«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
классный час (3, 4 класс)

Крюкова Людмила Михайловна

                                             

Предназначена для работы с учащимися 9-13 лет. Способствует формированию у детей чувства гражданственности, любви к Родине, гордости за родное Отечество. Ребята делятся на 2 команды. Игра по станциям: "Историческая", "Природная", "Литературная", "Музыкальная", "Изобразительное искусство", "Космическая". За правильное выполнение заданий - жетон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie_ko_dnyu_rossii_ocx.docx87.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия – священная наша держава!»

Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

 ВоспитаниеПраздники Классному руководителюДополнительное образованиеДетские лагеря и каникулы

Предназначена для работы с учащимися 9-13 лет. Способствует формированию у детей чувства гражданственности, любви к Родине, гордости за родное Отечество. Ребята делятся на 2 команды. Игра по станциям: "Историческая", "Природная", "Литературная", "Музыкальная", "Изобразительное искусство", "Космическая". За правильное выполнение заданий - жетон.

Сценарий игры-путешествия ко Дню России

«Я - Гражданин России!»

Автор-составитель:

Крюкова Л.М., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3» г. Менделеевск.

Цель - способствовать формированию у детей чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине, гордости за родное Отечество.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания детей об историческом и культурном наследиирусского народа;

- способствовать формированию чувства уважения к Родине: ее истории, природе, обычаям, заветам, воплощенным в словестном, музыкальном, художественном творчестве;

- способствовать формированию эмоциональной связи между поколениями, чувства ответственности за свою Родину;

- развивать коммуникативные умения и навыки детей.

Оборудование:

- карточки с заданиями по станциям;

- жетоны;

- бумага;

- маркеры;

- шариковые ручки.

Возраст детей: дети младшего и среднего школьного возраста (9-13 лет).

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята!Сегодня замечательный праздник – День России!

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Родного неба милый свет,

О, Родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев сказал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, уней особенная стать…» и был совершенно прав. У нашей Родины «особенная стать»! Наша страна громадна. Россия тянется вдоль Северного Ледовитого океана на 23 тыс. километров. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. километров. В столице ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце.

На территории нашей страны много веков проживает бок о бок более 160 народов. Каждый из народов имеет свой особенный характер, свою культуру. Но, несмотря на то, что мы разные, все мы - россияне.

Россия еще и единственная страна в мире, которая находится и в Европе, и в Азии. В ней совершенно необыкновенным образом соединились прагматичность Запада и духовность Востока, превратив величайшую страну в уникальную.

Ведущий:Ребята, предлагаю вам совершить путешествие по нашей прекрасной Родине. Но для того, чтобы это путешествие стало еще более увлекательным, разделимся на команды. (В результате жеребьевки участники игры разделяются на 2 команды.)Выберете  капитанасвоей команды.Его задача – выслушать всех игроков, обобщить сказанное, выбрать участника, который даст ответ.Послушайте правила игры.  Наше «путешествие» будет проходить по станциям. Задания на станциях выполняют обе команды. За победу на каждом этапе игры командам выдаются жетоны. В конце «путешествия» подсчитывается количество жетонов, полученных каждой командой в течение игры. Команда с большим числом жетонов будет считаться победителем.

Станция «Историческая»

Ведущий:История Россия насчитывает более 1 тыс. лет. Первое письменное упоминание термина «Россия» датировано серединой Х века. Оно встречается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного как греческое название Руси. Предлагаю вам вспомнить основныевехиисторического путинашей Родины.

Ведущий зачитывает вопросы, а участники игры должны дать на них ответы. На раздумывание дается 30 секунд. Капитан команды, готовой ответить, поднимает руку. За каждый правильный ответ команде зачисляется 1 балл. Команде, заработавшей большее число баллов, присуждается победа. Ей вручается жетон.

        Вопросы:

Древние предки русского народа (Славяне).

Древние славяне обожествляли силы природы, приносили этим божествам жертвы. Как называлось это верование?(Язычество)

Основатель Государства Русского, основоположник великой княжеской,  а позднее царской династии, поднявшей достоинство и авторитет державной России (Рюрик).

Представителями какой династии были все правители Древнерусского государства и образовавшихся после его распада русских княжеств? (Рюриковичи)

Как назывались древние рукописи - исторические произведения Древней Руси?(Летописи)

Кто крестил русских людей  в водах Днепра в 988 году? (князь Владимир Святославович по прозвищу Креститель)

Русское войско во главе с князем Александром Невским разгромилтевтонскихрыцарейнаЧудском озерев1242 году. Вспомни название этой битвы (Ледовое побоище).

Князь, основавший столицу нашей Родины (Князь Юрий Долгорукий основал Москву).

