Дорожная викторина
классный час (1, 2, 3 класс)

Дутова Наталья Юрьевна

Методическая разработка викторины

«Дорожная азбука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dorozhnaya_azbuka.docx458.97 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЫНДЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Лицей № 8 г. Тынды Амурской области

(МОБУ Лицей № 8 г. Тынды)

Викторина

 АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ

Автор:

Дутова Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

8-914-394-60-62

dutova.1974 @mail.ru

г. Тында, 2019 г.

Оглавление

Аннотация………………………………………………………………….

3

Введение……………………………………………………………………

4

  1. Основная часть. Методическая разработка викторины «Дорожная азбука»…………………………………………………………………….

6

  1. 1 остановка «Поле чудес»……………………………………….

7

  1. 2 остановка «Разминка»…………………………………………

7

  1. 3 остановка «Островок безопасности»…………………………

8

  1. 4 остановка «Дорожный лабиринт»……………………………

8

  1. 5 остановка «Поэзия дорог»…………………………………….

8

  1. 6 остановка «Сдаём на права»………………………………….

9

  1. 7 остановка «Новый знак»………………………………………

9

Заключение…………………………………………………………………

      10

Литература………………… ………………………………………………

11

Приложение № 1……………………………………………………………

12

Приложение № 2……………………………………………………………

13

Приложение № 3……………………………………………………………

14

Приложение № 4……………………………………………………………

15

Приложение  № 5…………………………………………………………...

16

Приложение  № 6…………………………………………………………...

18

Приложение  № 7…………………………………………………………...

19

Аннотация

Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Причины этого явления лежат не только в области дорожного движения: нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и другое, но и в области образования подрастающего поколения.

Подрастающее поколение имеет достаточно низкую грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность детей разного возраста к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.

Данная методическая разработка призвана помочь педагогам, преподавателям ОБЖ, педагогам-организаторам, классным руководителям изучить  и усвоить с детьми дошкольного и школьного возраста в игровой форме «Дорожную азбуку» для профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Введение

ГИБДД России подвела статистические итоги первых трёх месяцев 2019 года. За этот период на дорогах страны произошло почти 31 500 серьёзных аварий. В них погибли 3023 человека, 41 000 человек получили ранения. Эти показатели схожи с данными прошлого года. [1.,электронный ресурс] 

С января по март произошло 4136 аварий, в которых пострадали несовершеннолетние. В прошлом году за аналогичный период таких ДТП было зафиксировано чуть меньше. При этом детская смертность на дорогах несколько снизилась: в прошлом году за три месяца погибли 136 несовершеннолетних, в 2019-м — 129.  Все же это неутешительная цифра. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. 

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – состязание, урок-турнир, урок-КВН. Опыт показывает, что ребенок быстрее понимает и запоминает Правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине, состязаниях или слушая сказку. Поэтому мною была выбрана форма проведения внеклассного мероприятия – викторина «Азбука движения».

Принимая участие в данной викторине по Правилам дорожного движения, каждый ученик получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний.

Участвуя в общем деле, школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа помогает сплотить коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

Цель: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге, развития познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Задачи:

1) обеспечить усвоение и закрепление знаний о правилах дорожного движения на улицах и дорогах;

2) способствовать развитию внимания, сообразительности, умений четко и ясно выражать свои мысли;

3) воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание личности безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

Метапредметные: умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивать, анализировать, вести диалог.

Предметные: знание основных знаков дорожного движения, правил дорожного движения для пешеходов.

Коммуникативные: умение работать в группах, организовывать

       Практическая значимость: Данная викторина   поможет  ненавязчиво, в занимательной форме привлечь  внимание детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения для сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения, воспитать взаимокультуру пешехода и водителя. 

Викторина может быть использована  как самостоятельная форма внеклассного мероприятия в ДОУ и начальной школе  и как обобщающий урок-викторина  учебного модуля  в  предметной области «Окружающий мир».

  1. Основная часть.  

Методическая разработка викторины

«Дорожная азбука»

Вступление. 

 Долгожданный дан звонок-

Это начался урок.

Внимание! Внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения.

Учитель: Здравствуйте, друзья! У нас сегодня интересный, познавательный и очень серьёзный урок. Чтобы вы  непосредственно и более ярко смогли  почувствовать необходимость знания правил дорожного движения, предлагаю вам  пройти испытание: (двум детям, предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу). Песенка из кинофильма «Берегись автомобиля».

Учитель: Что вы испытали, когда двигались с закрытыми глазами? (ответы участников)

Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного движения)

Правильно!

