Конспект занятия на тему: «Прогулки в лес»
план-конспект занятия (3 класс)

Прокофьева Снежана Андреевна

 

Конспект занятия

на тему: «Прогулки в лес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

Тема урока: Прогулки в лес…

 

Цель:

формирование представления о значении и роли леса в жизни  людей, об охране леса, о правилах поведения в лесу.

 

Задачи:

1.Способствовать формированию у учащихся целостной

картины о значении и роли леса в жизни человека.

2.Воспитать у учащихся обострённое чувство величайшей

ценности леса и необходимости бережного к нему отношения; привить учащимся правила поведения природе.

 3.Обеспечить разностороннее развитие личности ребёнка

(развитие интеллекта, эмоций, любознательности,  творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание).

 

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Сообщение темы урока (3 минуты)
  3. Роль человека в природе и в жизни людей (12 минут)
  4. Правильно ли мы используем лес? (11 минут)
  5. Правила поведения в лесу (15 минут)
  6. Подведение итогов (4-5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.Организационный момент(1 мин.)

-Здравствуйте, дети.

II.Сообщение темы урока (3 минуты)

Я вам сейчас прочитаю стихотворение С.Никулина  «Русский лес», а вы попробуйте догадаться, о чём мы с вами сегодня будем говорить.

Нет ничего милее

бродить и думать здесь

Излечит, обогреет,

накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

то мне лесовичок

средь зарослей колючих

покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

и видно всё до дна.

Течёт вода- водица,

вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

орехи и цветы,

душистая малина

на кустиках густых.

Ищу грибов поляну

я, не жалея ног,

а если и устану-

присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

для них совсем он свой.

Здесь где-то  бродит леший

с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

и сердце не болит,

когда над головою,

как вечность, лес шумит.

-Так, о чём же мы с вами поговорим, куда же мы сегодня отправимся?

(в лес)

-Да. Мы живём с вами в зоне лесов и сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.

Леса России… Широко раскинулся на Земле зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные

берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств,

которым наделена наша Родина, является лес.

 

II. Роль леса в природе и жизни людей.  (12 минут)

-Чем же именно дорог нам лес?

- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

(Дети говорят, отвечая на вопрос: «Какое значение лес имеет для нас?»):

 

      ЛЕС ЭТО  -                        дом для растений, животных,

                                         грибов

                                            защитник воздуха, водоёмов

                                            и почв

                                                      место для отдыха человека

                                            источник ягод, грибов, ле-

                                            карственных растений

                                                      источник древесины

      

(По ходу беседы можно задавать вопросы.)

 

- А знаете ли вы, что леса называют «лёгкими» нашей планеты?

- Может быть, кто-нибудь знает: почему его так называют?

(Дети отвечают.):

  Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух

от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

-Скажите, пожалуйста, почему лес-защитник водоёмов, лес-защитник почвы?

(Дети отвечают.):

  Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Лес-защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

-Знаете ли вы, что лес помогает сохранить урожай?

(Дети отвечают):

  Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал её над равнинами. Был снесён слой

почвы и вместе с ним семена. Всё нужно было сеять заново. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильна там, где поле окружал «зелёный друг». Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поле и спас урожай.

 

III. Правильно ли мы используем леса?  (11 минут)

-Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева.

на доске схема:

 

 

                                       -Почему люди вырубают леса?

                                        (из-за древесины)

 

 

                                        -Что получают из древесины?

 

 

                                        (Дети перечисляют доске появляется  

                                         схема.)

 

 

 

-Раньше людям казалось, что лесов много и вырубить их все просто невозможно. Но это не так.

-Что же делать?

(Надо бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.)

  Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. Много срубленной древесины

остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки.

-Как вы думаете, где же категорически нельзя вырубать леса?

(Нельзя вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог; уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.)

 

IV. Правила поведения в лесу. (15 минут)

-Ребята, путешествуя по лесу, мы с вами выяснили, что жизнь леса, жизнь его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.

-Давайте разделимся на 3 группы (по рядам), каждая группа пусть подумает и скажет, что произойдёт: «Горе - туристы пришли в лес.».

(Например: вытаптывают траву, лесные цветы рвут для букетов и венков, жгут костры, оставляют мусор, шум пугает животных, ломают деревья.)

-Придумайте свой «запрещающий» знак для таких туристов. (Придумать один знак от группы и рассказать: почему необходимо соблюдать это правило.)

  После этого можно показать «запрещающие» знаки, которые не были названы. 

Например:      

  1.Не ломайть ветви деревьев и кустарников.

                             (Растение - это живое существо, ветви вместе с

                              листьями играют важную роль в его жизни.)

                      

                           2.Не повреждайть кору деревьев.

                              (Через ранку вытекает сок, туда могут проникнуть  

                               микробы, которые вызывают заболевания и даже 

                               гибель дерева.

                         

                           3.Не рвать в лесу цветов.

