Я - гражданин России. Изучаем Конституцию РФ. Познавательная игра
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Внеклассное мероприятие для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 5»

Познавательная игра

«Я – гражданин России. Изучаем Конституцию РФ»

Внеклассное мероприятие для 4 класса.

Автор: Белоус Галина Леонидовна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск, 2015


Познавательная игра

«Я – гражданин России. Изучаем Конституцию РФ»

Внеклассное мероприятие для 4 класса.

Цели:

  • формирование у учащихся понимания значения Конституции и государственных символов Российской Федерации; обеспечение условия применения учащимися знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях и с учетом своего индивидуального познавательного стиля, организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний;
  • воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма;
  • расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Задачи:

• познакомить со значением государственных символов РФ;

• развивать познавательные способности;

• формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

• воспитывать уважение к символам государства.

Тип занятия: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Форма проведения занятия: познавательная игра (игровая технология стимулирует активность, позволяет задействовать всех участников, позволяет приобретать навыки коллективной деятельности, формирует навыки применения знаний).

Оборудование: 

  • Конституция РФ;
  • изображение флагов России, других стран;
  • изображение герба РФ;
  • выставка детских рисунков “Моя Родина”;
  • выставка книг;
  • запись гимна России;
  • мультимедийный проектор;
  • персональный компьютер;
  • ручки, карандаши.

Ход мероприятия.

  1. Организационный этап

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

Участники разделены на 4 группы по 6 человек. Выполнив задание, ответив на вопрос, группа получает балл. В итоге подсчитывается количество правильных ответов, выявляется группа-победитель.

Учитель: 

 – Ребята, начнем наше мероприятие с игры.

Я, ты, он, она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой - друзья.

Учитель:  - Давайте с хорошим настроением продолжим наше занятие.

  1. Этап актуализации

Цели: обеспечить мотивацию учащихся, включение в совместную деятельность, актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

                                  Великую землю,

                        Любимую землю,

                        Где мы родились и живём,

                        Мы Родиной светлой,

                        Мы Родиной милой,

                        Мы Родиной нашей зовём.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Столица нашего государства? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут Президента России?

- Какие народы живут в России? (Русские, татары, чуваши, мордва, башкиры и т.д.)

Учитель. Широка страна наша родная. Много народностей и народов живёт на территории России. Это и русские, и украинцы, и татары, и ненцы, и чукчи и т.д. Говорят они на разных языках, но общий у них дом – Россия, общие традиции, общие праздники.

  • Мы живём в одном государстве, а, значит, являемся гражданами нашего государства – России.
  • Кто такой гражданин? (житель страны, который любит её, гордится ею, вместе с ней переживает радости и горе, старается сделать свою страну сильной и богатой, соблюдает законы своей страны).
  • А что такое закон? (нормы или правила поведения)
  • Зачем нужен закон? (чтобы каждый гражданин страны имел бы равные права и обязанности, чувствовал бы себя защищённым)
  • Как вы думаете, где собраны и записаны основные законы и правила государства?
  1. Учитель. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны - Конституция.

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Учитель: Тема нашего занятия посвящена Конституции России. Я предлагаю вам провести его в форме познавательной игры «Я – гражданин России. Изучаем Конституцию России», в ходе которой мы должны:

  • -показать, как умеем применять свои знания, полученные при изучении темы «Конституция России»,
  • -научиться слушать друг друга, соблюдать этику игры, работать в группах.

Каждая  игра имеет свои правила. У нас правила будут следующими:

  1. Класс делится на команды.
  2. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.
  3. Учитывается правильность и скорость выполнения задания, активность.
  4. Работу команд оценивает жюри.
  5. Помимо лучшей группы, жюри может объявить и лучшего игрока.
  6. Ответы команд оцениваются по пятибалльной системе.
  1. Этап применения знаний и способов деятельности

Цели:  развитие у школьников умения самостоятельно применять знания с учетом своего индивидуального познавательного стиля; обеспечение усвоения новых знаний на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Учитель. Итак, мы приступаем к игре.

I этап – исторический. «История Конституции».

- В каком году была принята действующая Конституция РФ? 

Учитель. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполняется 20 лет принятия Конституции РФ.

В переводе с латинского языка слово «Конституция» означает «устройство». Первая конституция появилась в США в 1787 году. Общество меняется, поэтому меняется и Конституция. В России последняя конституция принята 12 декабря 1993 года. Законы, которые вошли в Конституцию, долго обсуждались и были приняты всеобщим голосованием.

Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Действующая Конституция РФ особое внимание уделяет тому, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что государство является демократическим, а идеологическое и политическое многообразие являются важнейшими характеристиками конституционного строя.

II этап – геральдический. «Символы России».

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

-Что называют символикой России?

1. Гимн РФ.

Учитель. В стихотворениях русские поэты восхваляют русскую землю. Но главной «хвалебной песней» является гимн. «Гимн»- слово греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песнь».

Государственный гимн - один из символов страны. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Гимн исполняется в особенно торжественных случаях: во время праздников, подъёма государственных флагов, на торжественных собраниях, во время спортивных соревнований.

Чтение стихотворений учащимися.

         1 уч. Что такое гимн вообще?

                  Песня главная в стране!

                  В гимне российском есть такие слова:

                «Россия-любимая наша страна».

                 

        2 уч.  Россией гордимся, России верны,

                  И нету на свете лучше страны.

 

        3 уч. Гимн слушаем стоя и молча всегда:

                 Его нам включают в момент торжества!

 Слушание гимна России.

  1. Флаг РФ.

Учитель. Кроме гимна, государственным символом РФ является флаг.

 1)  Игра «Найди флаг России».

Работа в группах.

Задание: Среди флагов различных государств найти флаг России.

2) Беседа с обучающимися о флаге РФ.

Учитель.  В русском народном искусстве белый и красный цвет имеют особое значение: белый цвет—символ чистоты, а красный—символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а, значит, символизирует высокое и чистое.

Чтение стихотворений учащимися.

      4 уч. А флаг России –триколор, 

               Полотнище в три цвета.

               В нем яркой красной полосой

               Страна наша воспета.

     5 уч.  В России так заведено

               Что любят красный цвет давно.

               Не зря ведь названы у нас

               И площадь Красной, и изба,

               А также девица красна,

               Ведь красный – это красота.

     6 уч.  И цвет крови, и цвет жизни,

               И цвет верности Отчизне.

               Символы страны родной

               Помните, пожалуйста!

- В какой день мы отмечаем День Государственного флага России? (22 августа)

3)  Задание группам «Составь флаг РФ».

Работа в группах.

Задание: составить из полос цветной бумаги флаг РФ. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

  1. Герб РФ.

На доске изображение герба РФ. 

 - Что изображено?

Учитель. Процессом создания герба  занимается специальная наука - геральдика.

Создание герба - деятельность довольно сложная. В ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики, художники-графики, художники - эмблематисты.

Чтение стихотворений учащимися.

     7 уч.  На герб посмотрим: здесь орёл,

               Да непростой - двуглавый,

               Символизирует страну—

               Могучий, величавый.

               В Европе с Азией страна

               Раскинулась широко—

               Меж океанов и морей, от запада к востоку.

      8 уч.   Вот и взирает птица-царь

                 В две стороны внимательно:

                 В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,

                 Следит он обязательно.

                 В руках держава, скипетр есть,

                 Над главами—короны.

                 И всадник на коне верхом,

                 И змей, копьём сражённый.

Учитель:

-Где можно увидеть изображения герба России? На каких предметах? (деньгах, печатях, на фасадах государственных учреждений, на документах)

- Что он символизирует?

(Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом)

Вывод:

На доске изображение Герба РФ, Флага РФ, текста Гимна РФ.

Учитель: Мы, граждане России, по праву гордимся своими государственными символами.

        9 уч.   Имеет флаг, и гимн, и герб

                   Российская держава.

                   Как и все символы, они

                   Жизнь нашу отражают.

III этап - правоведческий. «Права, свободы, обязанности граждан России»

  1. Беседа с обучающимися.

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но всё же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

- Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет, есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким, по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

  1. Права и обязанности граждан, данные Конституцией РФ.

– Какое право имеет человек как личность?

(Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)

– Частная собственность. Охраняется ли она законом?

(Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им).

– Можно ли жестоко относиться к человеку?

(Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению).

– Чем должен быть защищён человек?

(Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом).

– С помощью чего может человек защитить свои права?

(В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда).

– Какие права имеет человек на своё жилище?

(Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию).

– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

(Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину).

– Какие есть права на владение имуществом?

(Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества).

– Какие социальные права имеет человек?

(Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области).

– Какие права имеет человек на труд?

(Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.  Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд).

– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

(Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти).

– Что можно сказать об образовании человека?

(Каждый человек имеет право на образование. Образование должно содействовать полному развитию личности).

– О чём не должен забывать человек?

(Каждый человек имеет обязанности перед обществом. О них он не должен забывать).

