Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Гребенюк Елена Николаевна

 

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории    

                         России.

                        2.Обобщить  и систематизировать  знания  о  Петре 1  и  Петровской  эпохе.

                        3. Развивать  познавательную  активность, пополнять  словарный  запас   

                           учащихся, развивать  устную  речь, повышать  интерес  к  изучаемому

                           предмету , создать  эмоциональный  настрой, прививать  интерес  к

                           истории  родного  государства.

 

Оборудование: 1. Мультимедийный  проектор.

                            2. Ноутбук  учителя.

                            3. Ноутбук  учащихся ( классмейт)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_petru-1.doc59 КБ
Office presentation icon to_akademik_to_geroy.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 станицы Новомалороссийской

муниципального образования Выселковский район Краснодарского края.

Урок с  применением  ПК классмейт

Окружающий мир

Тема урока: «Россия  в 18 веке. Петр  Ι - царь преобразователь. Новая  столица  России- Петербург.

               Провозглашение  России  империей.»

4 класс.

Автор: Гребенюк  Елена  Николаевна

                                                           учитель начальных классов

 

                                                     2009

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории    

                         России.

                        2.Обобщить  и систематизировать  знания  о  Петре 1  и  Петровской  эпохе.

                        3. Развивать  познавательную  активность, пополнять  словарный  запас    

                           учащихся, развивать  устную  речь, повышать  интерес  к  изучаемому

                           предмету , создать  эмоциональный  настрой, прививать  интерес  к

                           истории  родного  государства.

Оборудование: 1. Мультимедийный  проектор.

                            2. Ноутбук  учителя.

                            3. Ноутбук  учащихся ( классмейт)

                                             

                                                   Ход  урока

1.Организация  начала  урока.

2. Сообщение  темы  и  цели  урока.

( слайд № 1)

Учитель.  То  академик, то  герой,

                  То  мореплаватель , то  плотник-

                  Он  всеобъемлющей  душой

                   На  троне  вечный  был  работник.

 О  ком  так  сказал  А.С.Пушкин?

Дети. Это - Петр I.( слайд № 2)

Учитель. Сегодня  мы  с   вами  поговорим  о  Петре  Первом.

3.Актуализация  знаний.

Учитель. Посмотрите  на  даты , записанные  на  доске. Что они обозначают?( слайд № 3)

Дети .Дата  рождения  Петра  I. Годы  правления.

Учитель. К  каким  векам  относятся  эти  даты?

Дети. Это  17-18 века.

Учитель. Прежде  чем  мы  продолжим  разговор  о  Петре I, выполним  задание  на  доске. Подберите  к  словам  левого  столбика  синонимы  из  правого. ( слайд № 4)

Подбор  и  проверка  под  контролем  учителя.

Учитель. Повторив  исторические  термины, мы можем продолжить  беседу  по  теме  нашего  урока. Давайте  вспомним , как  описывают  в  исторической  литературе  Петра I.

Нарисуем  словесный  портрет  этого  человека.

Подготовленный  ученик рассказывает  о  Петре  I. ( слайд № 5)

 Одиннадцатилетний  Петр  был  живым , красивым  мальчиком. Он был  чрезвычайно любознателен, тянулся  ко  всему  новому, хотел  узнать и  усвоить  всякое  дело.

 Позже  Петр I  овладел  в совершенстве  14  ремеслами. Руки  его  были  вечно  в  работе  и с них  не сходили  мозоли. Петр  первый  говорил: « Я  царь, а  у  меня  мозоли  на  руках». Безделья  он  не  терпел и  день  его  был заполнен  до  предела.

  Он  был  прост  в  обращении  с  людьми. Петр I  поступал  во  всем  прямо  и  просто  и  от  других  требовал  того  же-  простоты  и откровенности, не  мог  терпеть  уверток.

   Петр был  великан – без  малого  трех  аршин  ростом, целой  головой  выше  любой  толпы. От  природы он силач, постоянное  обращение  с  топором  и  молотком  еще  более  развило  его  мускулатуру. Он  мог  не  только свернуть  в  трубку  серебряную  тарелку , но  и  перерезать  одним   ударом  рулон  сукна.