                              (К цветам прилетают насекомые, которые

                               питаются нектаром. После цветения появляются

                               плоды с семенами. Они попадут в почву, где из

                               семян вырастут новые растения.)

 

                           4.Из лекарственных растений можно собирать

                              только те, которых в вашей местности много.
                             
(Часть растений обязательно надо оставлять в

                                природе.)

 

                     5.Съедобные ягоды, орехи собирайте так, чтобы

                               не повреждать веточек.

 

                          6.Не сбивайть грибы, даже несъедобные.   

                       Помните, что грибы  нужны в природе.

                      (Грибницей они срастаются с корнями деревьев,

                             кустарников, трав, обеспечивая их водой,

                             минеральными солями, ростовыми веществами.

                             Для животных грибы служат пищей и лекарством.)

 

                          7.Не обрывайть в лесу паутину и не убивайте

                             пауков.

                            (Сети пауков и сами пауки, по-своему красивы.

                             Они уничтожают множество комаров, мух, тлей и

                             других насекомых, приносящих ущерб человеку и

                            его хозяйству.)

 

                          8.Не разорять муравейники.

 

9.Не трогать и ловить диких животных и не                         уносите их домой.

                            (Такие попытки заканчиваются гибелью животных,

                              так как условия неволи не могут заменить им

                              естественной природной среды.)

 

 

 

                         10.Не подходите близко к гнёздам птиц.

                             (Если случайно окажетесь возле гнезда, не

                              прикасайтесь к нему, сразу же уходите. Иначе

                              птицы родители могут насовсем покинуть

                              гнездо.)

 

                         11.Не разоряйте птичьи гнёзда.

 

                         12.Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других

                              насекомых.

 

                         13.Не оставляйте в лесу мусор.

 

                         14.Не разводите в лесу костёр.

                             (На месте костра трава не растёт 3 года.)

 

 - Дома придумайте для своих товарищей памятку: «Как вести себя в лесу.».

 

V. Подведение итогов/ рефлексия (4 минуты)

-Что мы узнали из сегодняшнего путешествия по лесу?

(Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. Леса надо беречь.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.05_konspekt_progulki_v_lesu.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему: «Прогулки в лес»

Санкт-Петербург

2019


Тема урока: Прогулки в лес…

Цель: 

формирование представления о значении и роли леса в жизни  людей, об охране леса, о правилах поведения в лесу.

Задачи:

1.Способствовать формированию у учащихся целостной

картины о значении и роли леса в жизни человека.

2.Воспитать у учащихся обострённое чувство величайшей

ценности леса и необходимости бережного к нему отношения; привить учащимся правила поведения природе.

 3.Обеспечить разностороннее развитие личности ребёнка

(развитие интеллекта, эмоций, любознательности,  творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание).

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Сообщение темы урока (3 минуты)
  3. Роль человека в природе и в жизни людей (12 минут)
  4. Правильно ли мы используем лес? (11 минут)
  5. Правила поведения в лесу (15 минут)
  6. Подведение итогов (4-5 минут)

Ход урока.

I.Организационный момент(1 мин.)

-Здравствуйте, дети.

II.Сообщение темы урока (3 минуты)

Я вам сейчас прочитаю стихотворение С.Никулина  «Русский лес», а вы попробуйте догадаться, о чём мы с вами сегодня будем говорить.

Нет ничего милее

бродить и думать здесь

Излечит, обогреет,

накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

то мне лесовичок

средь зарослей колючих

покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

и видно всё до дна.

Течёт вода- водица,

вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

орехи и цветы,

душистая малина

на кустиках густых.

Ищу грибов поляну

я, не жалея ног,

а если и устану-

присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

для них совсем он свой.

Здесь где-то  бродит леший

с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

и сердце не болит,

когда над головою,

как вечность, лес шумит.

-Так, о чём же мы с вами поговорим, куда же мы сегодня отправимся?

(в лес)

-Да. Мы живём с вами в зоне лесов и сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.

Леса России… Широко раскинулся на Земле зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные

берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств,

которым наделена наша Родина, является лес.

 

II. Роль леса в природе и жизни людей.  (12 минут)

-Чем же именно дорог нам лес?

- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

(Дети говорят, отвечая на вопрос: «Какое значение лес имеет для нас?»):

      ЛЕС ЭТО  -                        дом для растений, животных,

                                         грибов

        защитник воздуха, водоёмов

        и почв

             место для отдыха человека

        источник ягод, грибов, ле-

        карственных растений

        источник древесины

       

(По ходу беседы можно задавать вопросы.)

- А знаете ли вы, что леса называют «лёгкими» нашей планеты?

- Может быть, кто-нибудь знает: почему его так называют?

(Дети отвечают.):

  Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух

от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

-Скажите, пожалуйста, почему лес-защитник водоёмов, лес-защитник почвы?

(Дети отвечают.):

  Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Лес-защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

-Знаете ли вы, что лес помогает сохранить урожай?