Деревянный крестьянский дом (Изба).

Русская народная женская одежда без рукавов (Сарафан).

Традиционная русская обувь, плетенная из лыка липы (Лапти).

Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент (Балалайка).

Династия правителей Государства Российского, появившаяся после смерти последнего царя из рода Рюриковичей (Романовы).

Царь из рода Романовых, основавший русский флот и «прорубивший окно в Европу». Во время его правления была провозглашена Российская империя(царь-император Петр I Великий).

Город, основанный царем-императором Петром I. Когда-то являлся столицей Российской империи, сейчас – северная столица Российской Федерации и «музей под открытым небом» (Санкт- Петербург).

Над кем одержал победу русский народ в Отечественной войне 1812 года? (Над французской армией под командованием Наполеона Бонапарта)

После Октябрьской революции 1917 года произошел крах Российской империи. Какое российское государство образовалось вместо нее? (Союз советских социалистических республик (СССР)

Кто напал без объявления войны на СССР рано утром 22 июня 1941 года? (армия фашистской Германии)

Какое событие произошло 9 мая 1945 года? (Победа над фашисткой Германией и окончание Великой Отечественной войны)

Как стала называться наша страна после распада СССР?

(Российская Федерация)

Назовите государственные символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн).

Российский флаг – это полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Что символизируют эти цвета?

(Белый цвет - благородство и откровенность; синий цвет- верность, честность, целомудрие; красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь)

Станция «Природная»

Ведущий:Особенности географического положения и природных условий сделали Россию страной контрастов. На севере находитсяобширная (самая крупная в мире) арктическая зона с большим по площади массивом вечной мерзлоты. На юге страны – зона полупустынь и пустынь. Моря, реки, леса, тундры, степи, горные хребты живы разнообразными растениями и животными, обитающими там. Предлагаю вам отгадать кроссворд  о природном многообразии России.

Каждыйучастник  получает листы с кроссвордом (Приложение №1). Команда, котораябыстро и верно разгадает кроссворд, будет считаться победителем и получает жетон.

Вопросы по горизонтали:

1.Берёза, растущая в тундре (карликовая).

2.Это плодовое растение выращивают в садах Кавказа (персик).

3.Маленькая перелетная птичка, обитатель лесов, скверов и парков. Ее трели можно слышать всю ночь с конца весны до осени (соловей).

4.Родственница белки, в отличие от неё умеющая летать (летяга).

5.Стрекочущее насекомое с длинными усами (кузнечик).

6.Ценнейшее лекарственное растение, растущее на Дальнем Востоке, занесённое в Красную книгу России. Его корень напоминает человеческую фигуру (женьшень).

7.Хищное животное из рода кошачьих, обитает на берегах рек Амур и Уссури. Занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Красную книгу Российской Федерации (тигр).

8. Тёплое море России, на побережье которого летом любят отдыхать много людей (Черное).

9. И столица России, и название реки (Москва).

Вопросы по вертикали:

1. Хвойное листопадное дерево наших лесов (лиственница).

2. Самая длинная река России, которую с любовью называют «матушкой» (Волга).

3. Самое глубокое озеро в мире. Оно располагается в южной части Восточной Сибири России (Байкал).

4. Гриб, растущий преимущественно под осиной (подосиновик).

5.Кедровая сосна (кедр).

6.Ягода, растущая в заболоченных местах и встречающаяся во всех регионах северной и средней полосы европейской части России (клюква).

7.Самый крупный представитель семейства оленевых, обитатель наших лесов. В народе его называют сохатым (лось)

8.Мелколиственное дерево, символ России (береза)

9. Обитатель пресноводных водоёмов, отличительной чертой которого служат его клешни (рак).

Станция «Литературная»

Ведущий: Великие русские писатели на века прославили Россию своими литературными произведениями. ПушкинА.С., ЛермонтовМ.Ю., ЕсенинС.А., Тютчев Ф.И.,ГогольН.В., ЧеховА.П., Толстой Л.Н. и др. имена великих русских писателей известны не только каждому россиянину, но и во всем мире. С самого раннего детства мы начинаем наше знакомство с произведениями этих авторов. Ребята, предлагаю вам проверить свои знания русской литературы. Уверена, что вы справитесь с заданием.

        Командам предлагается набор карточек с портретами писателей(Приложение №2). Ведущий зачитывает отрывок из произведения, а команды должны определить, кто является автором этого произведения, и поднять  вверх карточку с его портретом.За каждый правильный ответ команде зачисляется 1 балл. Команда, у которой будет большее количество баллов, становится победителем и получает жетон.

«…Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха…»   (А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там»(И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак»)

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!»                     (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. (Собака оказалась сучкой.) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал - немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других...» (И.С. Тургенев «Муму»)

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»                (Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»

(Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»)

«Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?..»

