Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Смородинова Елена Эдуардовна

    Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx131.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая  карта  урока по окружающему миру

    4 класс « Система  Л.В. Занкова»

    Тема: Государственные символы России

    Тип урока: Изучение нового материала

    Цели урока: Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;

    Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; воспитывать чувство патриотизма.

    Оборудование на уроке: Презентация «Символы России» СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника Тесты. CD Гимн РФ ,карточки индивидуальной работы

    Формирование УУД :

    Личностные УУД.

     Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    Коммуникативные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Познавательные УУД

     Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь  отвечать на вопросы . Строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

    Регулятивные УУД

     Уметь определять деятельность и формулировать  тему и цель на уроке

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1

    Организационный момент.        Проверка домашнего задания.

    -Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

    «Что значит быть патриотом?  Что такое патриотизм?»  (ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ)(Запись на доске)

    -На прошлом уроке мы познакомились с устройством Государственной власти РФ Работа в группе

    - Как устроена и работает государственная власть России?  Составьте кластер по теме: « Государственная власть Российской Федерации»

    На доске 1ученик составляет кластер

    3 уч-ся работают по карточке. Заполнение таблицы.  

    Государственная власть Российской Федерации.

                    

    Законодательная

    Исполнительная

    Судебная

    Государственная Дума

    Президент

    Суд

    Совет Федерации

    Правительство

    Прокуратура

    Личностные УУД

    -Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    Коммуникативные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им

    2.

    -Кратко прокомментировать функции каждой ветви власти.

    - Как осуществляется Законодательная власть в России? 

    -Исполнительная  власть ?

    -Какая власть действует для соблюдения всех законов

    -судебная власть

    Познавательные УУД

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

    3.

    Физминутка

    4.

    Пословица о Родине    

    -Прочитайте. Что Вы прочитали? Дополните пословицу.

    Одна у человека мать, одна у него и …        Родина

    - Как вы  понимаете пословицу?

    Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине?

    Игра «Ассоциации»

    -Какие ассоциации у вас возникают, когда мы слышим слово, «Родина»? 

    -Что Родина для каждого из вас?

    (С этими словами учитель передает  картинку веточки  березы детям)

     Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

     -У каждого человека своя Родина.

    - Как называется наша  большая родина? А наша малая Родина?

    Ответы учащихся.)

    Учащиеся  передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. Д.

    Стихотворение читает ученица

    «Что мы Родиной зовем?»

    Личностные УУД

    -Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    Коммуникативные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

    5.

    Вводная беседа. Игра «Ассоциация»  Слайд  4  (показ презентации)

    -Обратите внимание на фото и скажите, какая страна вам приходит на ум, когда вы видите это изображение?

    - Почему вы справились так легко с этой игрой?

    -А что такое символы?

    -Где вы могли бы узнать эту информацию?

    -Давайте дадим точное определение слова Символы

    -Какие символы страны вам известны?

     Обобщение учителя: Слайд 5

    – Символ – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное  значение. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

    У нашей страны, как и у любого государства, есть свои  символы,  по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о  России:

    Назовите  эти  символы нашей страны?

    Это «народные», неофициальные символы нашей страны.

    -Почему их называют официальные?

     Учащиеся называют:

    (Бик – Бен часы) -Лондон,

     (Эйфелевая башня) – Париж, Франция,

    США (Статуя свободы)

    Они являются символами страны.

    В  толковом  словаре

    1ученик читает из словаря Ожегова пояснение к слову

    Символ объединения пяти частей света земного шара в олимпийском движении,

     голубь –символ мира

    Кремль, Красная площадь, матрёшка, Александр Пушкин, самовар, балалайка. Слайд 6

    Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания и документы.

    Познавательные УУД

    Уметь  отвечать на вопросы

    Познавательные УУД

    -Строить сообщения в устной и письменной форме;

    6.

    Наша страна огромна.  Посмотрите на карту  Слайд7

    -Гражданами какого государства вы являетесь?

    -  У каждого государства есть ёще символы государственные.

    Какой будет  тема нашего урока.

    Сформулируйте цель нашего урока?

     В ходе урока мы должны с вами ответить на вопрос

    -Какая связь между патриотизмом и  государственными символами страны? (на доске)

    -Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.

    -Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:

    Работа в паре .    Соедини стрелками.

    Карточка №1

    Подпишите  государственный символ России.

    - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов.         

    - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и  официальных документах.         

    - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.         

    На доске появляются карточки  слов

     ГЕРБ    ФЛАГ     ГИМН

    Российская Федерация

    Тема сегодняшнего урока Государственные символы России.

    Расширить свои знания  о государственных символах России.

    Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов

    Герб

    Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и  официальных документах

    Гимн

    Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства

    Флаг

    Регулятивные УУД

    Уметь определять деятельность и формулировать  тему и цель на уроке

    Коммуникативные УУД

    –Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    -Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

    7.

     -А теперь мы с вами отправимся на экскурсию  в  музей истории.  

    -Назовите человека, который поможет нам совершить такую экскурсию.

     -В чём заключается его деятельность?

    Сегодня нашими экскурсоводами станут многие ребята, которые получили заранее задание подготовиться.