(Дети отвечают):

  Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал её над равнинами. Был снесён слой

почвы и вместе с ним семена. Всё нужно было сеять заново. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильна там, где поле окружал «зелёный друг». Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поле и спас урожай.

III. Правильно ли мы используем леса?  (11 минут)

-Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева.

на доске схема:

                                       -Почему люди вырубают леса?

                                        (из-за древесины)

                                        -Что получают из древесины?

                                        (Дети перечисляют доске появляется  

                                         схема.)

-Раньше людям казалось, что лесов много и вырубить их все просто невозможно. Но это не так.

-Что же делать?

(Надо бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.)

  Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. Много срубленной древесины

остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки.

-Как вы думаете, где же категорически нельзя вырубать леса?

(Нельзя вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог; уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.)

IV. Правила поведения в лесу. (15 минут)

-Ребята, путешествуя по лесу, мы с вами выяснили, что жизнь леса, жизнь его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.

-Давайте разделимся на 3 группы (по рядам), каждая группа пусть подумает и скажет, что произойдёт: «Горе - туристы пришли в лес.».

(Например: вытаптывают траву, лесные цветы рвут для букетов и венков, жгут костры, оставляют мусор, шум пугает животных, ломают деревья.)

-Придумайте свой «запрещающий» знак для таких туристов. (Придумать один знак от группы и рассказать: почему необходимо соблюдать это правило.)

  После этого можно показать «запрещающие» знаки, которые не были названы.  

Например:     

  1.Не ломайть ветви деревьев и кустарников.

                             (Растение - это живое существо, ветви вместе с

                              листьями играют важную роль в его жизни.)

                       

                           2.Не повреждайть кору деревьев.

                              (Через ранку вытекает сок, туда могут проникнуть  

                               микробы, которые вызывают заболевания и даже 

                               гибель дерева.

                         

                           3.Не рвать в лесу цветов.

                              (К цветам прилетают насекомые, которые

                               питаются нектаром. После цветения появляются

                               плоды с семенами. Они попадут в почву, где из

                               семян вырастут новые растения.)

                           4.Из лекарственных растений можно собирать

                              только те, которых в вашей местности много.
                             
(Часть растений обязательно надо оставлять в

                                природе.)

                     5.Съедобные ягоды, орехи собирайте так, чтобы

                               не повреждать веточек.

                          6.Не сбивайть грибы, даже несъедобные.    

                       Помните, что грибы  нужны в природе.

                      (Грибницей они срастаются с корнями деревьев,

                             кустарников, трав, обеспечивая их водой,

                             минеральными солями, ростовыми веществами.

                             Для животных грибы служат пищей и лекарством.)

                          7.Не обрывайть в лесу паутину и не убивайте

                             пауков.

                            (Сети пауков и сами пауки, по-своему красивы.

                             Они уничтожают множество комаров, мух, тлей и

                             других насекомых, приносящих ущерб человеку и

                            его хозяйству.)

                          8.Не разорять муравейники.

9.Не трогать и ловить диких животных и не                         уносите их домой.

                            (Такие попытки заканчиваются гибелью животных,

                              так как условия неволи не могут заменить им

                              естественной природной среды.)

                         10.Не подходите близко к гнёздам птиц.

                             (Если случайно окажетесь возле гнезда, не

                              прикасайтесь к нему, сразу же уходите. Иначе

                              птицы родители могут насовсем покинуть

                              гнездо.)

                         11.Не разоряйте птичьи гнёзда.

                         12.Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других

                              насекомых.

                         13.Не оставляйте в лесу мусор.

                         14.Не разводите в лесу костёр.

                             (На месте костра трава не растёт 3 года.)

 - Дома придумайте для своих товарищей памятку: «Как вести себя в лесу.».

V. Подведение итогов/ рефлексия (4 минуты)

-Что мы узнали из сегодняшнего путешествия по лесу?

(Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. Леса надо беречь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.

План-конспект  занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:   Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...

Конспект занятия Тема: пластилинография « Петушок с семьёй». класс «Особый ребёнок»

Задачи:1. Закрепить знания детей о домашних птицах ( петух, курица, цыплята ), их внешнем облике ,отработать технические приёмы изображения птиц способом пластилинографии.2. Продолжать формировать у д...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема «Рисуем букет цветов в технике A la Prima».

Цели занятия: - научить рисовать, по представленному образцу, правильно подбирая цвета, оттенки цвета, акцентировать внимание на расположение композиции на листе;- научить технике рисования по с...

Конспект занятия. Тема. Эмоции

Интересное и доступное занятие по закреплению основных эмоций....

Конспект занятия Тема: Слова с суффиксом -ость.

Конспект логопедического занятия. Закрепление правописания слов с суффиксом -ость....

Конспект занятия. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях....

Конспект занятия Тема: Предложение

Цель: закрепление знаний по теме «Предложение».ЗадачиКоррекционно-образовательная: -совершенствование грамматического строя речи;-совершенствование умения поддерживать беседу и отвечать на...