 Учитель. Вот  таким  был  Петр  I  человеком. Давайте  докажем , что он  также  много  потрудился  для  славы  России.

4.Работа  по теме  урока . Закрепление  знаний  учащихся.

       а) работа  в  группах ( задание  группам  было дано  за неделю  до  урока  с целью самостоятельного  поиска материалов  по  теме  урока).  

    Класс  делится  на 4 группы. Каждая  группа  получает файл  учителя  с  планом  рассказа  о  определенном  периоде  жизни Петра  Первого. Группа  готовит  рассказ  по  предложенному  плану.

1-я  группа. « Оружие» .

1.Любимые  игрушки.( слайд №6)

2. Потешные  войска. ( слайд №7) 

3.Регулярная ( постоянная)  армия. .( слайд №7)

4.Сражения  и  победы.

Ответ  учащихся.

Уже  с  ранних  лет в Петре  начала  обнаруживаться  склонность  к  воинским  забавам. Когда  он  немного  подрос , он  завел  игру  в  солдаты  со  сверстниками . составил  из  них  « Потешные  полки». Командовал  ими , сооружал  земляные  крепости  и  штурмом  брал  их. С  возрастом  эти  игры  становились все  серьезнее. На  царскую  службу  он брал  всех. Со  временем  эта  игра  превратилась  во   всестороннюю  воинскую подготовку  с  освоением  оружия  и  приемов  боя. С  них  и  начиналась ( постоянная) русская  армия.( рассказ  сопровождается  показом  слайдов).

  2-я  группа « Корона»

1.Десятилетний  царь. ( слайд №8)

2.Начало  самостоятельного правления

3.Присвоение   титула  Император. ( слайд №8)

4.Признание  России  Европой.

Ответ  учащихся.

В  1721 году  Петр  Первый  принял  титул  императора. Гений  Петра , как  государственного  деятеля, политика, дипломата и полководца  признан  всеми  поколениями. И  новый  титул , принятый  им , -  императора, вполне  обоснован. Именно  с  этого  времени  Россию  во  всем  мире  стали  называть  Российской  империей.

3-я  группа « Корабль»

1.Ботик. .( слайд №9)

2.Рождение  российского  флота. .( слайд №9)

3.Царь- плотник.

4.Учение  Петра  корабельному  делу. .( слайд №10)

5.Образование  первой  верфи. .( слайд №11)

6. Российский  Военно- морской  флот. ( слайд №12) ,( слайд №13,№14)

Ответ  учащихся.

Сколько  себя  помнил  царь  Петр , его  всегда  интересовали  корабли. Сначала  он  с  интересом  рассматривал  картинки, модели  кораблей. На  прудах  в  Преображенском селе , где  он  жил, Петр  впервые  плавал  на  лодках. Потом  нашли  в  сарае  и  отремонтировали  старый  ботик. Много  времени прошло , пока  освоил  царь все  премудрости  парусной  науки. Потом  и  сам научился  строить  корабли.

   Понял  Петр , что  России  нужен  свой  морской  флот,  нужны  офицеры  и  матросы, нужны  кораблестроители . Он  стал  создавать  навигацкие  школы  ,  ремесленные  училища и  много  других  образовательных  заведений. В  воронежской  губернии  была  образована  первая  верфь, где  строили  корабли.

    Благодаря  Военно- морскому  флоту  Россия  одержала  победу  над  воинственной  Швецией  в  Северной  войне , продолжавшейся  21 год, и  получила  выход  в  Балтийское  море  прорубив  « Окно  в  Европу».

  4-я  группа « Бритье бороды»

     1.Новые  порядки  царя.

     2. Преобразования , осуществляемые  для  улучшения  жизни.( слайд№15)

     3.Петровкие  реформы  в  образовании.

     4. Культура  народа.( слайд № 16)

   Ответ  учащихся.

