Развитие интеллекта младшего школьника.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кравченко Инесса Петровна

    "Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно,мимоходом."

                                                                                 В.А.Сухомлинский.

    Развитие личности человека происходит в результате неустанной,постоянной работы.Обучение стимулирует процесс развития,воспитание должно быть направлено на заполнение эмоционального вакуума и нравственной пустоты.Мыслительная активность школьника,или его интеллект,заключает в себе необходимость напрягать ум,анализировать,обобщать факты,находить правильное решение,своими усилиями добиваться истины.Мышление школьника должно обладать такими качествами: широта и глубина,критичность,самостоятельность,конструктивность,оригинальность, продуктивность.Широта и глубина мыслительной деятельности заключаются в том,что приобретаемые знания не должны лежать на поверхности.Ребёнок долженн научиться проникать глубоко в суть явлений.Для этого нужно развивать способность к анализу и синтезу.Аналитический ум позволяет разобраться в сложных вопросах,основательно проникать в детали,факты.понятия.Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные комплексы мыслей,находить причинные связи между явлениями,овладевать длинной цепью умозаключений,открывать связи между единичными фактами и общими закономерностями.Критическая направленность ума предохраняет от поспешных обобщений,решений.Самостоятельность мышления предполагает составление собственных суждений,проявление инициативы,добывание собственными силами правил и выводов.Для развития самостоятельного мышления нужно побуждать ребёнка к изобретательности в выполнении различных заданий,к необычности работ,к неожиданным ассоциациям,к собственным вариантам решения задач.Оригинальный ум исключает шаблонность,автоматизм мышления,стереотипные  решения.Если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых,но новую для самого себя,-это уже показатель продуктивности мышления.

    Доказано,когда учение опирается только на работу интеллекта,возможности мозга используются только наполовину." В мысли без чувств,- писал В.Г.Белинский,- и в чувствах без мысли виден только порыв к сознанию. Половина сознания,но ещё не сознание:это-машина,кое-как действующая половиною своих колёс и потому действующая слабо и неверно".Есть подобное древнее изречение: " Мысль входит в душу вратами чувств."Особенно это свойственно детям.К тому,что прочувствовано,ребёнок постоянно возвращается мыслью и сердцем.Чувство-стимул деятельности,источник энергии и силы.Поэтому процесс познания должен сопровождаться широким диапазоном социальных и эстетических чувств детей.Восприятие должно быть многоцветным и многогранным,со всеми оттенками проявлений.Способность ярко чувствовать приносит человеку наслаждение и это важно для того,чтобы его жизнь была гармоничной.Если не развивать в ребёнке чувства,то он вырастет недостаточно чутким к красоте,с неразвитой фантазией,ограниченным прямолинейным в суждениях,неспособным проявлять душевные качества." Как на колючках не вырастут фиги,а на чертополохе не вырастет виноград,так не принесёт плодов любви одностороннее образование,оторванное от воспитания сердца",-утверждал Песталоцци,швейцарский педагог,основоположник теории начального обучения.Без воспитания чувств в человеке гибнет всё лучшее.

    Естественный возбудитель работы мозга -это эстетические переживания,которые включают в себя любовь к природе, к живописи,литературе,поэзии,музыке,танцам.Природа-это могучий источник творческих сил.Красота природы будит высокие помыслы.К сожалению,в наш век урбанизации и технического прогресса,общение с природой-редкий праздник в жизни городского ребёнка.Учитель и родители должны позаботиться о том,чтобы в  эмоциональной памяти ребёнка запечатлялись места,где проходит его детство.Для того,чтобы воспитывать чувство красоты родной земли,нужно вести детей в поле,учить ощущать лесные запахи,слушать гомон птиц.Всю жизнь потом ребёнок будет помнить и любить родную землю,т.к. в его душе зарождается изумление перед её красотой.Небо,усеянное звёздами,вечно шумящее бесконечное море, заоблачные вершины гор,чуткая тишина лесов и необозримость степей-вот природа нашей страны.Мир родной природы становится ближе и понятнее детям,когда они читают хорошую книгу,рассматривают картины.То.,что ещё только зрело  в их душе при созерцании природы,становится выпуклым,ясным,определённым.Мир становится для детей богаче,переживания острее и благороднее.

    Классическая музыка воплотила в себе торжественное восприятие мироздания,она настраивает на переживание величия жизни.Если с детства научить слушать классическую музыку,то человек будет чувствовать красоту и гармонию звуков.

    Творческий потенциал ребёнка выражается в его желании создавать что-нибудь-в рисунке,в музыке, в танце. в игре, в труде, в технике.Для того,чтобы сформировать в ребёнке творческую лисность,надо сохранять в нём и оберегать  дар мечтателя,впечатлительность,силу представлений.

    Сердцевина формирования гармоничного человека-это идейно-нравственное развитие.Моральное воспитание очень разностороннеее,но,прежде всего,-это воспитание человека как гражданина.В ходе идейно-нравственного развития формируются политические черты человека,патриотизм,любовь к людям,культура поведения,самоуважение,чувства чести,достоинства,благородства.При чтении книг взрослые должны помочь ребёнку глубоко вникнуть в подтекст,чтобы у них зародилось эмоциональное отношение к героям произведения.Пережитое школьниками чувство симпатии или антипатии к герою сохраняется надолго.При помощи художественных образов он познаёт мир иначе,открывает для себя те его стороны,которые невозможно постичь путём логического мышления.

    Нравственное воспитание в младших классах начинается с упражнений в нравственных поступках,с проявлений чувств любви,благодарности.Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.Исключительно важная задача учителя и родителей-волевое развитие школьника.Воля-это потребность в преодолении препятствий.Качества воли-целеустремлённость,настойчивость,решительность,организованность,дисциплинированность.Начальные классы-это старт трудового развития.Способность к упорному труду, если она не заложена в младшем школьном возрасте,позже не разовьётся в полной мере.Чем старше будет ребёнок,тем больше потребуется от него воли,упорства в учении,во всех других видах деятельности.Воля как потребность в преодолении препятствий может развиваться лишь при условии,если у ребёнка есть такие препятствия.Если взрослые ставят перед ним лёгкие задачи,балуют,не приучают к труду,-то воля формироваться не будет.Нужно давать нагрузку,но и не перегрузить ребёнка,т.к. переутомление опасно для здоровья ребёнка и всего хода его развития.
    Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки:привычку к регулярному труду,к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях,привычку быть обязательным в отношениях с людьми.Формирование волевых качеств происходит в четыре этапа:

    1 .Объяснение правил:что делать и как.

     2. Принуждение к тому,чтобы эти правила исполнялись.На данном этапе взрослые напоминают ребёнку правила и заставляют их выполнять.

     3. Этап "втягивания".Когда ребёнок понимает правила,выполняет их без напоминания ,но ещё возможны срывы,нежелание их выполнять.

     4. Формируется потребность в выполнении правил.

     Как правило,если у ребёнка даже от рождения небольшие способности,то,научившись преодолевать трудности обучения,он сможет достигнуть высоких результатов в средних классах.Если у ребёнка с детства воспитывать волевые качества-он сумеет мобилизовать себя,довести до конца своё намерение,энергично и настойчиво достигать поставленных целей в жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Развитие интеллекта младших школьников

Материал для развития интеллектуальных способностей младших школьников...

Развитие интеллекта младшего школьника.

                                                      ...

Реферат. Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности ...