Сценарий открытого мероприятия "Я и право"
классный час (4 класс)
Сценарий открытого мероприятия "Права ребёнка - мои права" (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого мероприятия: «Я и право»
Цель:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права, формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости.
Наше мероприятие посвящено правам ребёнка, и называется оно – «Права ребёнка – мои права». Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, я предлагаю создать хорошее настроение – посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Учитель: Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: Посмотрите на модель Земли, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Посмотрите на карту России, назовите столицу нашей Родины.
(Москва)
- Какую огромную территорию занимает наше государство. А богата наша страна, прежде всего своими людьми.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я!
И одна у нас Земля!
Учитель: Россия – многонациональная страна, здесь живут люди разных народов, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Эти правила называются – законы.
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям, находящимся в зале продолжить знакомство с данными документами.
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Вот, о чём говорится в «Декларации»:
Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? …
(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье.
После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.
20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка».
Конвенция – это документ, в котором записаны права детей, т. к. дети не могут сами себя защищать.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы у вас спросить, как вы думаете, что означает слово «Право»?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Обратимся к словарю Ожегова:
«Право»- охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
- Послушайте стихотворение о правах, которое прочтут ребята:
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок всякие права.
Он имеет право жить, развиваться и дружить!
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать!
Быть весёлым и здоровым.
Восхищаться чем-то новым.
И любить, и быть любимым –
Ты на свете не один!
Просмотр мультфильмов
- А сейчас посмотрим короткие мультфильмы «Смешарики»
После просмотра каждой серии, вопрос к залу:
- О каком праве вы узнали?
( Ответы учащихся)
- А как вы думаете, ребята, до какого возраста вы будете считаться детьми? (Выслушиваются различные варианты ответов)
- Правильный ответ на вопрос вы узнаете из стихотворения, которое прочтут ребята.
Дети читают стихи:
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
Вы запомните ребята,
Что ни дед и ни сосед
Только мама, только папа -
они за вас несут ответ.
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Помни, ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
Учитель: До какого возраста вы будете считаться детьми? (Ответы детей)
Учитель: Дети должны знать свои права. Вот некоторые из них:
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
Право на заботу и воспитание родителями,
Право на защиту от насилия
Право на защиту своих прав
- Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
Учитель: Посмотрим отрывок из сказки «Золотой ключик»
Из-за кулис выходят куклы (Мальвина, Арлекино, Пьеро и др.) под музыку из к- фильма «Приключения Буратино»
Поют:
Да здравствует наш Карабас удалой,
Уютно нам жить под его бородой.
И он никакой не мучитель,
А просто наш добрый учитель….
Выходит К- Барабас:
- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино!
Куклы падают на колени:
Пощадите Буратино! Сеньёр Карабас!
Карабас-барабас:
- Сейчас получите у меня, вот этой плёткой!
Тогда они рыдая пошли и привели Буратино.
Карабас-барабас:
- Негодный мальчишка! Ты сделан из полена! Сейчас я кину тебя в огонь и моё жаркое быстро зажариться!
Буратино:
-Бедный я, несчастный, никому меня не жалко! А А А….
Карабас-барабас:
- Аап-чхи! -Аап-чхи! Аап-чхи!
Буратино:
- Дяденька, пощадите!
Карабас-барабас:
- Перестань реветь! Ты мне мешаешь! Аап-чхи! (Тащит за кулисы)
-Учитель: Какое право хотел нарушить в этой сказке Карабас-барабас?
(Право на жизнь)
Сказка «Заюшкина избушка»
Автор: Жили-были в одном лесу лиса да заяц. Построили они себе на зиму по домику. У зайца была избушка лубяная, а у лисы- ледяная. Лиса над зайцем смеялась, а пришла весна, у Лисы избушка-то и растаяла. Просится она к Зайцу
Лиса:
- Заюшка, пусти меня к себе в избушку.
Заюшка:
- Нет, лисонька, я тебя к себе не пущу, потому что ты смеялась, дразнилась!
Лиса :
-Ну, пожалуйста, Заюшка, я не буду больше! Пусти погреться!
Автор:
Так упрашивала, что заяц ее пустил к себе в избушку. А лиса и говорит:
Лиса:
- Пошел вон, косой! Не буду я с тобой в одной избушке жить!
Автор: Так зайца и выгнала.
Заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят.
Учитель: Какое право нарушено в этой сказке?
(Право иметь жильё, никто не может выгнать ребёнка из дома)
Сказка «Маша и Медведь»
Автор: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Пошла однажды Машенька в лес грибы, ягоды собирать и попала в избушку к Медведю:
Медведь:
— Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить
Маша:
- Отпусти меня, Медведь, пожалуйста! Меня бабушка с дедушкой ждут.
Медведь:
- Ни за что не отпущу! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Я пойду в лес за дровами, а ты смотри, чтобы к моему приходу всё было готово!
Маша: - Медведь запретил мне (маленькой девочке) уходить из его избушки. Он загружал меня работой, не отпускал домой. Но однажды я перехитрила его.
Учитель:
- Как Машенька перехитрила Медведя?
(Ответы учащихся)
- Молодцы! Знаете сказку! А какое право было здесь нарушено?
(Право на свободу, никто не имеет права забрать ребёнка у родителей)
Вывод:
- Почему же было плохо литературным героям?...
(Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)
-В конвенции есть статья: «Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать»
Ученики читают стихи:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас «Семейный кодекс
Выпускается, друзья!
Учитель: Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Найдите ошибки в поведении членов семьи.
Ответы детей
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
Учитель: Какие же у вас обязанности? (Выслушиваются ответы детей)
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
соблюдать правила поведения в школе и т. д.
Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Не имеете права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему… Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: (Слайд)
«Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
Учитель: Какие же у вас обязанности?
(СЛАЙД)
- Прилежно учиться.
- Уважать старших.
- Соблюдать правила поведения в школе.
- Выполнять требования учителя, дежурных.
- Соблюдать технику безопасности.
- Беречь школьное имущество.
- Выполнять домашнее задание.
- Придерживаться правил культурного поведения.
- Уважать права других.
- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)
III. Подведение итогов.
В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
Как вы узнали впервые о своих правах? (Ответы детей)
Под мотив песни «Учат в школе» (Поём оправах)
ВЫВОД: Наше государство провозглашает всех людей равными перед законом . Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые старты (сценарий открытого мероприятия)
Данная разработка может использоваться для проведения спортивного праздника во втором классе....

Сценарий открытого мероприятия ко ДНЮ МАТЕРИ
Словом “мать” называют и свою Родину. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина-мать” - говорят люди и этим ...

Сценарий внеклассного мероприятия по изучению правил дорожного движения для учащихся 3 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по изучению правил дорожного движения для учащихся 3 классаВоспитатель ГПД: Манько О.В.Данное мероприятие можно провести в группе продлённого дня.Сценарий для 3 класс...

Открытое мероприятие "Я имею право"
Ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....

сценарий открытого мероприятия "Открытие спортивного зала"
Сценарий спортивного праздника "Старты Надежд". Эстафеты, музыкальные номера....

Сценарий открытого мероприятия (Внеурочная деятельность «Здоровье и безопасность»)«Как богатыри правила дорожного движения изучали»
Разработка открытого мероприятия по правилам дорожного движения - литературно-музыкальная композиция с использованием сказачного сюжета....

