Конспект урока окружающего мира для 4 класса на тему « Чему и как учились в России при Петре I» УМК «Начальная школа ХХI века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шальнева Надежда Юрьевна

Разработка делового урока окружающего мира для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное  образовательное учреждение

                      СОШ№279  г. Гаджиево Мурманской области

Конспект урока окружающего мира для 4 класса

на тему « Чему и как учились в России при Петре I»

УМК «Начальная школа ХХI века»

Выполнила:

                          Учитель начальных классов:

Шальнева Н.Ю

г. Гаджиево 2021г

Тема урока: «Чему и как учились в России при Петре 1?»

Цель :Формирование представления детей об особенностях образования в России при Петре I

Задачи:

Образовательные:

  • Объяснить, что и как изменилось в системе образования России при Петре 1;
  • рассказать, какие учебные заведения были открыты, кого они готовили;
  • познакомить с деятельностью М.В. Ломоносова

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к учебе, расширять кругозор детей, поощрять любознательность

Развивающая:

способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, внимания

Оборудование:презентация, конспект урока, учебник по окружающему миру, информационная папка для работы в группе

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь находить в тексте исторический материал;
  • анализировать данную информацию, выбирать нужную, заполнять таблицу самостоятельно;
  • устанавливать зависимость между историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.

Метапредметные:

  • уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; какой?
  • умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.
  • уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном;

Личностные:

  • проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.

Ход урока:

Орг . момент

Настрой на плодотворную работу перед уроком

Хлопни в ладоши, если фраза о тебе.

Я пришел сегодня в школу с отличным настроением

У меня есть одноклассники с которыми приятно общаться

Я готов помогать своим товарищам в трудную минуту

Я люблю путешествовать

Я тоже очень люблю путешествовать и сегодня вместе с вами мы совершим очередное путешествие в историю государства Российского.

Но прежде чем перелистнуть очередную страницу, давайте вспомним о том что уже знаем.

Хлопают

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Перед вами кроссворд (появляется на экране, коллективная работа)

  1. Помещение, в котором учились крестьянские дети. (изба)
  2. На чём писал ученик, когда ещё не было тетрадей? (береста)
  3. Как звали одного из первых летописцев?  Нестор
  4. Тот, кто сам видел какое-то событие. Очевидец
  5. С именем какого князя связано открытие первых школ?  Владимир
  6. Как называется азбука, которой мы пользуемся по сегодняшний день? Кирилица
  7. «Повесть временных лет», «Апостол», летописи что это такое? Памятники

Какое ключевое слово появилось? ИСТОРИЯ

А что такое история? (дети)  

Путешествовать во времени  нам помогает знание веков .

У каждого на парте есть закладочка с лентой времени, поработаем с ней

На закладках у учеников и на доске записаны даты:

    988            1564      1682      1701          1714        1755            1764             2017

Какому веку соответствует каждая дата?   ( Проверим себя) 1 у доски

А какие события соответствуют этим датам?  Коллективно

Обратите внимание 3 новых даты относятся к 18 веку

На прошлом уроке мы говорили об образовании до 17 века, кто догадался, о чём пойдёт речь на этом уроке? Проверим наши догадки. Откроем учебники на с. 81

Прочитаем тему урока. А кто такой Петр 1? (дети)

III. Формирование новых знаний.

1. Объяснение учителя.

– Не зря Петра I (1672–1725) называют Великим. Он хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. Поэтому царь издал указ, по которому дворяне были обязаны учиться. Дворянин, который не получил образования не имел права  жениться. Многих молодых людей царь посылал учиться за границу. Когда они возвращались, Петр лично их экзаменовал. Дворяне, побывавшие за границей, перенимали некоторые европейские обычаи, моду. Петр всячески это поощрял. Дворянам предписывалось одеваться на европейский манер, по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе. Именно при Петре I на столах у богатых людей появился картофель, ранее неизвестный русским людям.

К 1701 году относится открытие в Москве школы морских и навигационных наук с более сложной программой, включающей помимо математики черчение, астрономию и другие предметы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. За непосещение уроков штрафовали или наказывали палками.(отсюда пошло выражение учиться из-под палки)

В 1714 открылись так называемые цифирные (начальные школы), где давались элементарные знания грамоты и счета. Их было примерно 40 в разных городах. В гарнизонных школах обучали детей солдат.

А что вы можете добавить о Петре 1? (дети)

Говоря об образовании при Петре 1 какие вопросы мы можем затронуть?

(о школах, предметах, которые там изучались, об учителях)

А с какими школами проще всего сравнить петровские школы?

Сравним сегодняшние школы со школами 18 века.

Наш урок мы построим в виде исследования, а сами выступим исследователями. А кто такие исследователи?

Работать будем в группах  . Все помнят правила работы в группе?

Перед вами информационная папка, в которой пошагово показано, что вы должны сделать для изучения темы образования в 18 веке.

Вы будете анализировать тексты, документы. На всё исследование вам отводится 10 минут. Сразу определите, кто будет представлять работу вашей группы. По звонку колокольчика работа останавливается.

Результатом нашей работы станет сравнительная таблица, которую мы заполним вместе.

Сравнительные признаки

 Школа при Петре I

Современная  школа

Желание учиться

        Из-под палки

Хотят учиться

1. Возраст обучаемых

 От 11 до 23 лет

 От 7 лет

2. Кто обучался (-ется)

 Мальчики, юноши из богатых семей,

Указ зачитать

Все мальчики и девочки 

Конституция зачитать

3. Кто учил(-т)

 Бывшие солдаты, дьячки, крестьяне, научившиеся читать и писать

 Квалифицированные

педагоги

4. Продолжительность обучения

 10-15 лет

9-11 лет 

5. Учебные предметы

 Чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, закон божий, рисование

Чтение, письмо, математика, история, география, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык …..

6. Трудности

переполненные классы,

перегруженность учеников

не хватало учебников и тетрадей,

мало образованных учителей,

жестокое наказание

 Леность мысли,

нежелание учиться

 гаджеты

Слайд

Учитель: Скажите, почему Петр уделял много внимания военному образованию? (дети отвечают). Как продолжается дело Петра в нашей школе? (ответы детей)

(Слайд)

Верно через кадетские и юнармейские классы! Это движение развивается сейчас

Слайд

Учитель: Петр  I - крупный государственный  деятель.  Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, целеустремлённый, сильный, смелый и трудолюбивый  правитель.  Переживал за судьбу своей страны, многое делал, чтобы Россия стала сильной, образованной  державой. Любил свою Родину! Ребята, а как  можно назвать Петра I? Верно патриот своего Отечества! Как вы думаете, рад был бы император Пётр 1 делам учеников нашего класса, что бы сказал Пётр 1 сегодня вам, ученикам 4 класса.

Вернемся к началу урока.  Нашли ли мы ответ на вопрос: как изменилось образование при Петре I? (работа с лентой дат, ставим + около дат, которые были неизвестны

Подведение итога, рефлексия

Если группа работала слаженно, чётко, помашите российским флагом, если были небольшие проблемы при работе покажите сигнал группы

Попробуйте закончить следующие высказывания.

На уроке я узнал...

Мне удалось.....

Мне было сложно.....

Меня заинтересовала (о)....

Меня удивила (о).....

Дз на экране


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....

Урок математики во 2 классе по теме: "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" ("Начальная школа 21 века")

Данный материал может быть использован коллегами для проведения урока математики по теме: " Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....