское объединение имеет команды граждан страны. Каждая команда может иметь свою символику девиз, речевку и атрибуты: название , гимн. Могут издаваться законы жизни в стране и в каждой команде. Дети их не просто их разрабатывают, но и стараются жить по ним. Каждый член команды имеет своё поручение: командир, помощник, законодатель, судья, адвокат, переговорщик, и др. При этом важно чтобы не было строгой иерархии, не возникали элементы диктатуры, не появлялись обижанные и скучающие дети. Учителю следует быть крайне осторожным в высказывании оценочных суждений в отношении личности ученика в учебно-игровых ситуациях.
Что бы избежать стандартных контрольно-оценочных процедур по результатам внеурочной деятельности, можно использоваться разные инновационные технологии, в том числе выставки, «Портфолио», «Дневники достижений», презентации и т. д., что позволит дифференцированно подчеркнуть достижения каждого гражданина «Маленькой страны», избежав сравнения его с другими детьми.
Наиболее интересным методом интегральной (накопительной) оценки является папка личных достижений ребенка – сборник его работ и результатов деятельности, где ученик демонстрирует свой прогресс и достижения в различных знаниях и умениях.
Отдельное «портфолио» учитель должен вести на каждого ученика, негласно анализируя его личностные изменен6ия и связанные с этим достижения или недочеты.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
1 модуль программы внеурочной деятельности
«Маленький гений»
(Первый год обучения)
Возраст обучающихся – 7-8 лет
Главный герой – Маленький гений. Он присылает письмо первоклассникам, где сообщает, что его городок, расположенный в «Маленькой стране», разрушается из-за социальных и экологических проблем общества, в котором он живет и просит спасти его и помочь городу. Учитель в письме представляет развернутую картину проблемных моментов, согласуясь с возрастом детей и личностных особенностей учеников. Ребята обсуждают письмо, предлагают варианты решения проблем маленького гения. Класс пускается в космическое путешествие, на поиски Маленького гения. Дети, перемещаясь по разным местам «Маленькой страны» в поисках Маленького принца, знакомятся с обитателями каждого города, села иных мест и приобретают, таким образом, основополагающие знания о жизни. Ребята путешествуют не одни, а вместе с учителем, вожатыми и родителями. На время путешествия они образуют команды, распределяют обязанности.
Каждое путешествие начинается в столице «Маленькой страны» далее через море Талантов, на пляж познания, на поляну добрых ветров, в бухту детской радости, в музей традиций, через горы Смелости и верности, по полям Доброты и Благодарности к водопаду Эмоций (вариации различны).
Под каждым местом подразумеваются мероприятия, посвящённые определённой тематике.
В основе механизма игры лежит инновационная цепочка: эмоции – представления – понимание – знание – убеждение – мировоззрение.
Путешествие по каждому месту состоит из следующих этапов:
- Работа по анализу персонажа «Маленького гения», анализ героя современного общества с вплетением знакомых детям персонажей и героев цифрового пространства и исторических личностей России;
- Упражнения и игровые занятия, которые проводятся с учетом анализа тематических эпизодов;
- Подбор и подготовка материала к теме предстоящего путешествия на кружках, секциях, социальных акциях и т.д.;
- Заключительное мероприятие (праздник) для всех участников игры, как яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей яркостью, креативностью, нестандартными моментами и призами.
Подготовка всего мероприятия и праздника – это дело, коллективное и творческое, фантазии и выдумки детей необходимо умело совместить с изобретательностью взрослых - тогда праздник становится еще более интересен. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. На празднике проходит отчёт о результатах проведённой деятельности за каждый этап игры.
Если сама игра ( и последующие игры) готовятся учителем, то праздник дети и взрослые разрабатывают совместно, прорабатывая идеи, сюжет, содержание праздника. Вовлекая детей в подготовку праздника, учитель учит их серьёзно относиться к событиям коллективной жизни.
Важно, чтобы каждый ребенок нашел место, где проявить свои способностей. Дети любят быть в центре внимания. От этого зависит эмоциональный комфорт каждого участника.
Здесь важна увлеченность и компетентность педагога, умение уважительно, терпеливо относиться к детям, их предложениям, желаниям и негативным реакциям, к возможным конфликтам, как внешним, так и внутренним. Нужно суметь каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, мнения, способа действия, и в то же время умело программировать ход процесса мероприятия.
Важно, чтобы каждый ученик представил результаты своей деятельности. А результатов получится столько – сколько будет увлекательных, игр, занятий и мероприятий в Комплексной модульной программе «Маленькая страна».