(А.П. Чехов «Каштанка»)

«Черемухадушистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре…»                                         (С.А. Есенин «Черемуха»)

«В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её…»

(Л.Н. Толстой «Лев и собачка»)

Станция «Музыкальная»

Ведущий:Музыкальная культура русского народа формировалась и развивалась на основетрадиций в процессе многовекового исторического пути России. Онавключает в себя богатое музыкальное наследие: русский музыкальный фольклор, творчество русских композиторов XVI—XXI веков, русский романс, творчество бардов.М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и другие имена великих русский композиторов известны во всем мире. А русская народная песня «Калинка» и русский романс «Очи черные» стали визитной карточкой России. Ребята, предлагаю вам вспомнить очень известные русские песни.

Командам предлагается набор карточек (Приложение №3).Отрывки текстов песен разбиты на отдельные строки. Первая (начальная) строка отрывка текста выделена жирным шрифтом.Каждая команда должна собрать текст песни и спеть ее. Кто быстрее справится с заданием, тот становится победителем. Команде-победителю вручается жетон.

Гимн России

Россия - священная наша держава,

Россия -  любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!

Катюша

Расцветали яблони и груши, 

Поплыли туманы над рекой. 

Выходила на берег Катюша, 

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила 

Про степного сизого орла, 

Про того, которого любила, 

Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья, 

Ты лети за ясным солнцем вслед 

И бойцу на дальнем пограничье 

От Катюши передай привет.

Станция «Изобразительное искусство»

Ведущий: Русское изобразительное искусство имеет очень богатую историю. Оно формировалось и развивалось в  процессе многовекового исторического пути России. В Древней Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с усвоением канонов христианства. В то время возникает и развивается иконопись. После реформ царя-императора ПетраI происходит проникновение западных влияний на русское изобразительное искусство. А.Рублев, В.Васнецов, В.Суриков, И.Репин, А.Врубель, В.Серов и другие великие мастера прославили русское изобразительное искусство во всем мире.         В изделиях русских народных промыслов, таких как Гжель, Городец, Палех, Хохлома и других, отражается неповторимость русской традиционной культуры. Расписную деревянную куклу Матрёшку знают во всем мире. Она считается одним из символов русской культуры.

        Ребята, сейчас предлагаю вам примерить на себя роль художника. Но в нашей игре художник будет творить свой шедевр закрытыми глазами. Одному игроку в каждой команде завязывают глаза и вручают листок и маркер. Остальным выдают картинку, которую должен нарисовать «слепой художник» (Приложение №4). Каждый участник команды долженпоочередно подсказывать направление движения руки художника.  Например, вправо, влево, вниз, вверх, нарисуй круг, под ним квадрат. Побеждает команда, рисунок художника которой больше похож на оригинал. Команде-победителю вручается жетон.

Станция «Космическая»

Ведущий: Эта станция посвящена важнейшим этапам развития российской космонавтики и ее достижениям. Россия сделала большой вклад в освоение космоса и славится своими достижениями в развитиипилотируемой космонавтики и ракетостроения. Вспомним же «героев» российской космонавтики.

Командам  выдаются листы с заданием (Приложение №5).Их задача- пользуясь подсказками, отгадать«героев» российской космонавтики.Тот, ктобыстро и верно выполнит задание, будет считаться победителем. Команде-победителю вручается жетон.

Русский ученый, который первым выдвинувший идею об использовании ракет для космических полетов. Его называли «отцом русской космонавтики».

ЦИ_ _ КОВ _ _ _Й                (ЦИОЛКОВСКИЙ)

Он стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники, создал первый пилотируемый космический корабль.

К_ _ _ЛЕВ                         (КОРОЛЕВ)

Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли?

С_ _ Р                        (СССР)

Домашнее животное - первое живое существо, побывавшее в космосе.

_ _БА_ _                         (СОБАКА)

Советский летчик, который первым в мире совершил полёт в космос.

_ А_ _ _ _Н                 (ГАГАРИН)

Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полетЮ.А.Гагарин?

ВО_  Т_ К-1                (ВОСТОК-1)

Что сказал Ю.А. Гагарин в первую секунду полета?

ПО_ Х_ _ _                (ПОЕХАЛИ)

Первая женщина-космонавт.

ТЕ_ _Ш_ _ _А                (ТЕРЕШКОВА)

Ведущий подводит итоги игры-путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

Игра - путешествие "Я воспитываю гражданина"

Данная разработка классного часа  познакомит учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «конвенция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; помож...

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Игра-путешествие "Священные сооружения"

мастер-класс "Игровые технологии" на уроках ОРКСЭ...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....