     И 1 зал нашей экскурсии носит название «Герб»

     (слайд 8)

    – Что означает слово «герб» ,давайте послушаем сообщение ученика

    -Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия — древняя и могучая страна.

    -В центре герба еще один герб.  Чтобы узнать какой-решите  ребусы.

     Работа в паре

    -Какой ?

      -Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? Слайд 9

    - Где можно увидеть изображение российского герба?

    Экскурсовод

    Человек, который, кто руководит экскурсией, показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями.

    Выступают с сообщениями учащиеся

    Герб от немецкого  Еrbe  означает «наследство», «наследие». Изучением гербов занимается  наука  геральдика  

    Что же такое герб?  

    Давайте обратимся к  словарю Ожегова  Стр.220  Герб –Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

    До начала 16 века Россия  состояла из нескольких независимых княжеств, поэтому  единого государственного герба не было. Герб появился при  Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а  на оборотной- двуглавый орел. Еще до появления печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца.

    Почитание Георгия как святого началось с 5 в.  И название Георгиевской ленты ко дню Победы тоже связано с Георгием Победоносцем. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость»

    С принятием христианства почитание св. Георгия пришло и на Русь.

    Историки 18 века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии. На гербе Византии – очень сильного и богатого государства был орёл – символ непобедимости и силы. Поэтому царь решил, что Россия должна иметь орла, чтобы все знали, что Россия сильная страна.

    Но почему двуглавый орел?  Он смотрит на запад и на восток.

    Герб Москвы

    Москва — столица России.

    На флаге, монетах, печатях, официальных бумагах.

    Познавательные УУД

    – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

    9.

    Физкультминутка

    10.

    -Следующий зал  экскурсии: «Флаг России»

    Экскурсоводом станет….(подготовленные заранее учащиеся)

    -У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.  Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

    21 августа 1991 года ( на доске запись) Государственный флаг России вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День российского флага.

    -Проверим наши знания по  2залам экскурсии.

    Самостоятельная работа в тетради Окружающий мир на печатной основе с. 42 №96

     

    Проверка заданий

    Уч-ся рассказывают

    Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. С 1918 года флаг России был  красного цвета. Знамя Победы в 1945 году тоже было ярко красного цвета. Оно развивалось над рейхстагом. Традиция трехцветного флага пошла от Петра Первого. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный - символизировал храбрость, удаль, красоту. Синий - означал величие, красоту, ясность. Белый цвет – цвет чистоты и святости.

    Коммуникативные УУД

    –Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    Слайд10. Следующий зал «Гимн России» Экскурсоводом стану я сама.

    – Вы знаете, что такое гимн?

    -А какой информацией об этом символе страны можете вы поделиться на уроке?

    Работа  с учебником.

    Откроем стр. 112 последний абзац  вашего учебника и  прочитаем информацию  о гимне России.

    А теперь вспомним слова гимна. Мы его учили раньше на уроке литературного чтения.

    Прочитайте в паре по одной строфе учебника.

    Слайд № 11

    Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

    – Вспомните, когда звучит гимн?

    У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн -торжественная песня, прославляющая свою страну. Его исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

    Первый Государственный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А.Жуковским  и назывался он «Молитва русских». Гимн прославлял царя.Затем до 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. До 1944 года гимном нашей страны был Интернационал. Новый гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом бывшего Президента РФ В. В. Путиным от 01.01.2001 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

    Предлагаю вам прослушать (обязательно стоя) в записи гимн России.

    -Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

    Слайд11 Заключение Государственные символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы, ребята, должны гордится прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России должен знать и уважать каждый.

    Гимн - это слово греческого происхождения.

    Гимн – это торжественная  песня

    Гимн исполняют и слушают стоя.

     

    Дети самостоятельно работают с учебником.

    Дети  читают в учебнике слова гимна РФ

    Его исполняют на всех торжественных мероприятиях, официальных приёмах государства

    Звучит Гимн

    11.

    Работа с ноутбуком. Работа в группах

    Решение интерактивного  кроссворда

    Дети решают интерактивный кроссворд из приложения «Академия младшего школьника: 1–4 класс. Программно-методический комплекс»

    Познавательные УУД

    – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,  энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

    12.

    -  О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

    - Д/з   по выбору 1.Составить синквейн ( технология критического мышления) по теме урока.

    2. Найти сведения о государственных праздниках.

    Итог

    Надеюсь, что урок не прошёл для вас бесследно. Мне хотелось, чтобы вы помнили, что являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

    А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили вначале урока:  

    Какая связь между патриотизмом и  государственными символами страны?

    - В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан?

    О государственных символах страны.

    Патриотизм – любовь к Родине

    Государственные символы олицетворяют нашу Родину.

    Патриот  любит Родину и уважает ее государственные символы.

    Государственные символы – это символы единства и сплоченности народа, в этом их значение

    Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

    План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

    Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России"

    Технологическая карта урока по ФГОСу....

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Растениеводство» УМК "Школа России".

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Растениеводство»...

    Конспект урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России» 3 класс

    Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом....

    Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

    Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...