1 блок. Мои новые друзья
Старт игры совещается с праздником «Посвящение в первоклассники». Делается чтобы дети осознали важность своей новой роли – роли ученика. В ходе проведения праздника дети доказывают свое право носить звание «Первоклассник».
На празднике они показывают то, чему они научились за один месяц: подружились, научились петь, танцевать, читать стихи, быть аккуратными и послушными. В сентябре в классах проходит адаптация ребенка в социум образовательного учреждения. Дети знакомятся с режимом школы, с одноклассниками, учителем, правилами поведения в школе и т.д.
«Маленькая страна» школы испытывает своих новых членов и присваивает звание «Первоклассник».
Во время праздника ребята получают новое письмо от Маленького гения. Его город задыхается от зла, зависти и грубости, которые поселились в нем. Маленький принц узнал, что только их школе живут самые смелые, самые дружные, самые трудолюбивые дети. И поэтому, в письме он просит их проявить смелость, отвагу и спасти его. Ведущий объявляет об экспедиции по спасению Маленького гения и его города.
Ребята получают первое задание по организации экспедиции: разучить отрядную песню, изготовить транспорт для путешествия.
2 блок. Школа креатива
Основная цель этапа: выявить и начать закреплять склонности и интересы детей.
После первых занятий дети знакомятся с концепцией «Маленькой страны» и «Маленького гения» выполняют задания подготовки к празднику, который становится итоговым мероприятием в каждом блоке. На празднике ребята показывают результат своей деятельности за определённый период.
Учитель в процессе мероприятий наблюдает за деятельностью детей, закрепляет их позитивные склонности и интересы. В игровой форме педагог знакомит детей с системой самоуправления в «Маленькой стране». Совместно с детьми с использованием компьютера, планшетов и смартфонов они создают группы в социальных сетях, добавляют в группу граждан страны, детей, родителей и иных участников игр, и мероприятий.
Дети читают художественную литературу и очерки о героях своей страны, беседуют о качествах, которыми должен обладать настоящий человек и гражданин.
Главная задача — это формирование у детей желания действовать самостоятельно, при программном руководстве ими со стороны учителя, который создаёт положительный эмоциональный климат в коллективе, для развития коммуникативных способностей детей. Дети самостоятельно ведут группу «Маленькой страны» в интернете. Здесь возможно проведение конкурсов фотографий, рисунков, видеороликов, сочинений, стихов. Учитель или ученики могут предложить обучающие интерактивные игры, в которых могут участвовать все.
Педагог дает детям различные поручения по работе в интернет пространстве исходя из личных возможностей каждого ребенка.
Создается экипаж корабля, который будет запущен в полет по виртуальной вселенной. Выбирается командир. Экипаж состоит из нескольких групп по 5-6 человек. Состав группы:
- Системный администратор
- Программист
- Техник по ремонту аппаратуры.
- Санитары интернет ресурсов
- Фотограф редактор
Итоговым мероприятием станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока. Дети в шуточной форме отчитаются о том, как они научились выполнять свои поручения.
3 блок. Планета Мой компьютер.
В поисках Маленького гения дети попадают на планету Компьютера в цифровой туманности. Они видят: планета –сухая, покрыта песком в виде ноликов и единичек. В центре планеты сидит старик Системник который собирает нолики и единички в длинные цепочки, которые превращаются в мрачные фотографии, злые видеофильмы, и глупые рассказы, и картинки, которые отражаются на огромных мониторах. Ребята с помощью клавиатуры и компьютерной мыши, подсоединенных к Системнику начинают им управлять и на мониторе начинает отражаться красивые, добрые картинки и фотографии, познавательные тексты и обучающие фильмы. Планета превращается постепенно в прекрасную страну знаний и доброты.
Практические мероприятия:
- на компьютерах планшетах или ноутбуках ребята выполняют различные задания учителя направленные на понимание нужности и полезности этих устройств
- первоклассники составляют рассказ: «Мой друг Системник».
- Игра «цифровой мир». Педагог начинает рисовать на доске части компьютера , а дети по очереди заканчивают рисунки или дополняют их. Своеобразным итогом этого этапа игры может стать общее мероприятие для всех участников – эстафета добрых дел. Каждый участник экипажа рассказывает о своем выполненном поручении.
4 блок. Заповедный уголок
Содержание данного блока строится на изучении истории родного города: его прошлого и настоящего. Дети получают письмо от Маленького гения, в котором он просит жить детей по правилу «Встал привел себя в порядок – подумай о порядке в своем дворе, городе, стране и на своей планете». В данном письме он пишет о добрых силах внутри человека, о том каким он бы хотел видеть каждого жителя Маленькой страны.
