Труд и игра в жизни младших школьников
консультация

Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно - полезного труда для воспитания детей, о роли семьи в воспитании любви к труду и игровой деятельности  детей младшего школьного возраста. Игра в жизни младшего школьника занимает важное значение,  и является характерным видом деятельности младших школьников. В игре младшего школьника постепенно появляется учебная деятельность, вводятся элементы трудовой и спортивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_i_igra_v_zhizni_mladshih_shkolnikov.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Суфиянова Лариса Ринатовна,

учитель начальных классов

МБОУ Школа №129 г. Уфа,

 Республика Башкортостан

Труд и игра в жизни младших школьников

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

В первом классе для детей самым и главным видом деятельности является учёба. Но в жизни детей большое место занимает труд и игра. С поступлением ребёнка в школу надо приучать к самообслуживанию, а не освобождать от  него: приучать  ребёнка убирать свою постель, следить за порядком на рабочем месте, в портфеле (рюкзаке), убирать и чистить свои вещи.

        В труде, даже простом, домашнем, у ребёнка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учёбе и в жизни. Это и точность движений, и аккуратность, и самостоятельность, а главное – это осознание своей силы, чувства удовлетворения, радости от труда.

«Мы хорошо знаем, - говорил А.С. Макаренко, -  насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать самих себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно".

 Имеют ли дети какие-нибудь поручения в семье? Ведь посильная работа в семье всегда найдётся для них: сходить в магазин за хлебом и молоком. Подмести в комнатах, вымыть посуду, держать в порядке свой уголок. Чтобы научить детей добросовестно, с желанием выполнять посильную для них работу, нужно терпение и время, надо учитывать их индивидуальные физические и психические особенности.

Ребёнок 7-10 лет вначале с огромной охотой берётся за дело, которое делает мама, папа, бабушка. Но как только убеждается, что у него эта работа не спорится так же хорошо, как у взрослых и её надо делать не только тогда, когда захочется,  интерес к ней пропадает.   Ребёнок под всякими предлогами начинает отлынивать от поручений, или прямо заявляет: « Не хочу, надоело». В таких случаях родители начинают бранить ребёнка, заставлять его под угрозой наказания выполнять домашние трудовые задания, либо, чтобы «не портить себе нервы» делают всё сами. В результате одни вызывают у детей отвращение к работе, стремление сделать её кое-как, чтобы только отвязаться от брани и наставлений взрослых, другие прививают ребёнку безответственное отношение к делу.

Конечно, физические силы детей 7-10 лет ещё невелики, внимание их быстро ослабевает, навыки в труде их очень ограничены. Всё это родителям надо обязательно принимать во внимание. Поручать нужно им только посильную работу, постепенно усложняя её по мере того, как ребёнок приобретает  необходимые навыки. Если работа, порученная младшему школьнику, посильна для него, то  при старании она выполняется очень хорошо. Такой труд радует  и взрослых и самого юного работника, это очень важно, ибо труд без радости, тяготит, угнетает.  

Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда людей надо беречь. Желательно, чтобы все дети знали, где и кем работают их родители, какую пользу приносит их труд. Важно, чтобы все разговоры в семье о работе родителей, о делах других людей были проникнуты уважением к труду, чувством гордости трудящегося человека.

Одним из главных условий, обеспечивающих успешную нравственную подготовку детей к труду, является постоянный интерес самих родителей к  школьным делам ребёнка, к его участию в домашней работе и самообслуживанию.

Родители могут поправить ребёнка, оказать ему нужную помощь, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе. Особенно большое воспитательное значение имеет одобрение и поощрение хороших начинаний детей, их полезных дел. Младшие школьник очень нуждаются в постоянной дружеской поддержке со стороны взрослых и сверстников.