С  именем  Петра  Первого , великого  преобразователя  России, мы  связываем  грандиозные  успехи страны. Это  были настоящие  преобразования  во  всех  областях:  науке, технике, экономике, культуре.

 - Новый  год  стали  отмечать  1-го  января  от  Рождества  Христова.

 - Приехав  из- за границы , он  начал  обрезать  боярам  борода  и  укорачивать  длинные , до  земли одежды, мешавшие  работать.

 - Молодых  дворян  посылали  учиться  даже  за  границу.

 - В 1725г  в  Петербурге  была  открыта  первая  Российская  Академия  наук.

 -  Был  основан  первый  в  стране  музей  Кунсткамера .

 - Выпущена  первая  газета « Ведомости».

 - Построен  Санкт- Петербург.  

5. Обобщение  изученного  материала.

 а) работа с таблицей- схемой.

 Учитель. Мы с  вами  доказали, что  Петр Первый  внес  коренные  изменения  в  жизнь  и  историю  России во  всех  ее  сферах.

Давайте  обобщим  все  услышанное  на уроке.( слайд № 17  таблица-  схема.)

  б) выполнение  обобщающего  теста  

А  сейчас  ответим  на вопросы  приготовленного   теста  по  теме  нашего  урока.

Повторение  Т.Б. при  работе  с  классмейтами.

- Подключение классмейт П.К к главной  программе  ноутбука  учителя.

- Передача  теста  учителем  на  классмейт  учащихся.

- Выполнение  теста  уч-ся  после  получения  предварительной  инструкции  по  выполнению.

Учитель. Из  трех  предложенных  вариантов  ответов вам  нужно  выбрать один  правильный . На  выполнение  теста  отводится  5 минут. Каждое  правильно  выполненное  задание  оценивается  в 1- балл. При  наборе  

                                          6 баллов- оценка «5»

                                          5 баллов- оценка «4»

                                          4-3 балла- оценка «3»

                                          2-0 баллов- оценка «2»

                Обобщающий  тест.

1.Какую  страну  отучил  воевать  Петр-1.

   А) Швецию

   Б) Англию

   В) Польшу

2.В  какое  море  получила  выход  Россия  после  победы  над  шведами.

   А) Черное.

   Б) Балтийское.

   В) Баренцево.

3.В  каком  году  Россия  стала  империей .

   А) 1725г.

   Б)  1682г.

   В)  1721г.

4.Первая  русская  газета  называлась

    А) «Ведомости»

    Б) « Новости»

    В) « Россия»

5.В  каком  городе  был  открыт  1-й  русский  музей. Кунсткамера.

    А)  Москве.

    Б) Таганроге.

    В) Санкт- Петербурге.

6.Сколькими  ремеслами  в  совершенстве  владел  Петр-I.

     А)  10

     Б)  14

     В)  15

  - Отправление  выполненного  теста  учителю.

  -  Анализ  выполнения  работы  и  выставление  оценок  в  соответствии  с  заявленными  критериями.

6. Итог  урока.

Учитель. Можно  еще  многое  рассказать  о  Петре -I. С личностью  этого  человека  вы  подробно  познакомитесь на  уроках  истории  в  старших  классах . Петр-I  оставил  яркий  след в  истории  Российского  государства, вся  его  жизнь – это  служение  Отечеству.

                                                                                                                           ( слайд № 18)

7. Домашнее  задание .

Учитель. У  каждого  из  вас  сложилось  свое  мнение  о Петре  Великом . Напишите  небольшое  сочинение  о нем  к  следующему  уроку  окружающего  мира.  

          Текстовой  комментарий  с  рекомендациями  по  использованию  в  работе.

    В  конце  урока  учителю  необходимо  систематизировать  и  обобщить  пройденный  материал  по  теме «Россия  в 18 веке. Петр  1- царь  преобразователь.  Новая  столица  России-  Санкт – Петербург. Провозглашение  России  империей».

     Считаю  целесообразным  провести  тестовый  контроль  в  программе «e- Learninq». Тесты  составлены  так, что  в них  удается  реализовать  принцип интенсивной  самостоятельной  деятельности  учащихся, реализуемый  за счет каскада  логически  взаимосвязанных  развивающих  заданий.

      Тест  с  несколькими  вариантами  ответа  позволяет  осуществить  принцип  гарантированного  успеха  в  учении. Тест  основан  на  предварительной  обобщающей  работе  в  группах, что  формирует у  учащихся  умение  работать  в  коллективе, складывающиеся  из  анализа  ответов  товарищей  и  выбора  правильного .

      Предваряет  тестовую  работу  мультимедийная  презентация , что  позволяет  эмоционально  обогатить  урок  и  вызвать  чувство  удивления , гордости за свое  государство. Способствует  возрастанию   уровня  познавательного  интереса  детей. Тест  осуществляемый  в  режиме  обратной связи, повышает  способность  ученика  к  осознанному  выбору.

Литература:  Иллюстрированная  история  России .Издательство « Русич», 2002.

                         Северная  столица. Основание  Петербурга .  Издательство «Белый  

                          город», Москва 2001.

                          Программное  обеспечение MS Power  Point , «e- Learninq».

                          http:// imaqes. yandex.ru.

               

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Россия в 18 веке. Петр 1- царь преобразователь. Новая столица России-Петербург. Провозглашение России империей.» УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС УЧИТЕЛЬ МОУСОШ № 18 Гребенюк Елена Николаевна

Слайд 2

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник- Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник

Слайд 3

30 мая 1672г. 1682 – 1725 г.г.

Слайд 4

Реформа уровень развития Цивилизация большое государство Титул преобразование Хроника звание Империя победа Виктория служители церкви Духовенство летопись

Слайд 5

ДЕТСТВО

Слайд 6

«Я царь, а у меня мозоли на руках…»

Слайд 7

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

Слайд 8

ПОТЕШНЫЕ ВОЙСКА. РЕГУЛЯРНАЯ АРМИЯ

Слайд 9

ТИТУЛ ИМПЕРАТОРА

Слайд 10

АНГЛИЙСКИЙ БОТИК. КОРАБЛИ НА ФЛОТЕ

Слайд 11

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА. НАВИГАЦКИЕ ШКОЛЫ. 1-я АКАДЕМИЯ НАУК.

Слайд 12

В РАБОТЕ НА ВЕРФИ

Слайд 13

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

Слайд 14

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ

Слайд 15

Бритье бород. Новый европейский костюм.

Слайд 16

Основание Санкт-Петербурга Первый русский музей-Кунсткамера Первая газета «Ведомости»

Слайд 17

Петр I основал ввел Санкт-Петербург Российский флот Первый русский музей, академию наук Публичную библиотеку и типографию Навигацкие школы и ремесленные училища Новое летоисчисление Европейские традиции Брить бороды Пить кофе Носить европейскую одежду

Слайд 19

… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего… Петр Великий … А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего… Петр Великий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петр I. Основание Санкт-Петербурга

Тема: Необычный царь Петр I. Основание Санкт-Петербурга.Цели:- познакомить уч-ся с историческими преобразованиями в стране во времена правления Петра I, показать заслуги, за которые народ прозва...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"

В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...

Памятники Петру I в Санкт-Петербурге

Презентация предназначена для учащихся 2-4 кл. Можно использовать в урочной (окр.мир, история, изобразительное исакусство) и внеурочной деятельности, для проведения  занятий по "Истории Санкт-Пет...

Памятники Петру I в Санкт-Петербурге

Данная презентация поможет познакомиться с памятниками Петру I в Санкт-Петербурге...

Памятники Петру I в Санкт-Петербурге

Презентация подойдет для внеурочной деятельности "Мой город - Санкт-Петербург" в начальной школе, а так же в 5-7 классах...


 

Комментарии

Фокина Наталья Александровна

Спасибо. Очень полный и интересный материал с презентацией.