Мастер-класс "Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования"
материал (2, 3, 4 класс)

Костяева Алёна Сергеевна

Цель: создать условия для распространения опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования

 

Задачи:

- организация пространства для профессионального общения по проблеме;

- рефлексия деятельности слушателей и мастера в процессе собственной практики.

 

Оборудование: бейджи с разноцветными карточками, маркеры, листы А4, мультимедийная презентация,  памятки  по организации занятия посредством метода «перевёрнутый урок», мяч, конверты с карточками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_metod_-_perevyornutyy_urok.docx32.05 КБ
Файл k_master_klassu.pptx689.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Костяева А.С., МБОУ «СОШ №17» г.Усолье-Сибирское

Мастер-класс

Учитель: Костяева А.С., МБОУ «СОШ №17» г.Усолье-Сибирское

Тема: Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования

Цель: создать условия для распространения опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования

Задачи:

- организация пространства для профессионального общения по проблеме;

- рефлексия деятельности слушателей и мастера в процессе собственной практики.

Оборудование: бейджи с разноцветными карточками, маркеры, листы А4, мультимедийная презентация,  памятки  по организации занятия посредством метода «перевёрнутый урок», мяч, конверты с карточками.

Ход проведения

  1. Знакомство с участниками мастер-класса

– Здравствуйте, уважаемые коллеги, давайте познакомимся. (Самопрезентация) А сейчас вы расскажите о себе, объединившись в группы по цвету карточек, которые вы выбрали. Познакомьтесь в группах, кратко расскажите о себе, где работаете, чем увлекаетесь. Результаты вашего общения и знакомства представьте в виде истории. За 5 минут каждая группа сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Усолье-Сибирском. Мы работаем в школе, гимназии, преподаём в университете. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая группа выбирает рассказчика, который знакомит с историей. (Знакомство участников в группах.)

- Запишите на бейджах, пожалуйста, как бы вы хотели, чтобы вас называли во время нашей встречи. (Участники пишут на беджах и прикрепляют их к одежде.)

II. Определение целей и задач мастер-класса

- Вы рассказали очень интересные истории, а я хочу вам пересказать историю из статьи Кондакова М.А «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности» из журнала «Вестник образования».

«На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».

Нынешние дети – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. Поэтому стало сложно в этих условиях учить детей так же.

Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в процессе изучения нового материала? (Участники мастер-класса передают друг другу мяч и отвечают на поставленный вопрос.)

(Просмотр видеоролика)

- Действительно, уважаемые коллеги, мы определили много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и преподаватель.

- Как разрешить выявленные проблемы?

Вспомните, что вы сегодня написали на своих бэйджах. (Другие имена).

Как вы думаете, как можно соотнести эту ситуацию с педагогикой?

Сегодня вы перевернули свою реальность. Если мы смогли перевернуть реальность, значит нам ничего не помешает перевернуть урок.

Многие источники  позволяют утверждать, что эффективным средством решения названных вами проблем является применение метода «Перевёрнутый урок». Тема сегодняшнего мастер-класса «Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования»

III. Диагностика участников мастер-класса

Что вы можете сказать об этом методе: не слышали, слышали, но не владеете или слышали и владеете этим методом. 30 секунд подумайте, а затем подойдите к доске, возьмите стикеры  и поместите на доске в нужном месте. 

Мы очень рады, что есть учителя, которые идут в ногу со временем, осваивают современные технологии, и мы надеемся на вашу помощь. Сформулируйте, пожалуйста, ваши ожидания от сегодняшней совместной работы. (Участники озвучивают свои ожидания, предавая друг другу мяч.)

IV. Основная часть

1. История возникновения метода «Перевёрнутый урок»

- Посмотрите внимательно на портрет этого молодого человека. (На слайде 3 фото Салмана Хана.)

Что вы можете о нём сказать? Какое отношение он имеет к педагогике?  Салман Хан является, пожалуй, самым известным учителем в миреМежду тем, мало кто представляет себе, как он выглядит, и практически никто из десятков миллионов его учащихся не встречал Хана в реальной жизни.

Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сперва использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи писем от родителей школьников. Как вы думаете, что это были за письма? Авторы посланий благодарили его за внятное объяснение элементарной математики, которую они благополучно забыли со школьных времен и были не в состоянии объяснить своим детям.

Хан настолько увлекся своей Академией, что уволился с работы и все свое время проводил в кладовке, где записывал ролики. Правда, жить ему при этом пришлось на заработки жены — благодарственные отзывы по-прежнему поступали во множестве, но денег они не приносили. Теперь академию Хана спонсируют одни из самых богатых людей мира (Билл Гейтс, Карлос Слим).

Идею этой модели обучения подхватили учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учащихся старших классов школы «Вудлэнд Парк», которая находится в штате Колорадо, США. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире. Самс и Бергманн выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей, отважившихся на такой эксперимент.

Вот что пишет Бергманн в своем блоге:

"Если признаться, уроки мы решили записывать на видео исключительно из эгоистических побуждений. Слишком много времени уходило на повторное объяснение материала ученикам, пропустившим занятия, и в таких ситуациях записанные материалы стали нашим главным оружием. Помимо того, ученикам нравилось смотреть видеоуроки. Все, кто пропустил объяснения, могли наверстать упущенное в любое удобное время. А потом оказалось, что видеоматериалы пересматривают и те, кто присутствовал на уроке. Некоторые используют такие материалы при подготовке к экзаменам и контрольным. Мы выкладывали ссылки на записи, и учителя по всей стране брали их на заметку. В общем, мы были очень горды, что по всей стране стали обращать внимание на то, что мы сделали в нашем маленьком городе."

2. Предпосылки для перевёрнутого обучения

- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися?  Если современные дети зависят от гаджетов, то почему бы нам не использовать этот факт в пользу образования.

Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:

- пассивность учащихся и студентов;

-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке. Увы, в вебдванольных условиях в таком учителе уже нет необходимости.);

- наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Cфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете! );

- неэффективная зубрёжка (в книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Начинается она словами "Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки". А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?). (Слайды 6-8)

- качества и умения 21 века (обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.

3. Суть метода «Перевернутого урок»

Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного. 

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?

- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.

- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.

Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока. (Участники мастер – класса работают в группах.(Приложение 1) У каждой группы незаполненная таблица, которую они должны заполнить путём наклеивания каротчек. Каждая группа представляет свою работу. На слайде 10 осуществляется проверка.)

4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

Сейчас вы можете видеть преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

индивидуальный подход;

- вовлеченность детей;

- навыки для взрослой жизни;

- обучение вне класса;

- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;

- увеличивается время на индивидуальное обучение;

- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;

- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;

- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;

- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;

- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

V. Практика использования

Как можно «переворачивать» свои уроки? На первом родительском собрании нужно познакомить родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый урок». Узнать, у всех есть ли электронная почта. В календарно – тематическом планировании смотреть тему нового урока. Затем использовать интернет – ресурсы, где можно взять готовое видео. Внимательно просматриваем видео-урок, продумываем вопросы, которые помогут вам проверить, на сколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

- Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. В основном, метод «перевёрнутый урок» я использую на таких предметах как «Человек и мир», «Математика», «Русский язык».

Работа в группах

- Уважаемые коллеги, я предлагаю посмотреть видео (http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/glagol/pravopisanie-chastitsy-ne-s-glagolom?seconds=0&chapter_id=1944)на тему «Написание частицы не с глаголами», в группах продумать задания, которые можно предложить детям, вопросы, с помощью которых учитель сможет проверить учащихся. (Участники получают листы А4, маркеры. Презентация работы в группе).

VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, подведём итог нашей работы. У каждого у вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый урок», но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски.

- В начале нашей встречи стикерами вы определили свои знания по теме. (Мастер обращает внимание на слайд со стикерами.) Можете ли вы сейчас изменить месторасположение стикеров? (Возможно, некоторые участники откликнутся на просьбу мастера и подойдут к доске, чтобы прикрепить стикер к другому высказыванию. Мастер их благодарит.)

Работа в группах

- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам составить синквейн, который будет характеризовать метод «Перевёрнутый урок». Напоминаю вам правила составления синквейна. 

-Благодарю вас за внимание. Примите памятки, которые вам помогут в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый урок».  Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования

Слайд 4

Что это такое Перевёрнутое обучение ( flipped learning ) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Слайд 5

Кто это придумал Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна . Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции .

Слайд 6

Как это работает Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить . Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.

Слайд 7

Плюсы «перевёрнутого урока» 1 . Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым . 2 . Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику. 3 . На уроке будут разобраны все сложные вопросы. 4 . Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса . 5 . Освобождает учебные часы на совместную практическую работу ( лабораторные работы, семинары и так далее ). 6 . Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах.

Слайд 8

Роль учителя В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать , словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека . Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения , в том числе низкий уровень владения технологиями . А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ - СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором...

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

"Современный урок как средство повышения качества образования.Методика проведениясовременного урока"

Сообщение о б этапах проведения урока по ФГОС, теоретические вопросы....

Нестандартные формы урока как средство повышения качества образования

В докладе представлен опыт использования разных нетрадиционных форм уроков, способствующих повышению качества образования...