Цель: сформировать у ребенка общечеловеческие ценности, на основе национально-культурного наследия. Стремления к чистоте и порядку вокруг себя.
Задачи:
- Становление патриотического чувства, гордости за свой город, формирование системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
- Создание образа героев Великой Отечественной войны так, чтобы у учащихся возникло чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свой народ.
Практические мероприятия:
- Дети после обсуждения письма приступают к генеральной уборке класса, территории вокруг школы.
- Посещение Краеведческого музея
- Проектная деятельность «Мой город и я сегодня лучше, чем вчера»
- Обзорная экскурсия по родным местам.
Итоговым мероприятием по традиции станет праздник, на котором будут подведены итоги данного блока.
Учебно-игровые блоки, по образцу приведенных выше, а также детские праздники, викторины и т.д. формируются в процессе жизни маленькой страны педагогом – президентом и парламентом – активом класса в свободной творческой форме с учетом программы обучения, а также потребностей, интересов и навыков детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Конечным результатом указанной выше внеурочной деятельности является личность ребёнка, как комплекса духовных и душевных качеств (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность) и социальных навыков и ценностей (патриотизм, гражданственность, способного решать поставленные задачи и преодолевать трудности.
2 модуль программы
«Путешествие по землям и морям окружающим Маленькую страну»
(Второй, третий год обучения)
Возраст обучающихся – 8-10 лет
2-3 модули. Программа внеурочной деятельности
2-3 модули программы объединены одной темой: изучением традиций «Маленькой страны». «Путешествие по «Маленькой стране» - это сюжетно – ролевая игра, которая проводится во 2 и 3 классах и представляет собой морское путешествие по землям «Маленькой страны». Главный герой игры - Маленький гений на данном этапе игры путешествует вместе с ребятами. Часть игры проходит в виртуальном мире, в виде игр, фильмов, презентаций, фотовыставок, интерактивных рисунков, коллажей и т.п. Дети знакомят Маленького гения с традициями своего класса школы, а самое главное, узнают о них сами, закрепляют положительные знания и навыки, стараются подражать Маленькому Гению.
Игровые блоки и игровые обучающие ситуации генерируются учителем и детьми исходя из ситуаций, настроения, темы пройденных уроков во время общеобразовательного процесса, календарных праздников, иных значимых событий, класса, школы, города, страны.
Приведенные выше игровые блоки и игры, а так же праздники завершающие их являются примером обыденной жизни «Маленькой страны» и могут проводится практически ежедневно, часто спонтанно, но не реже одного раза в неделю. Такие мероприятия формируют позитивную, учебную среду в классе, становятся традициями, которые дети переносят в свои семьи и в свои дворы.
Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученным делам, окружающим людям, самому себе.
Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».
Правильная организация работы учебно-игровой программы «Маленькая страна» позволяет преодолеть негативные влияния цифровой зависимости у современных детей. Это может произойти благодаря высокой компетентности учителя и иных участников программы, их увлеченности, процессом обучения и игры, а так же тесному взаимодействию с родительским комитетом и максимальному вовлечению родителей и иных значимых личностей в педагогический процесс.
Использование популярных среди детей и подростков интернет-ресурсов, программ, блогов, игр, социальных сетей и т. п. К примеру, программы видео хостинги «Тик-ток», «Ютуб», социальные сети: «Ватсап», «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук» и т. д. При более профессиональной подготовке педагога возможно использование «Виарчата», сетевых обучающих игр, создание видео блогов и отдельных видеороликов на тему занятий, жизни класса, школы или города. Возможно создание школьного видео-журнала, школьной минитипографии, выпускающей школьную газету (журнал), в которой дети будут учится пользоваться принтером, сканером, копиром, цифровой видео и фототехникой, различными носителями цифровой информации (флеш-картами, СD и DVD дисками, компактными жесткими дисками, различными картридерами). Все эти навыки важно формировать в самом раннем возрасте, что позволяет переключить будущую игровую зависимость и зависимость от бесцельного и бессмысленного просиживания в социальных сетях и иных интернет пространствах, на позитивную полезную деятельность внутри виртуальной среды.
В ходе игр учащиеся знакомятся с символикой школы, с людьми, которые работают в школе, узнают о правах и обязанностях ученика, вырабатывают законы жизни в детском коллективе.
Законы Маленькой страны, примерный кодекс:
- Каждый человек имеет право на ошибку и на возможность ее исправить.
- Человек не имеет права на унижение и оскорбление другого человека, и не может при всех обсуждать личность товарища.