Перед родителями стоит ещё одна очень важная и сложная задача, от  правильного решения которой зависит и физическое развитие и расцвет всех сил ребёнка. Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. В игре ребёнок приобретает умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями, преодолевать трудности, приучается чувствовать ответственность за выполнением задуманного. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.В игре дети развиваются, в игре ребёнок как бы преображается, он вырастает в своём собственном представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он лётчик, врач, учитель, солдат и т.д.

О чём родители должны заботиться? Прежде всего, о том, чтобы у ребёнка был отдельный уголок, где он мог бы расположиться, держать в порядке свои игрушки, развернуть свои игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков.

Не следует покупать детям всё новые и новые игрушки. Если игрушек много, ребёнок теряет к ним интерес и не берёт их. Но нельзя и выбрасывать старые игрушки – часто они бывают самыми любимыми.

Как это важно – уметь играть! Для хорошей, интересной игры обязательно нужно общество детей, иногда и взрослых. Как играть взрослому с ребёнком? Можно научить ребёнка игре, а играть предоставить с друзьями. Достаточно один раз показать ребёнку, как его любимая кукла становится то Красной Шапочкой, то Снегурочкой, то Машенькой, пришедшей в гости к трём медведям, и он сам найдёт для неё бесконечное количество ролей, привлечёт к игре свои игрушки. А начнут с ним играть друзья, они внесут своё, новое, придумают столько вариантов действия, что одному никогда не додуматься до этого.

Доставляет удовольствие детям и игра со взрослыми: мамой, папой, старшим или младшим братом или сестрой.

Особая тяга детей к подвижным, спортивным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Двигаться ребёнку необходимо так же, как дышать. Дети всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от его избытка. Вот почему они далеко не всегда реагируют на окрики: «Перестань бегать!», «Прекрати возню!».

Подвижные игры развивают силу, ловкость, выносливость, сноровку, интерес и любовь к спорту. Это особенно хорошо знают родители, которые сами увлекаются спортивными играми и потому получают счастливую для воспитания возможность проводить со своими детьми большую часть свободного  времени. Принимая участие в играх детей, взрослые приобретают выгодную педагогическую позицию. Здесь взрослый не наставник, которого надо слушаться, а товарищ, подчиняющийся определённым правилам.  

Говоря об играх нельзя не сказать и о чуде  ХХ века – это «компьютерные игры». Современные виртуальные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка, потому как игры обучают детей мышлению на высоком уровне и развивают умственные способности и навыки, необходимые в реальной жизни. Влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей – отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Нельзя отметить, что компьютерные игры катастрофически влияют на физическое и психическое здоровье ребенка.  При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы, к ухудшению зрения и гиподинамии. Также, долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Необходимо ограничивать время пребывания детей за компьютером (максимальное время – 30 минут с перерывами каждые 5-10 минут). Но полностью убрать компьютер из жизни ребенка невозможно, так как компьютерные технологии становятся частью реального мира.

          Давайте помнить, что игры для детей – не просто забавы, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которых  он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Литература

  1. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1972.
  2. Богданова О.С. Методика трудового воспитания. М., 1964.
  3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.
  4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т., т. 4, М., 1957.
  5.  Поночевная, О.Л. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье младшего школьника / О.Л. Поночевная [Интернет-ресурсы]. – Издательский дом МЦФЭР. 
  6. Садковский И.Ф. Воспитание. – В кн.: Нравственное воспитание детей. М., 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего школьника

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Игра в жизни младшего школьника

Обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка; показать возможности игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся......

Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника"

Цель: познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду...

Мир игры в жизни младшего школьника

Игровые технологии в начальной школе...

Игра в жизни младшего школьника

Статья предназначена для воспитателя группы продленного дня. В ней говорится об играх, с помощью которых идет обучение и воспитание ребенка....

Статья "Игра в жизни младшего школьника"

В статье "Игра в жизни младшего школьника" рассказывается о важности игры в жизни младшего школьника. В статье представлена классификация игр по Д. Б. Эльконину, С. Милллеру, а также принцип...