Учитель:  итак, мы начинаем! Сегодня ребята, у нас необычное занятие, занятие – викторина. Цель нашего занятия –  расширить свои знания о правилах дорожного движения и проверить, готовы   ли  вы к пожизненной профессии «Участник движения».

Сейчас послушайте правила проведения викторины: вы должны разделиться на две команды и выбрать командира. Каждая команда  за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов.

 (Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира).

  1. Первая остановка «Поле чудес»

Учитель:  перед вами карточки с буквами согласных звуков. Ваша задача дополнить гласные и составить из этих букв название своей команды (Светофор и Пешеход) [2.,С.156-157]  (см. приложение № 1)

1.2  Вторая остановка «Разминка»

Учитель: сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)

- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)

- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой по тротуару, придерживаетесь правой стороны? (Да)

- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)  [2.,С.157] 

1.3  Третья остановка «Островок безопасности» (для командиров) 

Учитель читает стихотворение, кто из командиров догадался, выбирает нужный знак. [3.,электронный ресурс] 

  1. Что за «зебра» на дороге?

      Все стоят, разинув рот,

      Ждут, когда мигнет зеленый.

      Значит, это -… (пешеходный переход) 

  1. Эй, водитель, осторожно!

    Ехать быстро не возможно,

    Знают люди все на свете:

    В этом месте ходят…… (дети)

  1. На машинах здесь, друзья, 

                      Ехать никому нельзя,

                     Можно ехать, знайте –

                      Дети, только на …… (велосипеде)

  1. В дождь и в ясную погоду

                      Здесь не ходят пешеходы.

                      Говорит им знак одно:

                      «Вам ходить запрещено!» (движение пешеходов запрещено)

Картинки по запросу картинки дорожные знаки           ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки дорожные движение пешеходов запрещено       (см. приложение № 2)

1.4  Четвёртая остановка «Дорожный лабиринт»

Команды решают тест[4.,электронный ресурс]   (см. приложение № 3)

1.5  Пятая остановка «Поэзия дорог»

Заранее подготовленные ученики наизусть читают по куплетам стихотворение, команды им помогают. 

«Запрещается – разрешается»  слова  З. Семерника.

(см. приложение № 4)

1.6  Шестая остановка «Сдаем на права»

Учитель: Правила этого этапа: надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, говорите: «дальше»        (см. приложение № 5)

1.7  Седьмая остановка «Новый знак»

(см. приложение № 6)

За 3 мин придумать и нарисовать новый знак, которого не хватает на дорогах и защитить свой проект (до 3 баллов). 

Учитель:  Вот и закончилось наше путешествие по АЗБУКЕ ДВИЖЕНИЯ, давайте проверим, с каким багажом мы вернулись домой. Посчитайте свои жетончики.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Учитель.  Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо! 

Чтоб жить, не зная огорченья,

Чтоб бегать, плавать и летать, 

Ты должен правила движения 

Всегда и всюду соблюдать!

Вручение именных свидетельств юного пешехода (см. приложение № 7) 

Заключение

Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация  имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.  Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. [4.,электронный ресурс]   

Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углублено работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения. Сохранение жизни и здоровья юных участников дорожного движения имеет социальные, психологические, правовые, нравственные, эстетические и педагогические аспекты. Профилактика травматизма детей возможна не только при условии их специальной подготовленности к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и к формированию у них высокого уровня транспортной культуры.

Данная методическая разработка призвана помочь педагогам в организации целенаправленной, профилактической работы по правилам дорожного движения среди учащихся, которая  в конечном итоге позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма детей, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.

Список литературы

  1. МВД опубликовало статистику ДТП за первое полугодие 2019 года   [Электронный ресурс] auto.rambler.ru
  2. Учебно-методическое пособие  «Классные часы» / Т. Н.  Максимова.

– Москва:  Издательство «ВАКО»,  2011. – С. 156 – 157.

3.

Занимательный материал по ПДД для 2-4 классов [Электронный ресурс] https://nsportal.ru › zanimatelnyy-material-po-pdd-dlya-2-4-klassov.

4. Школа дорожной безопасности. Азбука дорожного … [Электронный ресурс]  www.zanimatika.narod.ru › OBJ.

5. Дорога без опасности [Электронный ресурс]   bdd-eor.edu.ru › eor-download-file.

 

Приложение № 1

«Поле чудес»

1 команда:

С

В

Т

Ф

Р

_С_

Стой, опасно, путь закрыт!

