Главные вкладки

    Открытое мероприятие "Я имею право"
    план-конспект урока на тему

    Бабаева Рухмия Уруджовна

    Ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Подготовила Бабаева Р.У.25.02 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Открытое мероприятие:

     „Я имею право…″.

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Бабаева Р.У.

    г.Воркута, 2012г.

    Цель мероприятия: 

    Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными  правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

    Задачи: 

    1)Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    2)Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

    3)Воспитывать уважение к другим людям.

    Оборудование:

    1)надпись „Я имею право…″,  

    2)„Права и обязанности″

    3) Раздаточный материал:

                      а) для каждой группы  „ Правила поведения школьника″,

                   б) для каждого ученика „помни″.

     4) Презентация  и слайды.

    Ход открытого мероприятия.

    Звучит песня «Здравствуй, мир!». Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг, взявшись за руки. Произносят речёвку:

    Здравствуй, мир!-----------------------(поднимают руки вверх)

    Здравствуй, друг!-----------------------(поворачиваются лицом друг к другу)

    Здравствуй, песен щедрый круг!---------(раскачиваются из стороны в сторону)

    Здравствуй, миг!----------------(улыбнитесь соседу справа и пожмите ему руку)

    Здравствуй, век!-----------------(улыбнитесь соседу слева и пожмите ему руку)

    Здравствуй, Добрый Человек!--------------(кладут руки на плечи друг другу).

    Учитель: Ребята садитесь на свои места. Наше мероприятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения.  На экране появляются слайды.

    Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

    Он имеет право жить, развиваться и дружить;

    Иметь уютный, тёплый дом

    Видеть тихий мирный сон.

    Врачей помощь получать,

    Обучаться, отдыхать,

    Быть веселым и здоровым,

    Восхищаться чем-то новым

    И любить и быть любим

    Он на свете не один!

        Кто же в государстве обязан защищать права детей? Как вы думаете? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.  Но сначала послушаем сообщения ребят.

    1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, а кто-то из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

    2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.  Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

    3-й ученик. Но всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребёнок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

    Учитель: (показ слайда).

    В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб- квартира Организации Объединённых наций (ООН), которая была создана в 1945 году (в год окончания  второй мировой войны), главной целью которой является стремление поддержать мир во всём мире, развивать дружеские отношения между народами.

    2-й ученик.(показ слайда).

    С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребёнка. Конвенция о правах ребёнка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована (т. е. принята и утверждена)  Верховным Советом 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года.

    3-й ученик. Конвенция рассматривает ребёнка как самостоятельную личность, наделённую правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

    Учитель: Сейчас вы увидите отрывки из сказок. Попробуйте их угадать, и так первая сказка.

    Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка, и бабы тоже была дочка. Все знают, как с мачехой жить: повернёшься - бита и не повернёшься – бита. А родную дочь за всё по головке гладит да приговаривает:- Умница.  Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топить, избу метёт ещё до свету. Но ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

    Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтоб мои глаза её не видели. Вези её в лес на трескучий мороз.

    Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

    Старик. Собирайся, милая дочь.

    Учитель: Ребята, как называется сказка. На какое право детей посягала старуха? (ответы детей). Правильно. Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности. Так как каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

    --Попробуйте угадать следующую сказку, её героев и определить право ребёнка, которое нарушено.

    Глашатай.  Внимание! Внимание! Сегодня принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди.

    1сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца?

    2сестра. Помоги нам поправить наряды.

    1сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

    Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

    Мачеха. Красавицы мои, вы собрались?

    2сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

    Золушка. Матушка, можно я поеду. Я надену какое -нибудь из платьев сестриц?

    Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты  в таком виде показалась в приличном обществе.  Да и дел у тебя много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречиху и горох, а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

    Золушка. Я за три дня не смогу всё это переделать.

    Учитель: Как называется сказка? Кто её герои? Какое право ребёнка нарушила мачеха?

    (ответы ребят). – Правильно, право на отдых и досуг. Молодцы!  

    А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребёнка, признанным Конвенцией.

    (показ презентации ).

    ---Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применённому к данному ребёнку, он не достигает совершенствования раньше.

    ---Каждый ребёнок имеет право на жизнь (ст.6).

    ---С момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретения гражданства (ст.7).

    ---Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13).