  1. Игра «Да! Нет!»

Учитель. Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

  1. Работа по группам. «Продолжи фразу»

Каждый человек имеет право на ………………..(свободу слова)

Каждый человек имеет право на……………….. (бесплатное среднее образование)

Каждый человек имеет право на…………...........(работу)

Каждый человек имеет право на ………………..(бесплатную медицинскую помощь)

Каждый человек имеет право на………………...(собственную неприкосновенность)

Каждый человек имеет право на ………………..(неприкосновенность его жилья и имущества)

IV этап – фольклорный. «Мудрость народная».

  1. Викторина «Права».

Учитель. А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

Работа в группах.

«Дюймовочка»

«Гарри Поттер»

« Три поросенка»

«Золотой ключик»

«Мороз Иванович»

 «Золушка»

«Красная Шапочка»

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

  1. Задание «Собери пословицу»

Учитель. О родине сложено много пословиц.

Работа в группах.

Задание. Дописать пословицы.

Одна у человека мать,                                                   одна у него и Родина.

Родная сторона –                                                           мать, чужая – мачеха.

Всякому мила                                                                своя сторона.

Где родился,                                                                   там и пригодился.

Кто Родине изменяет,                                                    того народ презирает.

Кто за Родину горой –                                                   тот истинный герой.

Вывод.  Учитель. Конституция – это права и обязанности гражданина РФ. Каждый из вас должен знать свои права: право на жизнь, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на образование и др. У каждого человека, и у вас тоже, есть свои обязанности - их нужно выполнять: вы обязаны прилежно учиться, достойно вести себя в обществе, уважать труд старших, знать символику своей страны и др. И тогда каждый из вас сможет сказать о себе –я - гражданин России.

Подведение итогов игры.

Дать оценку работы класса и отдельных учеников, назвать лучшую команду, выставить оценки, с учетом мнений участников группы.

Пока жюри подводят итоги, сами участники команд коллективно оценивают вклад каждого  в работу команды. Для этого вам даются специальные листы – протоколы (после заполнения они сдаются учителю).

Учитель. Прошу жюри подвести общие итоги работы команд, назвать команду – победительницу и лучшего знатока Конституции России. Победителям вручаются памятные дипломы.

У жюри есть право дополнительно назвать участников или команды, которые отличились в ходе игры.

IV. Итоги мероприятия

Цели: подведение итогов познавательной игры.

- О чем мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

- О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».

V. Этап рефлексии

Цели: инициирование рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками, обеспечение условия учащимися принципов саморегулирования и сотрудничества.

Учащиеся должны написать СИНКВЕЙН – стихотворение из пяти строк:

1 строка – ключевое слово;

2 строка – 2 прилагательных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – фраза, несущая смысл;

5 строка – 1 слово, резюме, вывод (имя существительное).

Заключительное слово учителя:

Во время игры вы показали свои знания. Спасибо. Надеюсь, будете применять знания и в жизни, ведь только тогда наша страна станет правовым государством, а общество – свободным и гражданским, общество, в котором будет согласие.

Ученики читают стихотворение

1 уч. Живу в России, россиянин – я!

         Я это сознаю, горжусь я этим!

         Россия – это Родина моя!

         Она милее мне всех стран на свете!

2 уч. В России небо голубее, зеленей трава,

         Здесь солнышко теплее греет!

         У человека Родина всегда одна.

         Поэтому и дорожим мы ею!

Использованная литература

  1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004. – 192с.
  2. «Классные, классные дела», под редакцией Степанова Е.Н., Александровой М.А, Москва, творческий центр «Сфера», 2005;
  3. Пчелов Е.В. «Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн», Москва, «Русское слово», 2002;
  4. Электронная энциклопедия  Кирилла и Мефодия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ, «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »

Используемый материал в классном часе знакомит с понятиями " государство,закон,гражданин, символика страны и др." ,способствует формированию чувства гордости за свою страну,воспитывает гражданств...

Познавательная игра "Я гражданин России"

На занятии дети говорят о символах нашего государста, получают первичные представления о понятиях "гражданин", "Конституция", "права и обязанност...

Классный час по теме: "Я - гражданин России", посвящённый Дню Конституции

Знакомство учащихся с основными государственными символами и Конституцией современной России, представление ученикам образа России как огромной многонациональной страны, во главе которой её столица - ...

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ - КВЕСТА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Цель деятельности учителя: способствование воспитанию любви к Родине, развитию познавательных компетенций.Задачи: формировать компетенции слушать и выделять главное, развивать речь, любознательность, ...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...