- Человек должен и имеет право признавать свою неправоту и отстаивать свою точку зрения.
- Человек копит главную ценности в жизни: друзей.
- Человек должен уметь наслаждаться, оказывая помощь другому человеку и не бояться просить помощи для себя.
- Терпение и настойчивость путь к победе над собой и над любой проблемой.
Очень многие мероприятия могут стать традиционными, к примеру:
- «День рождения класса» Цель его – осознание единства коллектива класса на фоне неповторимости и значимости себя и друзей.
- Дни рождения друзей и родителей «Человек родился!».
- Операция под названием «День добра» - это помощь нуждающимся, одноклассникам, старикам, школе и т. д.
- Акция «Дружелюбный интернет» - это приятные слова и картинки для знакомых и не знакомых людей, поздравление или пожелание к учителя, одноклассника, родителей и т. д. Это– поддержка нуждающихся, общение с инвалидами, прикованными к инвалидному креслу или кровати. Обучение эпистолярному жанру: письмо – сочувствие, письмо – одобрение.
- Праздник вежливости.
- Праздники встречи осени, нового года, первого дня весны, праздник труда и т. д.
Список традиционных мероприятий зависит от свойств характера, интересов членов коллектива класса, который растет и развивается как живое дерево под руководством доброго садовника - учителя , который отбирает и закрепляет нравственные, добрые традиции что бы способствовать преодолению одиночества и беззащитности, культивируется у современного ребенка в результате интернет зависимости воспитывать умение – быть настоящим человеком.
Методическое обеспечение программы «Маленькая страна».
Формы занятий по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- экскурсии, интерактивные игры и просмотры роликов о здоровом образе жизни, подвижные игры, эстафеты, соревнования, беседы в ходе прогулок, встречи со спортсменами и тренерами.
- Общекультурное:
- Экскурсии, посещения театра и музеев, конкурсы, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, интернет викторины, конкурсы, игры.
- Общеинтеллектуальное:
- библиоуроки, встречи с программистами и блогерами, КВН, конкурсы, экскурсии, викторины, олимпиады, праздники, беседы, деловые и ролевые игры, научные диспуты в чатах и социальных сетях и др.
- Социальное и духовно- нравственное: встречи с деятелями православной веры, беседы, акции помощи нуждающимся, встречи в семьях одноклассников с согласия родителей, субботники, забота о природе и чистоте родного края, о животных (посещение приютов для животных, помощь через интернет тем кто нуждается) и др.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, общественных деятелей, известных людей.
Методы проведения занятий:
- Словесные (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядные методы (использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов, видео и фотоматериалов, интернет ресурсов и техники)
- Практические методы (игра, праздник, наблюдение, исследование, видео и фото редактирование в фотошопе и иных программах, презентация, конференция, соревнования).
Дидактическое обеспечение.
Папки (в том числе интернет архивы и ресурсы) с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:
- наглядные пособия, википедия и иные энциклопедические ресурсы интернет пространства.
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- цифровые носители с записями, фото, видео, детской музыки и т.д.
Методическое обеспечение программы включает в себя учебно - тематический план, конспекты проведения интегрированных занятий с детьми. Методический материал снабжен диагностическим комплексом определения уровня способностей школьников.
Программа подразумевает обязательное сотрудничество с профессиональными психологами для проведения начальной, поэтапной и итоговой диагностики уровня развития способностей ребёнка, его семьи и окружения.
Рекомендуемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010.
- Курамшина О.М., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1–4 класс. М.: ВАКО, 2008.
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
- Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
- Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения/ Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования науки от 06.10.2009, № 373.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421193-1395156580.jpg)
Программа клуба по интересам "Маленькая страна великих мастеров"
Деятельность клуба направлена на создание условий для развития личности ребёнка, раскрытие потенциальных возможностей и способностей детей, в обеспечении их эмоционального благополучия, формирование с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567148-1421577602.jpg)
КОМПЛЕКСНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Комплекснаямодульная программа «Маленькая страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В новом Феде...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-596743-1627560520.jpg)
ПРОГРАММА КРУЖКА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Программа кружка «Маленькая страна» представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС.В программе раскрываются принципы организации самоуправления учащихся 1-4 классов для формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/10/picture-272199-1373471448.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)
Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-208532-1638698240.jpg)
Рабочая программа кружка "ОФП. Маленькая страна" коррекционно-развивающего направления.
Рабочая программа содержит систему мероприятий, позволяющих создать условия для улучшения физического и психофизиологического состояния учащихся начальных классов. Составлена для занятий внеурочной де...