_В_

Все будьте правилу верны

Держитесь правой стороны

_Т_

Ты не мартышка и не кошка,

Так не виси же на подножке.

_Ф_

Ученик, запомни ты:

Футбол – игра не для улицы!

_Р_

Риск не нужный, так и знай:

Прыгать на ходу в трамвай

2 команда:

П

Ш

Х

Д

?

_П_

По асфальту точек стежка

Пешеходная дорожка!

_Ш_

Шлем надену новый, красный!

На мотоцикле я помчусь,

В пути препятствий не боюсь!

_Х_

Хоккей – игра на льду зимой.

Цепляться за машины борт –

Опасный и ненужный спорт!

_Д_

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку ... (Движения.)

Приложение № 2

«Островок безопасности» (для командиров)

Картинки по запросу картинки дорожные знаки

Картинки по запросу картинки дорожные движение пешеходов запрещено

Приложение № 3

«Дорожный лабиринт»

1. Какие автомобили могут проехать на красный свет?

- папина и мамина;

-такси;

-пожарная, скорая, спецмашины;

-гончая.

2. На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

-на мокрой;

-на обледенелой;

-с ямками;

-на сухой.

3. С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

-когда выйдешь на пенсию;

-с самого рождения;

-с 14 лет.

4. По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

-по любой;

-по правой стороне;

-по левой стороне.

5. Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

-подождать, когда транспорт отъедет;

-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

-перейти по пешеходному переходу.

6. Дорогу можно переходить только на…

-красный мигающий свет светофора;

-зелёный свет;

-жёлтый свет.

7. Для чего постовому нужен жезл?

-приветствовать знакомых;

-отгонять мух;

-для красоты;

-регулировать дорожное движение.

8. Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?

-пропустишь всех старушек и даму с собачкой;

-побежишь со всех ног;

-останешься стоять на месте;

-убедишься, что все транспортные средства остановились, и перейдёшь дорогу.

Приложение № 4

«Запрещается – разрешается»  слова  З. Семерника.

И проспекты, и бульвары,

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить мешать народу

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Быть примерным пешеходом

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Уступить старушке место

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

При зеленом даже детям

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Приложение № 5

Вопросы для команды «Светофор»

(За правильный ответ – 1 балл.)

1. Красный, желтый, зеленый? (Светофор.)

2. Денежное наказание нарушителя ПДД? (Штраф.)

3. Двухколесное средство передвижения? (Велосипед.)

4. Пешеходный … (переход).

5. Автобусная … (остановка).

6. Пересечение дорог (Перекресток).

7. Человек, который управляет машиной (Шофер, водитель.)

8. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины дороги? (Направо.)

9. Кто отвечает за порядок на дорогах? (ГИБДД, регулировщик.)

10. Какие улицы называют улицами с односторонним движением? (Те, по которым движение транспорта направлено только в одну сторону.)

11. Какая часть дороги предназначена для пешеходов? (Тротуар.)

12 .Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два: зеленый и красный.)

Вопросы для команды «Пешеход»

1.Что такое тротуар? (Дорога для  пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход.)

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге? (С 14 лет.)

5. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

6. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

7. По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»? (103 или 112.)

8. Что означает желтый сигнал светофора? (Сейчас будет смена сигнала.)

9. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (пристегиваться ремнями безопасности.)

10. Что такое ж/д переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

11. Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»? (Скорая помощь, полицейская, пожарная.)

12. На какой свет светофора надо переходить улицу? (На зеленый.)

Приложение № 6

«Новый знак»

Картинки по запросу рисунок дорожный знак которого не хватает на дорогах

Похожее изображение

Приложение № 7

Свидетельство юного пешехода

Похожее изображение

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по правилам дорожного движения для 3-4 классов

Викторина по ПДД для 3-4 классов содержит вопросы и ответы по правилам дорожного движения. Можно провести сразу с несколькими группами. Материал взят из интернета....

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го классаЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов Цели: знакомить учащихся с правилами ...

Викторина по правилам дорожного движения.

Игра "Счастливый случай". Проверить и закрепить знания правил дорожного движения....

Викторина по правилам дорожного движения

Викторина предлагает вопросы за курс изучения правил дорожного движения в начальной школе...

Урок - викторина по ПДД "Знатоки дорожных знаков"

Детям знать положено (дорожные знаки)...

Викторина по Правилам дорожного движения« Дорожная азбука безопасности»

В МБОУ Бутовская СОШ №1 во 2 е классе прошла викторина по ПДД ( в игровой форме). Форма проведения- команданная игра. Данный материал позволяет не только расширить знания учащихся в данном направлении...