«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»
учебно-методический материал (3, 4 класс) на тему

Хомутова Тамара Александровна

        На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

    Особую роль в создании условий для накопления учащимися опыта действий в качестве гражданина выполняют игровые формы урока, такие как деловые, ролевые, ситуационные игры, например: «Я – ребёнок. Я – человек», «Права гражданина »  и др. Целевая аудитория данного мероприятия: учащиеся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_imeyu_pravo.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Я имею право»

Интеллектуально – познавательная игра.

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы.

Тема: «Права гражданина»

Цель:  Становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-Довести до сведения основные законы общества и научить ими пользоваться.

-Формирование потребность соблюдения законов в практической деятельности.

-Развитие у учащихся гражданские качества личности: патриотизм, гражданскую позицию, гражданский долг, дисциплинированность, самостоятельность, инициативу, толерантность, свободу, выбор, рефлексию.

-Создание условий для проявления гражданской активности учащихся в деятельности.

-Налаживать партнерские отношения с родителями.

-Развитие УУД «Смысловое чтение»

Ожидаемые результаты: Сформированность у учащихся высоких морально деловых качеств, повышение нравственного самосознания и активной жизненной позиции, умение находить информацию в тексте.

Ход игры (сопровождается показом слайдов):

1. Организационный момент:

- Разделить класс на 3 команды

- Выбрать капитана каждой команды.

- Представление членов жюри (родители / старшие школьники).

2 слайд

Раунд 1. Анаграммы. Угадай, что за слова были зашифрованы.

Задача этого раунда – познакомить детей с ключевыми словами, которые будут встречаться в основном тексте.

На слайде указано 5-6 слов разной сложности. Отвечает команда, которая первая поднимет руку и скажет верный вариант ответа. Если команда ошиблась – право ответа переходит той команде, которая подняла руку второй.

1 разгаданная анаграмма = 1 балл

3 слайд

Раунд 2. Антонимы. Подбери антонимы к словам.

Каждой команде раздаются карточки со словами. Чтобы каждая команда подобрала в итоге 6 антонимов. Время на работу – 2 минуты.

1 правильно названный антоним = 1 балл

- детский,

- работать,

- разрешать,

- ответственность,

- штраф,

- ранний.

4 слайд

Раунд 3. Пословицы. Собери из слов пословицу. 

(После выполнения задания обсудить смысл пословицы)

Ребятам предлагается восстановить из произвольного набора слов первоначальный вид пословицы.

Первая команда, правильно составившая перепутанные слова, получает 2 балла.

Текстовый этап

(все задания выполняются на этапе работы с текстом)

5 слайд

Раунд 4. Конкурс капитанов. Перескажи текст своими словами.

Для этого конкурса вызываются капитаны команд. Каждому из этих ребят даётся небольшой текст. За определённый промежуток времени (2-3 минуты) они должны его прочитать и запомнить как можно больше информации.

После этого тексты у них забираются, а задача капитанов – как можно достовернее передать прочитанное своей команде (2 минуты). После этого любой другой член команды должен записать, а затем прочитать, что они поняли из рассказа капитана (листочки можно собрать на проверку, чтобы не было соблазна добавить что-то «от себя» на этапе прочтения).

Текст «Правозащитник из народа».

Команда, сохранившая максимальное количество информации, получает 3 балла, оставшиеся команды – 2 балла и 1 балл.

6 слайд

Раунд 5. Вставь пропущенные слова.

На слайде представлен текст, часть слов которого «заклеена». Задача команд – по контексту попытаться восстановить пропущенные слова. Каждой команде выдаётся листочек, где они под номерами записывают те слова, которые, по их мнению, должны стоять на месте пропусков. После того, как все слова записаны,  команды зачитывают свои варианты для 1 слова. После этого учитель открывает это слово в презентации.

Команда, которой наиболее точно удалось восполнить пробелы, получает 3 балла. Остальные команды – 2 и 1 балл.

7 слайд

Раунд 6. Поиск слов. Выпишите из текста слова, обозначающие: предмет, действие и признак.

В тексте «Твои права». выбирается один текстовый фрагмент

Задача команд – посчитать, сколько в этом отрывке встречается предметов, действий и признаков. И выписать их.

Оценка раунда идёт в 3 этапа методом «на выбывание». Команды по очереди называют найденные ими предметы. Как только у команды больше нет вариантов, она выбывает. Затем идёт круг, где все называют действия, и последний круг – с признаками.

Та группа, которая назвала последний предмет/действие/признак – получает 1 балл.

Послетекстовый этап

(все задания выполняются после прочтения текста)

8 слайд

Раунд 7. Правда или ложь?

Всем командам одновременно зачитывают высказывания по материалам рабочего номера. Ребята по очереди отвечают, согласны они с этим высказыванием или нет.