    ---Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

    ---Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

    ---Ребёнок имеет право на образование (ст.28).

    ---Ни один ребёнок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).

    ---Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

    А теперь давайте  проверим, как вы запомнили права ребёнка. И в этом нам поможет игра

     „ Разрешается - запрещается″. Я в стихотворной форме буду описывать различные ситуации, а вы должны  заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

    1). Куда пойдём мы в воскресенье: на каток или в кино.

    Вот семья вопрос решает – выбрать мнение одно.

    Взрослые на деток смотрят, смотрят – удивляются.

    Слушать мнение ребёнка конечно  (разрешается). 

    2). Вот в углу стоит мальчишка, плачет, надрывается.

    Бить, наказывать ребёнка строго (запрещается).

    3). С мамой дети должны жить, не грустить и не тужить – это (разрешается).

    4). Дитя незаконно похищают, мать с ребёнком разлучают - это (запрещаются).

    5). Рисовать и петь учится, если заболел – лечится – это (разрешается).

    6). Много трудится ребёнок, мало у него силёнок, ноги подгибаются.

    В детстве тяжкая работа конечно (запрещается).

    7). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – это (разрешается).

    8). Когда слабый горбит спину, перед сильным преклоняется.

    Быть рабом у господина строго (запрещается).

    Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Но наши герои из сказок попали в различные ситуации и ваша задача определить, какие права героя были нарушены.

    (показ слайдов). 1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

     Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

    --  (статья 31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать  в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).

    2). В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

    -- Серая шейка. Красная шапочка. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Дюймовочка.  Сказка о рыбаке и рыбке.

    3).Является ли Маугли,  живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком?

    --Да. Согласно Конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста. Ст. 1).

    4). Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

    -- Три поросёнка. Зайка из русской народной сказки „Ледяная избушка″.

    5). Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?

    --Барон Мюнхаузен. Капитан Врунгель. Кот в сапогах.

    Учитель. Ребята, как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

    (Ответы детей)

    В каждом из вас, ребята, есть маленькая частица доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

    Давайте вместе, исполним песню. „Если добрый ты…″.

    Дождик босиком по земле прошел,

    Клёны по плечам хлопал,

    Если ясный день – это хорошо,

    А когда наоборот – плохо.

    Если ясный день – это хорошо,

    А когда наоборот – плохо.

    Слышно, как звенят в небе высоко

    Солнечных лучей струны

    Если добрый ты, то всегда легко,

    А когда наоборот – трудно.

    Если добрый ты, то всегда легко,

    А когда наоборот – трудно.

    С каждым поделись радостью своей,

    Рассыпая смех звучно,

    Если песни петь, с ними веселей

    А когда наоборот -  скучно.

    Если песни петь, с ними веселей

    А когда наоборот -  скучно.

    Учитель. Спасибо за прекрасное исполнение. Я знаю, что вам нравится не только исполнять песни, но и слушать. Прослушав отрывки из любимых детских песен, вы должны определить, о каких правах в них идёт речь. 

    -- Песня бременских музыкантов (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) – Ничего на свете лучше нету…

    Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

    -- Чему учат в школе (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

    Право на образование.

    -- Чунга – Чанга (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

    Право пользоваться благами, право на отдых.

    Учитель. Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе.

    Право на образование.

    -- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

    -- Мы сегодня с вами познакомились с правами и обязанностями, которые есть у каждого ребёнка, т. е. у вас.

    Но мы понимаем, что запомнить вам их очень сложно. Поэтому мы с ребятами приготовили вам памятки, которые

    помогут не только запомнить права и обязанности, но и пользоваться ими в жизни. А для этого поместите их в своих классных уголках.

    (дети раздают памятки).

     

    -- Наше мероприятие подошло к концу, и мы благодарим вас за внимание и говорим дружно ---- до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Имею право на права!"

    Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

    «Имею право на права»

    презентация к классному часу...

    Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

    Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

    Классный час с презентацией "Имею право на права"

    Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....

    «Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

          На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

    « Я имею право» ( Утренник по правам человека для учащихся 2 класса.)

    На утреннике дети в легкой,  непринужденной, занимательной  форме познакомятся  с  некоторыми истатьями  " Всеобщей декларациии прав человека", научатся применять их в жизни....

    Классный час: «Имею право на права»

    Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...