1. В России совершеннолетними считаются люди, старше 14 лет, которые уже получили паспорт. (Ложь)

2. Охрана природы и окружающей среды – это одна из обязанностей каждого гражданина России. (Правда)

3. Самостоятельно выбирать кружки и секции можно с 7 лет. (Ложь)

4. С 16 лет ты не только можешь водить мотоцикл, но и несешь уголовную ответственность за свои преступления. (Правда)

5. Голосовать на выборах можно с 18 лет. (Правда)

6. В 19 лет ты можешь водить машину, но на скутер и мотороллер права тебе ещё не дадут. (Ложь)

7. Адвокаты занимаются тем, что отстаивают права людей. (Правда)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

9 слайд

Раунд 8. Пантомима. Покажи, используя только жесты и мимику. Говорить вслух нельзя!

От каждой команды вызывается по одному участнику. Каждому из участников даётся заранее подготовленная карточка с заданием, что именно они будут изображать, не используя слова или звуки. Задача команд – определить, что показывает их участник.

Занятие проводится по материалам тексту «Права гражданина», в задании представлены 3 возраста, описанные в основном тексте газеты. Один из участников изображает ребёнка от 0 до 6 лет, второй – 16-летнего подростка, получившего право управлять мотоциклом, третий – взрослого человека, старше 35 лет, выставившего свою кандидатуру на выборах на пост президента России.

Команда, отгадавшая, что изображает её участник, получает 1 балл.

10 слайд

Раунд 9. Рисунок на тему «Имею право»

Первоначальная задача ребят – нарисовать рисунок, взывающий к чувству ответственности или к необходимости знать свои права и обязанности.

Командам дается 10 минут.  В это время. Жюри подводят итоги. После этого капитаны презентуют перед всеми получившиеся рисунки.

11 слайд

Озвучивание баллов, поощрение победителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лутошкин А.Н.  «Как вести за собой»  

Погорелова Г.В.  и др. «Когда заканчиваются уроки: конкурсы, викторины, праздничные вечера». 7-5 классы;  Волгоград: Учитель,2008

Свиридова О.В. «Работа с родителями в средней школе»- Волгоград: Учитель, 2008

Классный руководитель, №№ 3,4, 2006г.

Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №8, 2007

Журнал «Классный руководитель», №3, 2008

«Первоклассная газета» №30, 2014г.

Приложение (текст)

Имею права. Имею обязанности.

Каждый гражданин России имеет определённые права и обязанности с рождения. По мере взросления их становится больше. К 18 годам ты станешь совершеннолетним. С этого возраста ты будешь обладать такими же правами, что и взрослый человек.

Твои права.

0-6 лет

Маленький ребёнок имеет право посещать детский сад.

Уже в столь ранние годы на имя малыша может быть открыт счёт в банке.

6 лет

Ты имеешь право посещать школу с 6 лет. Ты уже большой и можешь самостоятельно тратить карманные деньги.

8 лет.

Ты можешь самостоятельно выбирать и посещать кружки и секции.

10 лет.

Ты вправе выражать своё мнение, если в семье решают вопрос, затрагивающий твои интересы.

11 лет.

В этом возрасте за хулиганство ты можешь угодить в исправительное учреждение—спецшколу или интернат.

14 лет.

В 14 лет ты получишь паспорт. С этого возраста ты сам несёшь ответственность за свои поступки! Ты сможешь подрабатывать после учёбы. В этом возрасте ты будешь вправе ездить на велосипеде по дорогам.

15 лет.

В этом возрасте ты сможешь сам решать, разрешить врачам лечить тебя или нет.

16 лет.

Ты можешь получить водительские права на мотоцикл, мотороллер или скутер.

С этого возраста ты несёшь уголовную ответственность за преступления.

18 лет.

Став совершеннолетним, ты сможешь:

-голосовать на выборах,

-водить автомобиль,

-вступать в брак.

35 лет.

Только с этого возраста человеку разрешено выдвигать свою кандидатуру на пост президента России.

Твои обязанности

Помимо прав у каждого гражданина

имеется ряд обязанностей.

Охрана природы и окружающей среды.

Каждый человек обязан сохранять окружающую среду. Например, когда ты находишься на улице или на природе, то ты обязан выбрасывать фантики и обёртки в урну, а не на землю. Иначе полицейский выпишет тебе штраф либо заставит  поднять мусор и донести его до урны.

Защита Отечества.

В 17 лет мальчики обязаны пройти комиссию в военкомате и встать на учёт. В 18 лет юноши с крепким здоровьем отправляются на военную службу в армии. Государство следит за исполнением гражданами своих обязанностей. А права людей отстаивают адвокаты и целые правозащитные организации. Стать правозащитником легко—для этого нужно лишь желание.

Правозащитник из народа.

Саша Шульчев родился инвалидом. Родители отказались от него, и мальчик прожил инвалидом 15 лет в детском доме. Однажды Саша поехал в Америку, где врачи поставили его на ноги. Мальчика установила любящая американская семья. Сегодня Саше 21 год. Он защищает права российских детей—сирот.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....

Интеллектуально - познавательная игра для детей 9-11 летнего возраста "Мы и наши права"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4533312","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]] Цель: Обобщить знания детей о Конвенции о правах ребенка....

Познавательная игра "Я гражданин России"

На занятии дети говорят о символах нашего государста, получают первичные представления о понятиях "гражданин", "Конституция", "права и обязанност...

Сценарий познавательной игры "Права детей"

Сценарий познавательной игры "Права детей"...

Классный час: «Права гражданина. Я имею право…″.

Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....